Папки-передвижки

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Прилепина Анна Олеговна
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Введение

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача - развитие ребёнка.

Дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли.

Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» размещена в разделах

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно

фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей дошкольного возраста необходимо включать : чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.

Русские народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в образовательной и в совместной деятельности.

Участники: дети средней группы, родители воспитанников, педагоги.

Возраст детей : 4- 4,5 года

Актуальность

Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовывать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так же в стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений - речевое развитие.

Использование детского фольклора соответствует данному направлению. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения, благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня) обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников. Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Произведения русского народного искусства через особую форму отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить.

Проблема, значимая для детей :

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка.

Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало, использование в работе с детьми устного народного творчества, создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного и морального опыта в межличностных отношениях.

Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

Цель: способствовать речевому развитию детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи:

для детей :

• знакомить детей с малыми формами фольклора;

• внимательно слушать и запоминать предложенный материал;

• использовать фольклорный материал в повседневной жизни;

развивая речь, добиваться правильного и четкого произношения слов;

• поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;

• совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

• побуждать детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.

для педагогов:

• проанализировать теоретический материал по данной теме;

• определить основные методы использования малых форм фольклора для развития речи детей дошкольного возраста;

• разработать комплексные мероприятия, способствующие реализации данного проекта.

• помочь детям в освоении разговорной речи, овладеть родным языком;

• способствовать обогащению активного словаря детей;

• самореализация.

для родителей:

• совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы;

• способствовать развитию заинтересованности родителей воспитанников в проводимой работе;

• выявление практических и теоретических умений родителей по развитию речи ребенка, как средства общения.

• определение наиболее интересных методов формирования речевой активности в домашних условиях. Выяснить, насколько активно применяют родители малые фольклорные формы.

Ожидаемые результаты:

для детей :

сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;

• словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями;

• будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи;

• воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

для педагогов:

• повышение теоретического уровня по теме самообразования;

• внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;

• самореализация;

• обобщение и распространение опыта.

для родителей:

сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей;

• повышение педагогической компетенции по вопросам речевого развития детей;

сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка.

Организационный этап

I этап – подготовительный

1. Подбор материала по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора».

2. Анкета для родителей: «Что вы знаете о русском народном фольклоре.

3. Разработка перспективного плана.

4. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

5. Подборка произведений малых фольклорных жанров.

6. Создание предметно - развивающей среды.

7. Привлечение родителей по данной теме. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

II этап - основной

Реализация разработанной системы работы по развитию речи у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Сентябрь

- Беседа с детьми о книгах.

- Консультация для родителей «Как научить ребенка любить литературу».

- Чтение, пересказ (дети) русской народной сказки «Репка».

- Проговаривание чистоговорок.

- Загадывание загадок о овощах, фруктах, грибах.

- Д/и «Во саду ли, во огороде.»

- Д/и «Свари борщ», «Свари компот».

- Подвижная игра «Каравай».

Октябрь

- Анкетирование родителей на тему: «Что вы знаете о русском народном фольклоре.

- Настольный театр на липучках «Репка».

- Разучивание считалки «Сидел петух на лавочке».

- Рассматривание иллюстраций к сказкам.

- Чтение, пересказ (дети) русской народной сказки «Колобок».

- Загадывание загадок о животных.

- Проговаривание чистоговорки.

Ноябрь

- Знакомство с колыбельной песней «Люли – люли - люленьки».

- Использование колыбельной песни в игре с куклами.

- Заучивание потешки «У оленя дом большой?».

- Настольная театр на липучках «Курочка Ряба».

- Подвижная русская народная игра «Жмурки».

- Лепка на тему «Яичко простое и золотое».

- Знакомство с пословицей «Добрые дела человека красят».

- Проговаривание скороговорок (тараторки).

Декабрь

- Консультация для родителей «Чистоговорки и скороговорки для детей 4-5 лет».

- Заучивание потешки «Лисичка».

- Настольная игра на липучках «Теремок».

- Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».

- Проговаривание чистоговорок.

- Театрализованная игра на липучках «Теремок».

Январь

- Дидактическая игра «Герои сказок» (кто лишний)

- Рисование на тему: «Герои сказки «Теремок»».

- Папка – передвижка для родителей на тему: «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста».

- Заучивание прибаутки «Вот журчит водица».

- Проговаривание чистоговорок

- Дидактическая игра «Продолжи строчку из сказки».

- Заучивание потешки: «Вышли мышки как-то раз».

Февраль

- Рассматривание иллюстраций к сказкам.

- Настольный театр «Теремок».

- Д/и «Узнай сказку по иллюстрации».

- Рисование на тему: «Домик для зверей».

- Проговаривание скороговорок.

- Продолжи потешку (заученные ранее).

Март

- Театральная постановка сказки «Заюшкина избушка»

- Загадывание загадок о природе.

- Чтение русской народной сказки «Война грибов с ягодами»

- Пальчиковая гимнастика «Игрушки-зверушки».

- Знакомство с поговоркой «Дома петух, а на улице курица».

- Проговаривание чистоговорок

Апрель

- Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».

- Подвижная игра «Мыши водят хоровод».

- Повторение потешек, которые были заранее выучены.

- Аппликация «Избушки для зайца и лисы».

- Проговаривание чистоговорок.

- Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

- Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Май

- Чтение русской народной сказки «Волк и лиса».

- Проговаривание скороговорок.

- Загадывание загадок.

- Пальчиковая гимнастика «Деревья».

- Дидактическая игра «Из какой сказки фраза».

III этап – заключительный

Презентация коллегам «Развитие речи детей дошкольного возраста

посредством малых форм фольклора».

Театрализованная постановка сказки «Колобок»

Результативность:

У воспитанников повысился интерес к народному творчеству. Словарь детей существенно обогатился. Они знают потешки, песенки, игры, сказки. Речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Ребята активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций, полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания в изобразительной деятельности. Дети стали более открытыми, раскрепощёнными в общении со взрослыми и своими сверстниками.

У родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни.

Заключение

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.

Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.

На этом возрастном этапе отмечается большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесного творчества народа.

Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм»Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм» Я думаю что и в наше время эта тема актуальна! Как хотелось бы, чтобы наши дети пели русские детские песенки, рассказывали сказки, потешки.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Прилепина Анна Олеговна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Опубликовано: 2 марта 2024 в 06:08
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД