МААМ-картинки

Книга для чтения детям «История о мальчике Варфоломее» (1 фото)

ольга ефимова
Книга для чтения детям «История о мальчике Варфоломее»

Книга для чтения детям «История о мальчике Варфоломее»

Истории как науке неизвестны народы, которые бы не имели никаких религиозных представлений. Более того неоспоримым и доказанным является тот факт, что именно христианство дало человечеству основы морали и правовых отношений, стало источником эстетических и нравственных идеалов, ключом вдохновения в искусстве, и в настоящее время продолжает быть мощным рычагом влияния на ход истории, взаимодействие государств и народов. Современному человеку без овладения основами православной культуры не возможно не только проникновение в исторические и культурные традиции своего народа, но и собственное саморазвитие. Восприятие окружающего мира, его оценка и действия в нем есть три главные точки, на которых базируется поведение человека, ведущее его к Истине, либо удаляющее его от нее.

Публикация «Книга для чтения детям „История о мальчике Варфоломее“» размещена в разделах

Образ, как показывает теория и практика, оказывает ведущую роль в выборе, совершении и мотивации человеком своих действий и поступков. Сформировать у человека способность оценивать окружающий мир просто, важно только помочь ему определить, какой образ положить в основу систематических действий для сравнения того, что ты делаешь сегодня, с тем к чему ты будешь стремиться завтра.

Ситуацию осложняет тот факт, что так называемый желаемый, положительный образ, к которому человечество стремится на подсознательном уровне, на протяжении всего своего исторического развития, несмотря на постоянное преобладание неблагоприятных внешних условий, почти «размыт» современным миром. В настоящее время во всех сферах человеческой деятельности происходит активный поиск, почти утраченного желаемого человечеством образа бытия. И печально то обстоятельство, что в этом поиске возможности православной культуры с целью формирования у ребенка оценки окружающего мира и действий в нем, как показывают социологические опросы, занимают почти последнее места в рейтинговом списке. На наш взгляд, так происходит потому, что человечеству хоть и известны, последователи Христа, но мало кто знает и задумывается над тем, а в чем состоял жизненный подвиг, того или иного святого земли русской, какими качествами души он угодил Богу Что же может предложить педагогическое сообщество каждого образовательного учреждения в условиях данной ситуации, чтобы успешно реализовать заявленное право родителей, сделавших свой выбор и желающих, чтобы их детей, которые являются воспитанниками светских образовательных учреждений, знакомили с православной культурой? Как родителям, скептически рассматривающих возможности православной культуры раскрыть все ее значение и богатство в формировании у ребенка восприятия и оценки окружающего мира и действий в нем.

В сложившейся ситуации: «Мы все можем помочь нашим детям, через всю жизнь пронести и сохранить лучшие христианские чувства: доброту, честность, отзывчивость, любовь, милосердие», пишет патриарх Кирилл, «от нас, от нашего личного примера и образа жизни зависит, насколько убедительны будут все наши доводы и педагогические усилия».

Первое, на наш взгляд, для того, чтобы стать личным примером, в деле успешного формировании у ребенка оценки окружающего мира и действий в нем, нам всем педагогам, родителям, детям необходимо начать учить себя любить знание, знание в нравственно-духовной сфере. Первым шагом в этом направлении может стать такая форма взаимодействия взрослых и детей, как домашние семейные чтения, которые впоследствии могут стать первой духовно-нравственной традицией в семье.

Именно совместное чтение, нравственно-духовной литературы, послужит фундаментальной основой, в формировании желаемого и достойного образа восприятия окружающего мира, оценки и действий в нем у детей и взрослых. Образовательное учреждение, педагоги должны выступить в роли проводника в зарождении и становлении данной традиции в семье.

Именно поэтому в нашем учреждении по взаимному согласию педагогов и родителей зародилась такая педагогическая идея, как возрождение в семьях воспитанников домашних семейных чтений.

С этой целью нами была создана небольшая по объему и доступная на наш взгляд к восприятию книга для чтения детям, под названием «История о мальчике Варфоломее». Содержание книги основано на житии, исторических и литературных материалах о детстве и подвигах великого святого земли русской Преподобного Сергия Радонежского.

Нами была предпринята попытка посредством книги познакомить детей и родителей в соответствии с имеющейся у них степенью любви к духовно-нравственному знанию - с детством и подвигами молитвенника земли русской, передать нашим читателям ту любовь, которую испытывает человечество к образу Преподобного Сергия Радонежского на протяжении столетий.

«Без любви человек жить не может, так пишет в своем обращении к читателям нашей книги «История о мальчике Варфоломее» архимандрит Лавр - Благочинный церквей по Новомосковскому округу, игумен Свято-Успенского мужского монастыря города Новомосковска, и если уж довелось нам, продолжает наш батюшка, испытать чувство любви, то его надо беречь и охранять, стремиться возрастать в любви, которое не возможно без самоотдачи части себя, а иногда и всей своей жизни ближнему человеку, а чтобы положить в нас начало возрастанию любви к ближним, нам всем необходимо начать жить по слову Божию, собираться вечерами всей семьей за большим круглым столом, и устраивать семейные чтения» книг о жизни святых людей в земле российской просиявших. Мы благодарны нашему батюшке за добрые, теплые напутственные слова в адрес наших читателей.

Работая над созданием книги «История о мальчике Варфоломее», мы помнили наставления такого православного святого, как Иоанна Кронштадского, который писал по вопросу составления книг для обучения детей, их «… надо составлять так, чтобы они действовали не только на ум, но и на воображение и на сердце и на волю учащихся: тогда они принесут им большую пользу, а без этого условия они скоро забудутся и надоедят как горчица, и поселят отвращение вообще к учению».

Именно поэтому каждый рассказик нашей книги сопровождается иллюстрацией для рассматривания и ее зеркальным отражением для раскрашивания детьми с родителями после прочтения рассказа. По окончании каждого рассказа для родителей представлены примерные вопросы и задания для построения беседы с ребенком. В работе над тестом рассказов, а их в книге шесть, большое внимание уделялось подбору слов, хотелось, чтобы рассказы получились по объему не большими, лаконичными, доступными по смыслу, но емкими по содержанию, понятные детям дошкольного возраста и их родителям. В тексте рассказов встречаются слова, которые по смысловому значению могут быть не знакомы детям, толкование их значений вынесено на отдельные закладки, удобные для работы.

В книге в хронологической последовательности раскрываются основные этапы жизни Преподобного Сергия Радонежского. Делается акцент на качества, которыми Преподобный угодил Богу - это любовь к родителям, краю, Богу, животному миру, милосердие, трудолюбие, смирение, не стяжательство, кротость.

Знакомство детей с образом Преподобного Сергия Радонежского посредством такой формы как рассказы нами выбрана не случайно, а по наставлениям такого православного святого как Феофан Затворник, который писал: «У детей скоро обнаруживается смышленость. Она современна говорению и растет вместе с усовершенствованием последнего. Поэтому начать образование ума нужно вместе со словом. Главное, что должно иметь в виду, это здравые понятия и суждения по началам христианским о всем встречающемся или подлежащем вниманию дитяти: что добро и зло, что хорошо и худо. Это сделать очень легко и лучше, посредством рассказов …Напрасно не заботятся таким образом упражнять дитя в том предположении, что оно еще мало. Истина доступна всякому».

В поисках истины посредством чтения духовно-назидательной литературы святитель Игнатий Брянчанинов в своих письмах советует всем нам стараться выбирать для «чтения книги, соответствующие нашему образу жизни, чтобы можно было не только наслаждаться чтением, но и можно было их прилагать к самому делу». Помня об этом, мы завершили книгу «Историю о мальчике Варфоломее» циклом предметно-сюжетных поделок, совместная работа родителей и детей над которыми позволит не только закрепить полученные из книги знания о жизни Преподобного Сергия Радонежского, но и поможет им выразить свое отношение к книге посредством дел «благочестия, приличествующих будущему образу жизни».

На последних страницах книги представлены возможные варианты поделок, которые дети могут по прочтении книги сделать вместе с родителями. Для поделок родителей с детьми предлагается сделать терем, в котором жил в детстве Варфоломей с родителями, украсить церковно-славянскую букву «веди», так как именно с нее начинается имя Варфоломея, сшить жеребенка, которого Варфоломей всегда угощал припасенным в рукаве хлебушком. Родителям предлагается не только помочь детям в изготовлении поделок, но и продолжить беседу с детьми во время их изготовления. Например, при изготовлении терема, в котором прошло детство Варфоломея, родителям вместе с детьми предлагается вклеить в разворот дома выбранные понравившиеся им пословицы о семье. Раскрашивая букву «веди» родители и дети вспоминают слова, начинающиеся на эту букву, которые есть в православной культуре: вечерня, величание, воскресение, верба, виноград, размышляют над их смыслом и значением в жизни человека.

Работая над поделкой жеребенок, дети и родители приобретают не только навык работы с тканью, умение творить по замыслу сообща, но и размышляют над тем, что животный мир как Божие творение находится на попечении человека.

Завершается книга обращением авторов, неким наставлением, призывом к читателям, о необходимости осознания ценностно смыслового приоритета бытия. Авторы предлагают читателям положить доброе начало в своей жизни и впредь прикасаться к истокам православной культуры, через традицию семейного домашнего чтения.

Мы предлагаем педагогам начать использовать книгу «Историю о мальчике Варфоломее» в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста, так как начала свою жизнь эта книга в нашем учреждении. При организации работы с детьми по данной книге, как показывает наш опыт самыми активными и открытыми соработниками становятся родители и книга получает свое второе назначение. Она уже не просто раскрывает детям и взрослым образ Сергия Радонежского, она возрождает в семьях наших воспитанников традицию семейных домашних чтений, как Истина доступная всем.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Поделка «Кукла народов Крайнего Севера»Поделка «Кукла народов Крайнего Севера» Основой для изготовления поделки является картонная кукла. В зависимости от возраста детей, лицо они могут дорисовать самостоятельно. Для.

Русский народный быт (мини-музей)Русский народный быт (мини-музей) У каждого человека есть какие-то вещи, которые он хотел бы сохранить, чтоб передать частичку своей истории и эпохи и которые ему очень.

Библиотека изображений:

Публикация Книга для чтения детям «История о мальчике Варфоломее» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ольга ефимова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Книга для чтения детям «История о мальчике Варфоломее»
Опубликовано: 10 января 2015 в 19:08
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД