Получи документы

Конспект занятия «История «Жилища славян»

Екатерина Жарникова
Конспект занятия «История «Жилища славян»

Цель:

• расширение и обобщение знаний детей о жилищах славян;

• знакомство с новыми понятиями по изучаемой теме;

• воспитание любви и уважения к русскому народу;

• коррекция восприятия, внимания на основе упражнений в анализе и синтезе.

Ход занятия.

Организационный момент.

Звучит фольклорный ансамбль.

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Повторение изученного.

1) Обобщающая беседа.

Публикация «Конспект занятия „История „Жилища славян“» размещена в разделах

- Как называлась наша страна в старину? (Русь.)

- Как назывались племена наших предков? (Славяне.)

- Какими они были? (Добрые, мужественные, сильные, храбрые)

- Что ценили превыше всего? (Любовь к Родине, честь, совесть, взаимную выручку)

2) Упражнение на развитие логического мышления.

- Ребята, сложите пословицу из слов, разбросанных на карточках. («Береги честь смолоду…»)

Введение в тему.

- А теперь продолжим наш поход в старину глубокую.

С чего мы начнём разговор, вы определите, расставив книги на полке.

Детям предлагается карточка с изображением книг красного и синего цвета, на переплёте книг размещены буквы. Необходимо соединить буквы и прочитать слова.

Ж И С Л Л А И Щ В А Я Н

- О чём мы сегодня будем говорить? жилищах славян.)

- Мы уже с вами начинали разговор о том, как выглядела русская изба. Но славяне жили не только в избах, у них были и другие дома. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

Основная часть.

- Вспомните русские народные сказки. Какие виды жилых строений в них упоминаются. («Теремок»- терем; «Василиса Премудрая»-палаты белокаменные, хоромы; «Сказка о рыбаке и рыбке»- землянка; «По щучьему велению»-изба, дворец.)

По ходу разговора дефектолог прикрепляет на доску карточки с терминами: терем, палаты, изба, землянка, дворец.

- Давайте попробуем определить, какие из перечисленных строений появились раньше других. Для этого я вам зачитаю фрагменты из летописей.

«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга».

«Каждый из них выкапывает себе в земле род погреба. К которому приделывают деревянную остроконечную крышу, на крышу накладывают землю».

- Какое жильё подходит под это описание? (Землянка.)

Демонстрируется рисунок землянки

- Она была небольшой: пол ниже уровня земли, крыша немного выше уровня земли, изнутри её поддерживал столб. Обязательно внутри находилась печь. Топилась она «по-чёрному». Что это значит? Не было тогда дымоходов, труб, по которым, уходил бы дым. Уходил он через дверь. Тепло таким образом сохранялось дольше, но представьте себе, каково при этом было находиться внутри помещения.

Окон в землянках не было, свет попадал через дверь. Перед входом в жилище делались земляные ступеньки или ставилась лесенка. Из обстановки имелись лишь лавки и стол. Освещалось жилище лучиной. Лучина – тонкая длинная щепка от сухого дерева, которую зажигали для освещения.

- Какое строение появилось после землянки? (Изба.)

Демонстрируется рисунок избы

- Из какого материала строились избы? (Из дерева.)

- Почему именно из дерева? (Кругом много лесов.)

- Почему в старину говорили не строить, а рубить избу? (Потому что главным инструментом для строительства был топор)

- Да, набор инструментов древнего плотника был скуден: кроме топора, в нём числились бурав, лопата, нож и верёвка, позднее к этим инструментам добавились долото, свёрла.

Показ иллюстрации с инструментами

- Окошки были маленькие без рам. Вместо стёкол их затягивали бычьем пузырём или слюдой, а для тепла закрывали деревянными задвижками.

- В таких домах жили простые бедные люди, а где же жили бояре да князья. (Терем, хоромы.)

Демонстрируется картинка с изображением терема

Терем, терем, теремок –

Он затейлив и высок,

В нём окошки слюдяные,

Все наличники резные,

А на крыше – петушки

Золотые гребешки.

А в перилах на крылечке

Мастер вырезал колечки,

Завитушки да цветки

И раскрасил от руки.

- Жильё человека более обеспеченного отличалось от жилья бедного тем, что для кухни, спальни, гостиной строились отдельные клети (комнаты). Дома строили в несколько этажей. Иногда вокруг терема устраивался балкон с перилами – гульбище. Как вы думаете, почему он так назывался? (Там можно было гулять.)

- Окошки украшали резными рамами и расписными наличниками.

- Покажите на рисунках рамы и наличники.

- Особой красотой отличалась кровля (крыша). Они были украшены различными фигурами.

Дети показывают на рисунках различные кровли

- А где же жила царская семья? (Во дворце.)

Вот, как он выглядел.

Педагог показывает кадры из диафильма «По щучьему велению»

- Дворец был намного больше, чем терем и имел до 270 помещений. Был он удивительно красив. А как он выглядел, мы с вами подробнее поговорим позже.

Физминутка.

Давайте с вами вспомним народный хоровод. Вставайте в круг, запевайте!

Хоровод.

Обратная связь.

1) Дидактическая игра «Жилища древних славян».

- Соберите «осколочные» картинки с изображением жилых строений на Руси.

2) Разгадывание кроссворда с ключевым словом «плотник» (по вертикали).

1. Основное орудие труда плотника. (Топор.)

2. Отдельное помещение в избе, которое мы называем комнатой. (Клеть.)

3. Название крыши в старину. (Кровля.)

4. Дом боярина. (Терем.)

5. Чем освещали русскую избу. (Лучина.)

6. Балкон с перилами вокруг терема. (Гульбище.)

7. Как в старину называлось строительство дома. (Рубка.)

Заключительная беседа.

- Назовите по порядку жилища древних славян. (Землянка - изба - хоромы - дворец).

- Как выглядели землянки и где они строились? (Они находились почти полностью под землёй. В них не было окон.)

- Что значит топить «по-чёрному»? (В землянке не было трубы, дым выходил через дверь.)

- Чем отличаются хоромы от избы. (Несколько клетей. Может быть несколько этажей.)

- Кто жил во дворцах? (Царь и его семья.)

Итог.

- Мы ещё раз с вами убедились, что наши предки были трудолюбивыми, настоящими умельцами. Сами строили дома, очень красиво их украшали, просто с «золотыми руками».

Учись, дитя, и познавай

Премудрость светлого ученья –

В нём правды непочатый край,

К добру великое стремленье.

Публикации по теме:

Конспект занятия для старших дошкольников «История часов»Конспект занятия для старших дошкольников «История часов» «История часов»Конспект занятия для старших дошкольников. Цель:Познакомить детей с историей возникновения часов. Задачи:Образовательные:.

Конспект занятия «История глиняной посуды» «История глиняной посуды» Цель: Рассказать детям об истории глиняной посуды, (керамике, учить их обследуя вещи из керамики, выделять её.

Конспект занятия «История дня рождения Аэрофлота»Конспект занятия «История дня рождения Аэрофлота» Доброе время суток друзья и гости моей странички. Многие из нас не раз пользовались услугами аэрофлота. Но мало кто из нас знает что в России.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «История происхождения бурят»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «История происхождения бурят» Конспект интегрированного занятия в старшей группе№6 «Булаг» Тема: «История происхождения Бурят» Воспитатель: ГоряшинаС Н. Программное.

Конспект открытого занятия «Рождественская история» (подготовительная группа)Конспект открытого занятия «Рождественская история» (подготовительная группа) Конспект открытого занятия: "Рождественская история". Подготовительная группа "А" Воспитатель: Наниева А. А. Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия «История Руси»Конспект занятия «История Руси» Цель: Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси способствовать проявлению интереса к.

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «История Снеговика» Конспект занятия История Снеговика. Подготовила: воспитатель Сидоренко Ирина Евгеньевна Область художественно-эстетическое развитие:.

Конспект занятия по познавательному развитию «История русского народного костюма»Конспект занятия по познавательному развитию «История русского народного костюма» Занятие проводится в группе и в мини – музее (организованного в нашем детском саду) .[/b][/h3] Интеграция образовательных областей:«познавательное.

Конспект занятия в старшей группе 5–6 лет «История маленькой пуговицы» Конспект занятия по непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Улыбка» (5-6 лет) на тему «История маленькой пуговицы».

Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края»Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края» В нашем детском саду проводится курс занятий по краеведению «История Пензенского края». Данный курс ведет сотрудник краеведческого музея.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия «История «Жилища славян» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Екатерина Жарникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия «История «Жилища славян»
Опубликовано: 12 марта 2022 в 17:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД