Лучший педагог года

Итоги работы по самообразованию и экспериментальной площадки по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Ирина Подойникова
Итоги работы по самообразованию и экспериментальной площадки по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Тема «Развитие логического мышления через формирования элементарных математических представлений» Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Формирование основ логического мышления – одна из важных задач дошкольной педагогики. В процессе развития логического мышления у ребенка формируется умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Важно, чтобы дети научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать свои суждения.

Публикация «Итоги работы по самообразованию и экспериментальной площадки по познавательному развитию в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.

В настоящий момент существуют различные педагогические технологии, отвечающие современным требованиям и позволяющим развивать основы логического мышления детей. Для того чтобы в некоторой мере облегчить процесс включения ребенка в школьное обучение нами и была выбранная данная тема.

Развитие логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к поступлению в школу и последующему обучению. Генезис мышления в дошкольном возрасте можно рассматривать как переход от наглядно - действенного к наглядно-образному, а затем к словесно - логическому. Умственное развитие дошкольника рассматривается как сложное взаимодействие и взаимосвязь этих видов мышления. Развитие мышления идет в практической деятельности. Игра и есть та деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих ценностей. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. Каждая игра – это общение ребенка с взрослым, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успехам сверстника и стойко переносить свои неудачи.

Используя логико-математические игры, как средство активизации в формировании логического мышления нами были поставлены -

Цели: целью изучения данной темы стало определение особенностей развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Для раскрытия выбранной нами темы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить методическую литературу по вопросу развития логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

2. Разработать систему работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста;

3. Создать условия для развития логического мышления у детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

4. Составить подборку дидактических игр и упражнений, направленных на развитие у детей наглядно – образного, логического мышления, внимания, памяти, интеллектуального развития.

3. Пополнить содержание предметно – развивающей среды дидактическими играми на развитие логического мышления.

4. Внедрять разработанный материал в работу с детьми дошкольного возраста в разных видах педагогической деятельности.

5. развивать у старших дошкольников с помощью развивающих игр логические приемы мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование);

6. формировать умение прослеживать, понимать, причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения;

7. укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;

8. воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.

9. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.

В начале учебного года нами был составлен перспективный план работы по самообразованию с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей моей группы.

Опираясь на план, в течение учебного года проводилась системная и планомерная работа по развитию логического мышления детей посредством занимательной математики.

В начале учебного года мы провели с детьми мониторинг по познавательному развитию и заметили, что у детей преобладает средний уровень развития.

На начало учебного года с высоким уровнем 32%, средним 68%, низким 0%. В конце учебного года показатель высокого уровня повысился до 58%, а средний уровень снизился на 26%

«Познавательное развитие»

Уровни Начало года Середина года Конец года

Высокий 32% 36% 58%

Средний 68% 64% 42%

низкий 0% 0% 0%

Анализ показал положительную динамику, т. к. высокий уровень выше на 16%, чем средний.

В данной области дети уверенно ведут прямой и обратный счет в пределах 20. Могут соотносить цифру с количеством предметов. Составлять задачи и решать их, пользуясь знаками «+», «-», «=». Научились измерять длину предметов, а также отрезки линий. Могут назвать геометрические фигуры. Хорошо ориентируются в окружающем пространстве, а также на листе бумаги, поверхности стола. Любят математические диктанты.

Для формирования логика - математических игр моим детям пришлось овладеть такими операциями как анализ и синтез, классификация, обобщение, сравнение, усвоить виды отношений между понятиями. Для развития этих операций, логического мышления и использовались различные игры.

Игры – развлечения.

Игры–развлечения я подбирала интересные по содержанию, занимательные по форме, разнообразны по характеру, тематике, способу решения. Они представлены были разного рода задачами, упражнениями, играми на воссоздание фигур – силуэтов, образных изображений из определённых частей. Решение осуществлялось путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям. Это игры, в которых из специально подобранного набора фигур надо составить фигуру – силуэт, используя весь предложенный набор фигур. Дети любят такие игры как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра».

Развивающие игры.

Следующая группа используемых игр, которые я предлагала детям, были такие, как – развивающие игры. Игровая деятельность состояла из набора развивающих игр, которые при всем своём разнообразии имели общую идею и обладали характерными особенностями. Каждая игра – это набор задач, которые ребенок решал с помощью кубиков, квадратов из картона. Развивающие игры были очень разнообразны по своему содержанию. Я не навязывала детям игры, а объясняла как можно играть в ту, или иную игру. Создавала атмосферу свободного и радостного творчества. К развивающим играм также подбирала игры, которые способствуют развитию мышления, сообразительности детей такие, как: «Части - целое», «Хорошо-плохо», «Аналогии», «Что в круге?», «Дорисуй», «Точка зрения», «Найди отличия».

Дидактические игры и упражнения.

Дидактические игры и упражнения предназначены расширить представления детей об окружающем мире, познакомить с новыми сведениями. Во время данных игр у детей формировалась такая система образов, которая позволяла выделять самое существенное в предметах, а также видеть их соотношения друг с другом и соотношение их частей. В данных играх дети получили знания путем исследовательской, творческой деятельности. Рассуждая и делая умозаключения, дети научились выделять самое существенное в предметах, а также видеть их соотношение друг с другом и соотношение их частей. Дидактические игры были такие, как: «Подбери узор», «Логические цепочки», «Сложи картинку», «Найди одинаковые предметы», «Домино».

Для того чтобы развивать логику непринужденно, мы использовали наиболее приемлемые и интересные методы и приемы для детей данного возраста.

Мы их познакомили с многофункциональной электронной игрой «Учись играя!». Она у нас в группе появилась недавно и очень привлекает внимание детей. Игра отлично развивает логическое мышление, а также усидчивость.

С помощью родителей пополнили и обновили дидактические игры по математике.

Достичь положительных результатов в работе по данной теме нам помогает использование некоторых форм работы с родителями :

1. Папка-передвижка «Живые геометрические фигуры».

2. Консультации «Развитие логического мышления детей: когда начинать и как это делать»; «Зачем логика дошкольнику.

3. Круглый стол «Виды логических игр для детей 6-7 лет».

4. Анкета для родителей «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста».

5. Памятка ««Математическое развитие детей в семье».

6. Индивидуальные беседы.

С помощью анкеты мы выяснили представления родителей о логическом мышлении детей. И итогом стала памятка, изготовленная для родителей.

Нами также изучена новая современная методическая литература, статьи, конспекты по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах. Разработала методические материалы, конспекты образовательной деятельности, картотеку по теме самообразования. Все это позволило нам повысить свой профессиональный уровень.

На родительском собрании, которое проводили в октябре 2021г. мы родителям рассказали о том, как правильно надо «Развивать логику вместе». Рассказали, что такое - логическое мышление - залог успеха. Логические мысли помогают нам выстраивать четкую картину происходящего, понимать и оценивать вещи и явления. - От чего зависит логическое мышление? Оно зависит от его быстроты, способности рассуждать, решать задачи в разных областях. - Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно игры способны увлечь ребенка и добиться успеха. Рассказала, о том, что занятия на развитие логики принесут свои плоды в школе. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, вследствие чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом. Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы и творческие способности. Познакомили родителей с играми, которые направлены на развитие логического мышления. Родителям было интересно самим поиграть в такие игры, как «Танграм», «Последовательность и закономерность». Из счетных палочек они по моему словесному указанию составляли – лопату, стул, флажок.

Давали рекомендации родителям:

1. Развивать воображение и творческую активность;

2. Формировать познавательные действия детей;

3. Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;

4. Формировать первичные представления у детей о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).

В ходе проделанной работы - отмечаем, что запланированная нами работа прошла хорошо. У детей сформировались представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величин, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях.

К концу учебного года дети стали проявлять находчивость, смекалку, сообразительность, стремиться к поиску нестандартных решений и Анализ показал положительную динамику на среднем уровне. Дети хорошо научились составлять задачи на сложение и вычитание. У детей развилась точная, аргументированная и доказательная речь. В процессе дидактических игр у детей развилось : внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие. Дети пойдут в школу интеллектуально и логически развиты.

Публикации по теме:

Интегративное занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Наш родной край — наша Родина» Интегративное занятие по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «Наш родной край – наша Родина» Цель:.

Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до»Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной к школе группе(2017-2018 уч. год).

Конспект игровой ситуации в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Весёлое путешествие» .

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой»Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой». Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Вода в жизни людей»Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Вода в жизни людей» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе по теме «Вода в жизни людей» Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие золотой монетки» для детей подготовительной к школе группы Цель: Повышение финансовой грамотности детей Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о возникновении денег, развивать воображение.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. «Все профессии нужны, все профессии важны" Цель: Развивать внимание,.

Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группе Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии животного мира Краснодарского края. Задачи:.

План работы по самообразованию в подготовительной группе «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей» Тема «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Цель: Систематизировать и обобщать.

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Число и цифра 6. Состав числа 6»Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Число и цифра 6. Состав числа 6» Тема: «Число и цифра 6. Состав числа 6». Задачи: -Познакомить детей с составом числа 6. -Закреплять умение детей составлять число из.

Библиотека изображений:

Публикация Итоги работы по самообразованию и экспериментальной площадки по познавательному развитию в подготовительной к школе группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Подойникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Итоги работы по самообразованию и экспериментальной площадки по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 27 мая 2022 в 03:29
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД