Получи документы

«Игра как метод экологического воспитания». Из опыта работы

Лариса Секунова
«Игра как метод экологического воспитания». Из опыта работы

Описание игр, способствующих экологическому воспитанию

старших дошкольников

Описанные ниже игры применялись мною в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми с целью формирования элементарных экологических представлений.

Публикация «„Игра как метод экологического воспитания“, Из опыта работы» размещена в разделах

Активно применялись в практике работы с детьми дидактические игры. Они способствовали расширению и уточнению представления о природе (о растениях, диких и домашних животных, о значении солнца и воздуха в жизни человека и так далее, а так же развивали любознательность, стимулировали познавательный интерес к природе.

Дидактическая игра «Что в корзинку мы берем»

Цель: Расширить знания о том, какой урожай собирают в поле, саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представления о роли людей в сохранении природы.

Описание игры: Детям предлагают муляжи (карточки с изображением) плодов и просят распределить их по месту их выращивания. Игра осуществляется командой игроков – участников, но в обсуждении результатов участвуют зрители и педагог. В игру можно вносить элемент соревновательности.

Таким образом, применение дидактической игры при формировании элементарных экологических представлений активизирует познавательный интерес к деятельности и побуждает их к интеллектуальной активности (классифицировать, сравнивать, рассуждать, делать умозаключения, воспитывает экологическую культуру.

В процессе применения игр познавательного характера типа «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Что изменилось», «Что перепутал художник», «Логические цепочки» мы упражняли старших дошкольников в умении соотносить экологические понятия, расширяли и уточняли представления о них. Важно, что данные игры можно широко варьировать, подстраивая под уровень развития игроков и имеющиеся у них навыки владения данной игрой (с использованием наглядности, на словесном материале).

В ходе познавательной игры «Четвертый лишний» мы развивали умение обобщать, создавали условия для последовательного и обоснованного рассуждения по экологической проблематике. В качестве примера, мы приведем вариант игры, направленной на расширение и закрепление представлений о домашних и диких животных.

Выполнение: мы предлагали серию карточек. Каждая серия состояла из 4 –х карточек. Три карточки в каждой серии являлись однородными и могли быть обобщены по общему для них признаку, а одна карточка отличалась от них и должна была быть исключена, например, серия карточек, с изображением одного дикого животного и трех домашних.

С интересом дети участвуют в игре по составлению последовательности этапов развития бабочки (куколка – бабочка); роста овоща на грядке (семечко – плод); рыбы (икра - рыба) и подобное.

Я побуждала своих воспитанников участвовать в играх – беседах, играх – импровизациях, расширяющих представления о диких и домашних животных, их повадках, зависимости от человека; способствующих знакомству с многообразием явлений природы; с растениями и животным различных климатических зон и подобное.

Наш опыт работы показал, что старшим дошкольникам доступны игры, обучающие их умению рассуждать по проблеме, принимать участие в дискуссиях.

Игра «Какое слово я задумала»

Цель: формирование умения рассуждать по экологической теме; вступать в диалог в процессе решения проблемной ситуации.

Проведение: Мы сообщали детям, что будем играть в одну интересную игру.

- Я задумала слово, - начинали мы игру.

- Какое? - интересовались дети.

- А вот это у меня как раз и надо выпытать, задавая мне вопросы.

Мы заслушивали детей и подсказывали им, какой вопрос лучше всего задать в том или ином случае.

Например, мы загадали слово. Дети задавали нам вопросы, а мы на них отвечали:

- Это живое или неживое?

- Это живое.

- Это животное?

- Да.

- Дикое животное?

- Нет.

- Домашнее?

- Да.

- С рогами?

- Нет.

- Большое или маленькое?

- Оно размером с кошку.

- Какие уши?

- Длинные.

- Это кролик?

- Да.

Представленные ниже игры обучали вступать в диалог, высказывать своё мнение, обосновывать его, прослеживать логику беседы, обогащая экологические представления каждого ребенка.

В процессе экологического воспитания мы широко использовали игру – драматизацию.

Игра - драматизация по сказке «Спор животн

ых»[/u]

Цель: уточнение представлений о домашних животных и способах заботы человека о них; воспитание экологической культуры.

Оборудование: маски животных: коровы, лошади, собаки.

Предварительная работа: чтение сказки с последующим пересказом, пересказом по ролям.

Ход:

Педагог читает детям сказку К. Ушинского «Спор животных».

«Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.

Далее начинается диалог животных.

Так же дети с интересом инсценировали и разыгрывали по ролям стихотворения. Например, стихотворение «Как звери готовились в лесу к зиме» мы переделали в сценку «В лесу» с участием таких лесных животных как заяц, ежик, мишка, белочка.

Цель: Та же.

Нами отмечается, что дети с интересом инсценировали и разыгрывали по ролям небольшие сказки и рассказы природоведческого характера, а так же стихотворения доступные для их понимания и запоминания.

По итогам проведенной работы замечено, что дети с интересом участвуют в театрализованных постановках. Подобная деятельность, как мы убедились на практике, устраняет, преобладающее у многих дошкольников сказочно – игрушечные представления о животных, природе. Отмечено, что обсуждения произведения для игры – драматизации помогает обрести реалистические представления об окружающем мире.

Пальчиковые игры экологической тематики так же мы применяли в работе, задействую их в качестве гимнастики (профилактика утомления, развитие мелкой моторики). Отмечено, что эти игры способствовали уточнению экологических представлений. Например, пальчиковая игра «Засолка капусты» наряду с такими задачами, как - развитие моторных умений рук и пальцев, закрепляла знания о труде людей в осенний период. Дети с удовольствием выполняли массажные движения поочередно левой и правой рук, под нашим контролем согласовывая действия со словами стихотворения.

В процессе пальчиковой гимнастики «Весна» дети по очереди показывали руками полет птиц; изображали ветки деревьев и рост сосульки, закрепляя существенные приметы весны.

Воспитанию экологической культуры способствовали и подвижные игры.

«Летает, бегает, плавает, ползает»

Цель: уточнять знания о многообразии представителей мира природы.

Описание игры: По сигналу педагога дети выполняют действия характерные для называемого им зверя, птицы, рыбы, насекомого. Те, кто ошибся, уходят на «штрафную» скамейку.

«Ловля рыбы»

Цель: развивать представления о рыбах, как живых существах, живущих в воде и закрепить их названия; воспитывать интерес к природе.

Описание игры: Игроки делятся на две группы, становятся друг против друга. Одна группа – рыболовы (их меньше, другая – рыбы. Сначала между ними происходит разговор.

Рыбы. Что вы делаете?

Рыболовы. Невод.

Рыбы. Что вы будете ловить?

Рыболовы. Рыбу.

Рыбы. Какую?

Рыболовы. Щуку.

Рыбы. Ловите!

Рыболовы догоняют рыбу. Игра повторяется вновь, но каждый раз называется новая рыба.

Отмечено, что детям очень нравились игры, имитирующие действия и повадки животных. Например, игра «Зоопарк».

Сюжетно - ролевые игры, имеющие экологическую тематику, так же присутствуют в нашей копилке игр, направленных на воспитание экологической культуры. Оборудованием для таких игр служили наборы игрушек «Рыбалка», «Овощи и фрукты», «Строительные инструменты», большие по размеру грузовые машины, игрушечные ведра, грабли, фартуки и многое другое.

Мы предлагали детям игру «Магазин», где товаром являлись овощи и фрукты.

Обращалось внимание на пользу употребления овощей и фруктов для здоровья людей в сюжете «Готовим обед».

Так же дети с интересом откликнулись на такие сюжеты, как «Рыбалка», «Пикник». В процессе игровых действий обращалось внимание на необходимость беречь природу и бережно относиться к ней. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Увлекал детей и сюжет игры «Ферма». Мы видели, что особенно активно в этой игре принимали участие дети, имеющие опыт жизни и деятельности, связанной с изготовлением сельхозпродуктов, трудом в селе. По сюжету дети заготавливали мясо и молоко, везли их на рынок на продажу. Для игры привлекалось много участников: роли продавца, покупателя, «работника» и «фермера». Дети с увлечением готовили шашлык, «сажали» на грядках овощи, собирали фрукты, «пилили» доски, «рубили дрова».

Отметим, что организовать данные сюжетно – ролевые игры можно как на участке детского сада, так и в группе.

По нашему мнению, экологическая культура эффективно воспитывается и в процессе режиссерской игры. Например, с наборами игрушек «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные жарких стран», «Насекомые». В процессе этих игр дети расширяли и уточняли представления о многообразии животного мира и о роли человека в нем, а так же обменивались впечатлениями по данной проблематике, делились знаниями, полученными из книг и фильмов и, конечно, личного опыта. Например, игры «Ферма», «В Африке», «Истории из жизни леса» и другие.

Мы обратили внимание на то, что дети часто брали названные выше наборы игрушек и организовывали с ними строительные игры, где в процессе обыгрывания сюжета закреплялись знания о названии и назначении жилищ для разных животных в деревне (понятия коровник, конюшня и подобное) и формировалось представление о необходимости человека заботится о животных, а так же осознавалась важность животных и их полезность в жизнедеятельности людей. Например, сюжеты «В деревне», «Ферма», «Скотный двор».

Конечно же, для того, чтобы дети организовали и развернули сюжеты вышеперечисленных игр, мы много читали с детьми. Например, выдержки из книг «В Простоквашино», «Каникулы кота Егора» и подобное.

Таким образом, разнообразная игровая деятельность способствует экологическому воспитанию дошкольников в различных режимных моментах и во время учебно – воспитательного процесса. При этом игра может осуществляться как самостоятельно детьми, так и в совместной деятельности с педагогом.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Уважаемые родители! Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации.

Педагогический совет «Экологические знания — первое представление о мире» .

Библиотека изображений:

Публикация «Игра как метод экологического воспитания». Из опыта работы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лариса Секунова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
«Игра как метод экологического воспитания». Из опыта работы
Опубликовано: 29 марта 2014 в 14:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД