Лучший педагог года

Использование телесно-ориентированных игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста

Анастасия Жильникова
Использование телесно-ориентированных игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста

Использование телесно-ориентированных игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста

Цель: повышение профессиональной компетентности участников семинара-практикума в вопросах применения телесно-ориентированных игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Вызвать интерес к телесно-ориентированной терапии и способствовать использованию её в практической деятельности с детьми.

2. Познакомить с теоретическими вопросами метода телесно-ориентированной терапии.

Публикация «Использование телесно-ориентированных игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

3. Освоить практические упражнения и телесные игры.

Целевая аудитория: педагоги-психологи и социальные педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста.

Материал и оборудование: презентация.

Ход:

1. Теоретическая часть.

Одной из важнейших задач современного общества является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Педагоги и психологи отмечают увеличение количества детей с различными отклонениями в психосоматическом развитии. Негативное воздействие этого явления проявляется как в телесной, так и в психической сферах. В телесной сфере это приводит к ограничениям подвижности, нарушениям позы, ухудшению кровообращения, болям. В психической сфере не дает естественно проявляться любым эмоциям, мешает личностному росту.

Наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы. Как известно, более 80% информации в процессе общения передается невербальным способом. А у ребенка «живой язык» спонтанных движений и жестов гораздо в большей степени отражает характер его коммуникации и появляется задолго до отчетливых речевых навыков. Поэтому включение телесно-ориентированных психотехник и приемов в коррекционно-развивающую работу существенно расширяет их возможности.

Популярность телесно-ориентированной психотерапии в современном мире, несомненно, растет. Известно, что телесно-ориентированная практика - прогрессивное направление современной психологии, приобретающее все большую популярность в быстро развивающемся мире. В основе работы - принцип единства телесных и психических проявлений. Нет таких эмоций, которые не отражались бы в теле. Телесно-ориентированная практика - это вид терапии, при котором понять свои чувства и мысли помогают движения и физические упражнения. Её отличие от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека. А это дополнение является особенно важным, когда речь идет о маленьких клиентах психолога – о детках.

Основателем телесной психотерапии является австрийский психолог Вильгельм Райх. В своих работах Райх описал, как в ответ на стрессовые ситуации у человека возникает защитное поведение, которое выражается в хроническом напряжении отдельных групп мышц - «мышечных зажимах».

Райх считал, что, воздействуя на тело, можно освободиться от «мышечного панциря», добиться восстановления душевного равновесия и удовлетворенности, вернуть человека к гармонии с окружающим миром.

«Мышечная броня» по Райху, организуется в семь основных защитных сегментов, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза, в которых «закупорены» различные отрицательные эмоции — страх, гнев, обида. Снятие такого физического напряжения в движениях создает условие для выражения чувств, мыслей и эмоций человека. Гибкое расторможенное тело оказывается более способным к широкому спектру эмоциональных переживаний и выходу отрицательных эмоций. Основным способом распускания мышечных зажимов на соответствующем уровне является предварительное максимальное напряжение мышц основных сегментов тела.

В чем уникальность детской телесно-орентированной практики? Она как одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике, является привычной работой с телом. Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. Вспомните, малыш, если он голоден, не хочет спать или есть, устал, всегда начинает капризничать. Если ребенку плохо телесно - то плохо и эмоционально. И, наоборот, от переизбытка негативных эмоций может случиться расстройство аппетита, сна, пищеварения. С взрослением эти две сферы постепенно дифференцируются и отделяются друг от друга. Ведь взрослые люди не плачут, когда хотят спать и устали. Однако взаимосвязь тела и эмоций остается, просто становится менее очевидной. Тело взрослого человека также реагирует на эмоциональное состояние. Эта реакция проявляется в виде соответствующих физиологических изменений.

Когда напряжение внутри ребенка зашкаливает, его тело «приходит к нему на помощь». А напряжение появляется из-за тяжелой атмосферы в семье, авторитарного воспитания, построенного на страхе и наказании, рождении братика и сестрички и возникновения обычного детского страха: «я больше родителям не нужен, они меня больше не любят». И получается. Что изначально психологическая причина приводит к вполне реальному физиологическому нарушению (энурез, заикание и т. п.). Аллергии, бронхиальные астмы, склонность к рвоте, тики, грызение ногтей, запоры, спазмы - все эти физические проявления и привычки принято относить к разряду «психосоматических», то есть возникающих по психологическим причинам.

И именно для решения таких проблем в первую очередь необходимо как пропагандировать, так и практиковать телесно-ориентированные игры и упражнения. Они позволяют дошкольникам снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Ведь зачастую дополнительная проблема заключается в том, что дети сами толком не могут сформулировать свое беспокойство.

Под телесно-ориентированной психотехникой (для дошкольников) понимается направление психолого-педагогической помощи, которое решает практические задачи сглаживания (коррекции) его психологических проблем, рассматривая их в связи с особенностями функционирования его тела. Методами телесно-ориентированной психотехники называются различные направления работы, реализуемые с помощью определенных упражнений и соответствующие той или иной задаче.

Условно работу в рамках данного направления можно разделить на активную и пассивную.

Во время пассивной работы психолог создает для тела ребенка условия, чтобы мышцы, которые напряжены - смогли расслабиться, чтобы дыхание стало тоже равномерным и глубоким, чтобы ребенок снял телесное, а, следовательно, и эмоциональное напряжение.

При этом ребенок не теряет осознания происходящего, в отличие от гипнотических техник, а всего лишь находится в состоянии расслабления, или по-научному, кинестетического транса. Это позволяет снять все переживания родителей относительно вмешательства в психику их ребенка. Фактически каждый из вас работает телесно-ориентированным терапевтом, когда крепко обнимает, прижимает своего малыша или супруга, подругу; когда мы поглаживает ребенку ласково перед сном или наоборот, пробуждением, спинку, ножки, ручки. Этот телесный контакт является и успокаивающим, и поддерживающим, дает ребенку понять, что Вы рядом с ним, любите его, принимаете его.

Так вот пассивная работа и представляет собой определенную технику воздействия, которая аккуратно, мягко и заботливо дает детскому телу понять: все хорошо, все в полном порядке. Применение этой техники позволяет создать условия для того, чтобы его тело расслабилось, и напряжение, которое его сковывало, ушло.

Активное направление данного метода связано с телесным моделированием и выражением негативных эмоций. Для этого используются специальные активные мероприятия, в которых «обыгрываются» гнев, обида, страх и т. д. Здесь в работе с детьми мы используем игры-драматизации, подвижные игры с проговариванием определённых четверостиший, игры с применением дыхательных практик и т. п. Таким образом, эти игры позволяют сбросить накопленное телесное напряжение в веселой и не агрессивной форме.

Методы телесно-ориентированной психотерапии применяются при таких проявлениях, как:

• Тревожность, возбудимость, плаксивость

• Агрессивность

• Страхи и фобии

• Навязчивости и стереотипии

• Трудности с общением, стеснительность, зажатость

• Замкнутость, закрытость

Психосоматические проблемы:

• Тики, энурез, заикание и пр.

Телесно-ориентированные игры и упражнения дают детям информацию об окружающем через телесные ощущения и направлена на решение многих задач развития детей, это:

1. Развитие координации равновесия;

2. Повышение сенсорной чувствительности;

3. Развитие мелкой моторики;

4. Развитие зрительного анализатора;

5. Снятие психомоторного напряжения;

6. Обучение основам саморегуляции;

7. Развитие эмоциональной сферы, навыков общения и моделирование эмоций.

Основной акцент при этом направлен на совершенствование психомоторной функции. Коррекционно-развивающая работа в рамках этого направления включает игры и упражнения на координацию движений, на развитие всех пальцев руки, проработку моторных движений в паре, позволяющие развивать умение взаимодействовать друг с другом, т. е. способствующие навыкам коммуникации.

Методы телесно-ориентированной терапии :

• Физические упражнения и игры,

• Дыхательные упражнения,

• глазодвигательные упражнения,

• пантомимика,

• самомассаж.

Основные цели телесно-ориентированных игр и упражнений : Развитие координации движений, достижение состояния расслабления, психическое и физическое оздоровление.

Использовать приемы телесно-ориентированной терапии в работе с маленькими детьми достаточно сложно. Чтобы начать коррекционную работу с дошкольником, используя техники телесной терапии, необходимо установить с ним доверительные отношения. Ребенок должен чувствовать, что безопасна окружающая его обстановка и безопасен человек, который будет с ним заниматься.

Работа строится через :

• накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания

использование релаксации на уровне каждого сегмента

• прямое воздействие на хронические зажимы посредством массажа с целью расслабить их

• проговаривание с ребенком возникающих ощущений.

Возможна ситуация, когда ребенок не захочет выполнять необходимые действия, поскольку они у него не получаются. Основным способом распускания мышечных зажимов на соответствующем уровне является предварительное максимальное напряжение мышц данного сегмента. При этом психолог сам демонстрирует напряжение мышц, сопровождая демонстрацию имитацией эмоций, имеющих отношение к прорабатываемому сегменту. Необходимо помнить, что при чрезмерно длительном напряжении могут возникать болевые ощущения, что является нормальным явлением. Об этом необходимо спокойно сказать ребенку. Нельзя делать движения через силу и спешить. Чем спокойнее мы выполняем движения, тем больше вслушиваемся в свое тело и тем больше информации получаем.

Таким образом, применяя в коррекционной работе игры и упражнения телесно-ориентированной терапии мы можем помочь детям чувствовать себя более уверенно, а также их поведение может стать более прилежным.

2. Практическая часть.

Позвольте привести примеры телесно-ориентированных игр и упражнений, используемых в работе с детьми.

ГЛАЗА

Распусканию «защитных механизмов» в области глаз помогает ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ – широкое раскрывание глаз, свободные движения глазами, вращения, смотрение из стороны в сторону, зажмуривание, моргание.

Комплекс упражнений для активизации работы мышц глаз

ГЛАЗКИ

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

2. Зорче глазки чтоб глядели,

Разотрем их поскорее.

3. Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

4. Чтобы зоркими нам стать.

Нужно на глаза нажать.

5. Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и все сначала!

6. Быстро — быстро поморгай,

Потом глазкам отдых дай.

7. Нужно глазки открывать,

Чудо чтоб не прозевать.

8. Треугольник, круг, квадрат

Нарисуем мы подряд.

НА НОСУ»

Села на нос мне пчела,

Не легка, не тяжела.

Я руками не машу,

Носом я ее толкну.

Я наморщил сильно нос,

А когда его расслабил,

То пчелы и след растаял.

Сморщить нос, стараясь двигать им в разные стороны

«УСПОКОИТЬ ЗЛЮЧКУ-КОЛЮЧКУ»

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю.

Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть) .

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы

Рычать что есть сил

Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть

«НЕДОВОЛЬНЫЙ»

Я сегодня недоволен,

Я сегодня недоспал.

Сильно я нахмурил брови.

Подержал так (удерживать 4-5 секунд) и устал.

Не могу я долго злиться,

Я играть давно хочу.

Лучше я расслаблю лобик

И к ребятам подойду.

Наморщить лоб, поднять брови вверх, затем опустить вниз. Сдвинуть брови, максимально напрягая их. Затем расслабить мышцы.

Массаж лица

СОЛНЫШКО ПРОСНУЛОСЬ

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Солнышко проснулось,

Щечек коснулось,

Солнце личико согрело,

Потеплело, потеплело,

Наши губки улыбнулись,

Наши ручки потянулись!

Касаются руками лба

Касаются руками щек

Обеими ладонями проводят от бровей до подбородка

Улыбаются

Руки вверх

Массаж лица

ЕХАЛА МАШИНА

Ехала машина,

Ехала, ехала,

С горки съехала -

Дальше поехала

Буксует, буксует,

Снова поехала

В тоннель уехала.

Указательные пальцы массируют лоб над переносицей

Пальцы разъезжаются, спускаются под глаза, массируются под глазами круговыми движениями Массаж вокруг крыльев носа: р-р-р-р-р.

Пальцы спускаются к верхней губе, массаж

Массаж у ноздрей

ШЕЯ

Расслаблению мышц в области шеи помогают УПРАЖНЕНИЯ для мышц шеи, ИГРОВЫЕ МАССАЖИ и САМОМАССАЖИ.

УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

УБИРАЕМ ЛИСТЬЯ

Убираем листья без инструментов, ногами сгребаем в кучу, делаем короткий вдох и длительный выдох:Ш-Ш-Ш.

МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ

Будем дуть мыльные пузыри. Сделаем глубокий вдох, наберем как можно больше воздуха, вытянем губы трубочкой, и медленно со звуком «Пууу» подуем на наши мыльные пузыри, чтобы они летели высоко-высоко (дуть длительно).

АХ, КАКОЙ АРОМАТ!

Мы стоим на полянке, видим перед собой цветочек, срываем его и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом.

Комплекс упражнений на дыхание

1. Глубоко мы все подышим.

Сердце мы свое услышим.

2. Глубоко мы все вздохнем

И дыхание прервем.

Вниз закрутим ушки,

Ушки – непослушки.

3. Если медленно подышим.

То весь мир вокруг услышим. Сесть, вытянуть ноги и скрестить их, кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в «замок» и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать. 2 мин.

Глубоко вздохнуть. Завернуть пальчиками ушки от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком «а-а-а».

ЛИМОН

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю, сок лимонный выжимаю.

И всю руку напрягаю, сок до капли выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю,

А руку расслабляю.

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем «бросить» лимон и расслабить руку. Выполнить то же упражнение левой рукой.

Массаж спины

ДОЖДИК

Дождик бегает по крыше -

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше -

Бом! Бом! Бом!

- Дома, дома посидите -

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите -

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте -

Бом! Бом! Бом!

А уйду — тогда гуляйте.

Бом. Бом. Бом.

НАШИ ПАЛЬЧИКИ

Понемножку по ладошке

Наши пальчики идут, (пальцы одной руки легко стучат по ладони другой) Серединку на ладошке Наши пальчики найдут. (то же другой рукой)

Чтоб внимательнее стать, Нужно точку нажимать. (нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки) Помассировать по кругу, (круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)

А теперь расслабить руку. (легко пошевелить пальцами)

Давим, (крепко сжать кулаки)

Тянем, (напряженно вытянуть пальцы) Отдыхаем. (расслабить кисть)

Мы внимательными станем! (скрестить руки на груди)

МАССАЖ в парах

У меня такие ручки, посмотри

Я похлопаю в ладоши, раз, два, три,

Твои ручки тоже на мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок,

покружись со мной разок.

У меня такие щечки, посмотри

Я пощиплю их немножко, раз, два, три,

Твои щечки тоже на мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок,

покружись со мной разок.

У меня такие ушки, посмотри

Я поглажу (помну) их тихонько, раз, два, три,

Твои ушки тоже на мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок,

покружись со мной разок.

У меня такая спинка, посмотри

Я потрусь ею немножко, раз, два, три,

Твоя спинка тоже на мою похожа.

Твоя спинка тоже на мою похожа.

Хорошо с тобой, дружок,

покружись со мной разок.

Движения по тексту

ИГРА

В СКЛАДКАХ ГЛАДКО

Детям предлагается расправить покрывало, чтобы оно стало ровным. Походить по нему так, чтобы оно оставалось ровным. А потом сделать НОГАМИ много-много складок на покрывале, чтобы оно сталотаким маленьким, насколько получится.

Далее дети расправляют покрывало ладошками, делают его снова ровным.

И опять делают много-много складок на нем, но в этот раз складки делают КОЛЕНКАМИ. Покрывало становится все меньше, меньше…

После дети снова делают покрывало гладким, ровным…

Затем дети делают складки ЛОКТЯМИ…

И снова расправляют покрывало.

Потом садятся на покрывало и делают складки своими ПОПАМИ и опять расправляют покрывало…

После игры дети отдыхают на покрывале.

Можно предложить каждому ребенку покрывальце или большое полотенце, или на несколько человек одно покрывало.

Можно провести релаксацию под музыку

ИГРА

ПОСУДОМОЕЧНАЯ МАШИНА

Дети встают в две шеренги, напротив друг друга – это посудомоечная машина. Ребенок называет кто он - предмет какой посуды и встает в начало мойки, между парой моющих. Каждая моющих пара выполняет определенную задачу – моют посуду с разной степенью интенсивности и силы нажимов, прикосновений и т. д. 1- сильная мойка; 2- средняя мойка; 3- слабая мойка; 4 –полоскание; 5 – сушка. После мойки у ребенка спрашивают о его ощущениях.

ИГРА

БЕРЛОГА

Покрывало расстилается на полу. Ребенок вместе с игрушкой медведя или один садится в центр покрывала, а другие дети вместе со взрослым берутся за края покрывала и «строят» домик для медвежонка – берлогу. Там «медвежонок спит», дети гладят руками домик мишки, поют колыбельную песенку, а потом будят медвежонка и раскрывают домик. Медвежонок встает и рассказывает о своих ощущениях.

В чем же уникальность и эффективность телесно-ориентированных игр и упражнений?

УНИКАЛЬНОСТЬ

• просты

• интересны

• любой возраст

• любая категория детей (норма, с различными нарушениями)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

• контакт с ребенком

• настрой на восприятие информации, людей, окружающего мира

• восстановление эмоционального фона

• снятие эмоционального и психомоторного напряжения

• развитие координации и равновесия, крупной и мелкой моторики

• повышения сенсорной чувствительности, развитие зрительных, тактильных, слуховых анализаторов

коррекция эмоционально-волевой сферы, навыков общения

• уменьшение нежелательных проявлений у гиперактивных, тревожных, агрессивных, зажатых, стеснительных, у детей со страхами, с трудностями в общении, с психосоматическими проблемами: тики, нарушение осанки и др.

Заключение

Надеюсь, что полученный вами опыт будет успешно реализован в практической деятельности с детьми.

Список использованных источников :

1. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. М., 2004.

2. Лоуэн А. Психология тела: Телесно-ориентированный биоэнергетический психоанализ. М., 1997.

3. https://psyera.ru/2453/uprazhneniya-po-telesno-orientirovannoy-terapii

Прикреплённые файлы:

prezentacija-2_epi05.ppt | 5367,5 Кб
 
Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возрастаМастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Создание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возрастаСоздание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возраста Одним из перспективных способов развития интеллекта у дошкольников является макетирование. Макет служит как объектом и средством деятельности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Использование телесно-ориентированных игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия Жильникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование телесно-ориентированных игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 12 января 2020 в 23:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД