Папки-передвижки

Использование теории решения изобретательных задач в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста

Юлия Савинова
Использование теории решения изобретательных задач в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста

Использование теории решения изобретательных задач в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна изглавных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается основными нормативно-правовыми документами. В федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” Обозначены основные направления воспитания наших детей, главнейшей из которой является формирование культуры здорового образа жизни.

Публикация «Использование теории решения изобретательных задач в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Государство и общество заинтересовано в гражданине с высоким уровнем здоровья, физического развития, способным легко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, конструктивно мыслить, самостоятельно принимать решения, активно действовать, включаться в преобразовательную деятельность и позитивно решать возникшие проблемы.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, создаёт фундамент будущего благополучия личности. «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам» - так гласит восточная мудрость, поэтому перед педагогами стоит задача : научить детей покорять эту вершину. Что бы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

В каждом дошкольном учреждении в соответствии с государственными образовательными стандартами разработана основная общеобразовательная программа, где обозначены пути реализации поставленных задач.

Содержание Программы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста реализуется образовательной областью “Физическое развитие”, содержание которой направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач :

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– воспитание культурно-гигиенических навыков;

– формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования предусматривает решения поставленных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей, и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Необходимо, чтобы каждая минута пребывания ребёнка в детском саду способствовала решению этой задачи. Всё это позволяет:

-целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании ценности здоровья

-прививать стойкие культурно-гигиенические навыки

-обучать уходу за своим телом, навыками оказания элементарной помощи

-формировать привычки ежедневных физкультурных упражнений

-развивать представления о строении собственного тела, назначении органов

-формировать представление о том что полезно и что вредно для организма

-вырабатывать у ребёнка осознанное отношение к своему здоровью, умение определять свои состояния и ощущения.

В этой связи очевидна и объяснима ориентация дошкольных учреждений на обновление подходов к сохранению и укреплению здоровья ребёнка. В числе современных педагогических технологий, которые формируют у ребёнка осознанное отношение к своему здоровью, обогащают субъектный опыт детей, обеспечивают самостоятельную деятельность, мы рассматриваем ТРИЗ.

Технология ТРИЗ, созданная учёным-изобретателем Т. С. Альтшульцером, получила широкое распространение в работе дошкольных учреждений потому, что она максимально увеличивает эффективность работы по реализации задач образовательной области “Физическое развитие”.

Цель использование технологии ТРИЗ в сохранении и укреплении здоровья дошкольников – не только развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, понимать происходящие вокруг процессы, решать проблемы со здоровьем. Отсюда перспективная цель ТРИЗ-педагогики – подготовить ребёнка жить в динамично меняющимся мире, сохранив при этом здоровье. Это значит что человек должен быть:

-исследователем – чтобы понять первопричины возникших проблем

-решателем – для этого нужно владеть техникой работы с проблемами и задачами различного уровня сложности

-прогнозистом – чтобы суметь спрогнозировать возможные последствия своих решений.

-личностью, которая использует своей потенциал и навыки работы с проблемами не в ущерб здоровью и нравственным ценностям.

Задачи ТРИЗ включают :

1. Развить у ребёнка естественную потребность познания окружающего мира, обогатить представления о своём здоровье, которое заложено природой.

2. Сформировать системное диалектическое мышление, основанное на законах развития.

3. Сформировать у ребёнка навыки самостоятельного поиска и получения нужной информации о том как нужно заботиться о здоровье.

4. Сформировать навыки работы с информацией, которую ребёнок получает извне стихийно или в результате целенаправленного обучения.

5. Воспитать определённые качества личности на основе ТРИЗ.

Опыт многих поколений показал, что игра – самый действенный метод воспитания, а технология ТРИЗ для дошкольников представляет собой систему коллективных игр с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры учат детей искать противоречия и находить пути их решения, что очень пригодится ребёнку в ценностном отношении к своему здоровью.

В Концепции, разработанной доцентом кафедры Новых педагогических технологий Новгородского регионального центра развития образования к. т. н. Тамбергом Ю. Г., представлены основополагающие принципы, на которых основывается ТРИЗ-педагогика в работе с дошкольниками :

Принцип свободы выбора – в любом действии предоставлять ребёнку право выбора и ответственность за него.

Принцип открытости – использовать в обучении открытые задачи.

Принцип деятельности – организовывать освоение знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.

Если изложить кратко ТРИЗовский подход к здоровью, то он состоит в следующем : “Наше здоровье в наших руках. Твоё здоровье – ты его и сохраняй” Как нельзя лучше отразила ТРИЗовский подход к здоровью притча : «Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть умным», третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но один из богов возразил : «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека — его здоровье. Стали думать, решать — куда бы его спрятать?

Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие — за высокие горы.

— Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?

Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека».

Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — гласит восточная мудрость. Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас, и в каждом ребёнке. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.

А почему большинство людей, зная эти простые простые правила, не выполняют их?

Воли не хватает. ТРИЗ-педагогика располагает методиками развития мышления и воспитания волевых качеств. В ТРИЗ-педагогике хорошо разработаны методики обучения “Жить счастливо” – их надо знать всем. Известно, умные люди более уверенны в себе, более спокойны и дольше живут, хотя бы потому что делают меньше глупостей, а в голове меньше нервных клеток, управляющих работой организма, перерождаются к старости в соединительную ткань. Поэтому очень важно начинать работу по формированию умения заботиться о своём здоровье необходимо начинать с младшего дошкольного возраста.

ТРИЗ даё т ответ на вопрос: Что нужно делать, чтобы быть здоровым? – Нужно уметь заботиться о своём здоровье.

В заключение, рекомендации по организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду :

Ребёнок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

Каждая минута взаимодействия с ребёнком должна оставлять в его душе только положительные эмоции.

Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к нам, педагогам. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это ваш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.

Список литературы

1. Альтшуллер Г. С. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности/Альтшуллер Г. С. Верткин И. М. – Минск, 1994. – 497с.

2. Сидорчук Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников : Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток", 1998.- 64 с.

3. Страунинг А. М. Методы активизации мышления дошкольников. т. 1 Обнинск: ООО «Росток», 1998. 112 с. 3.

4. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва, НИИ Школьных технологий, 2010.-144с.

5. Страунинг А. М., Страунинг М. А. Игры по развитию творческого воображения по книге ДжанниРодари «Грамматика фантазии», Ростов-на-Дону, «Аспект-ТРИЗ», 1993 г.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по аппликации «Дидактический материал для составления и решения задач» с детьми подготовительной группыДетский мастер-класс по аппликации «Дидактический материал для составления и решения задач» с детьми подготовительной группы При рассматривании коллективной работы «Дельфины Черного моря», созданной детьми, появилась мысль предложить детям изготовить таким же.

Детский мастер-класс по изготовлению дидактического материала для решения задачДетский мастер-класс по изготовлению дидактического материала для решения задач Данный мастер-класс представляет собой индивидуальную и подгрупповую деятельность детей старшей группы по аппликации с целью изготовления.

Фотоотчет о проведении педагогического совета «Роль ДОУ в сохранении физического и психологического здоровья детей»Фотоотчет о проведении педагогического совета «Роль ДОУ в сохранении физического и психологического здоровья детей» Приказ 24.01.2022г. г. Троицк № О проведении педагогического совета «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Использование тропы здоровья в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возрастаИспользование тропы здоровья в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста [ Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждого дошкольного учреждения. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется.

Лэпбук «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья человека»Лэпбук «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья человека» Лэпбук "Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья человека". Название лэпбука «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья.

Математический тренажер для решения арифметических задачМатематический тренажер для решения арифметических задач Существует две причины, почему детей нужно учить математике. Математические вычисления – одна из высших функций человеческого мозга. Только.

Методическая мастерская «Использование элементов фитнес-технологий в сохранении и укреплении здоровья детей» (фотоотчет)Методическая мастерская «Использование элементов фитнес-технологий в сохранении и укреплении здоровья детей» (фотоотчет) В апреле 2018 года на базе МБДОУ № 50 прошло заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях.

Наглядное демонстрационное пособие, для комплексного решения педагогических задач, своими рукамиНаглядное демонстрационное пособие, для комплексного решения педагогических задач, своими руками Наглядное демонстрационное пособие, как средство развития не только слуха, но и зрения, изготовлено своими руками с использованием пуговиц.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование теории решения изобретательных задач в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 февраля 2023 в 08:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование теории решения изобретательных задач в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Савинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД