МААМ-картинки

Использования мнемотехники для развития речи у дошкольников с ОНР

НАТАЛЬЯ ЗАРУЦАЕВА
Использования мнемотехники для развития речи у дошкольников с ОНР

Использования мнемотехники для развития речи у дошкольников с ОНР

К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Публикация «Использования мнемотехники для развития речи у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Развитие речи - это процесс длительный и сложный, творческий и только поэтому нужно, чтобы дети хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы сможем научить ребёнка говорить правильно, тем легче он будет чувствовать себя в коллективе. Именно в дошкольный возраст ребёнок активно усваивает разговорный язык, речь развивается и становится фонетически, лексически, грамматически грамотной. Сенситивный период развития происходит в дошкольном детстве, т. е. полноценное овладение родным языком и является необходимым условием решения задач:

• умственного;

• эстетического;

• нравственного воспитания детей.

Чем раньше мы будем обучать родному языку, тем легче ребенку будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте у детей расширяется круг общения. Они становятся более самостоятельными, и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух формах: диалогической и монологической. Каждая форма имеет свои особенности:

• монолог содержит более полную формулировку информации, высказывание более развернуто;

• в диалоге речь не нуждается в развертывании мысли, может быть неполной, сокращенной, фрагментарной.

В общении ребенка со сверстниками и взрослыми связная речь занимает особое место, отражая логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. В дошкольном возрасте у детей при построении связного высказывания наблюдаются трудности в составлении описательных и повествовательных монологов: нарушение логики, последовательности изложения, смысловые пропуски, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств. Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи

ребёнка – это моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно

представлять существенные признаки предметов, связи и отношения

реальной действительности.

Широкую известность приобрели работы А. Л. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения детей связной речи он использовал схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала у ребенка создаётся картинно – схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста, мы заметили, что

необходимо искать более эффективные методы обучения связному

рассказыванию, пересказу близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Прежде всего, это приёмы, помогающие ребёнку осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание.

В чем особенность и значение моделирования?

Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так, как наглядный материал усваивается лучше вербального.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют :

• для обогащения словарного запаса;

• при обучению составленного рассказа;

• при пересказах художественной литературы;

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихотворений.

Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели - стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т. п. - дают возможность оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.

Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. Реализация проекта построена на следующих принципах:

• учет возрастных особенностей;

• индивидуальный подход;

• преемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

В работе над проектом применяются следующие формы и методы: представления занимательного материала.

• пересказ;

• рассказ по сюжетной картине;

• рассказ – описание;

• логопедическая сказка;

• с равнительное описание предметов;

• фрагментарное рассказывание по пейзажной картине;

• творческий рассказ;

• творческая сказка по силуэтным изображениям.

Согласно Федеральным государственным образовательным

стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие»

направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков

речевого общения с окружающими на основе владения литературным

языком своего народа через решение следующих задач:

• Овладение речью как средством общения и культуры

• Обогащение активного словаря

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

слуха

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на

слух текстов различных жанров детской литературы

• Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц и схем — моделей удалось достичь следующих результатов:

• у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;

• появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

• появился интерес к заучиванию стихов;

• словарный запас вышел на более высокий уровень;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Так постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Если в ходе реализации проекта дети приобретут и покажут знания, в развитии мышления, памяти и воображения. И так же научаться уметь использовать схемы при пересказе не только всего текста, но и отдельных эпизодов, последовательно пересказывать литературные произведения без помощи взрослого. Тогда можно считать, что цели проекта достигнуты, задачи выполнены.

Публикации по теме:

Использование мнемотехники для развития речи у дошкольников МДОУ «Детский сад № 24 «Кораблик» Октябрьского района города Саратова Доклад по теме: «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Коллаж как один из приемов мнемотехники для развития связной речи старших дошкольниковКоллаж как один из приемов мнемотехники для развития связной речи старших дошкольников Мастер – класс для педагогов. Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как.

Консультация для родителей «Использование мнемотехники для развития речи детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №5» г. Пласта Консультация для родителей «Использование.

Консультация «Значение изобразительной деятельности для развития речи дошкольников с ОНР» Особенностью познавательного развития детей с ОНР является более позднее начало становления предметной и изобразительной деятельности по.

Лэпбук как средство развития речи дошкольников с ОНРЛэпбук как средство развития речи дошкольников с ОНР ЛЭПБУК, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР. Великая цель образования – не только знания, но и прежде всего действия. Н. И. Мирон.

Презентация «Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго.

Применение технологии мнемотехники для развития речи детей Методы и приёмы мнемотехники Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

Проект «Использование приёмов мнемотехники для развития памяти и связной речи старших дошкольников»Проект «Использование приёмов мнемотехники для развития памяти и связной речи старших дошкольников» Использование приёмов мнемотехники для развития памяти и связной речи старших дошкольников. 1. Тип проекта По доминирующей в проекте деятельности:.

Развитие связной речи с помощью метода мнемотехники у детей дошкольного возраста с ОНР Цель: повысить свой профессиональный уровень по развитию связной речи детей методом мнемотехники. Задачи: расширять знания в области развития.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников с ОНР III уровня Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников с ОНР III уровня Игра - одна из основных деятельностей ребенка дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использования мнемотехники для развития речи у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 13 марта 2019 в 19:56
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использования мнемотехники для развития речи у дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем НАТАЛЬЯ ЗАРУЦАЕВА на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД