Лучший педагог года

Использование технологии обучающего развития в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Татьяна Сергеевна Ерофеева
Использование технологии обучающего развития в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

«Любовь к природе, как, впрочем,

и всякая человеческая любовь, несомненно,

закладывается в нас с детства».

Соколов-Микитов Иван Сергеевич

Экологическое воспитание является приоритетным направлением в развитии современного дошкольного образования. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, научить грамотно потреблять и распределять ресурсы нашей планеты, сделать среду обитания всех живых существ приемлемой для существования. Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии. В настоящее время экологическое образование оформилось в самостоятельную область дошкольной педагогической теории и практики. Новизна её, по мнению Л. В. Моисеевой, проявляется «в изменении подхода к ознакомлению детей с природой от биологического к экологическому, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии» [4, с. 5].

Публикация «Использование технологии обучающего развития в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития дошкольников и является необходимой формой работы в дошкольном учреждении.

Человек неразрывно связан с природой, он – ее часть, ее дитя. И относиться к природе надо также бережно, как к матери, иначе люди погубят сами себя, свое будущее. Начинать экологическое воспитание следует с самого раннего детства, с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Экологическое воспитание дошкольников — это часть общего образовательного процесса; оно способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом. В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому.

По мнению И. Д. Зверева, «экологическое воспитание – это становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие» [1c. 18].

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, то есть совокупности экологически развитых сознания, эмоционально – чувственной деятельности сфер личности.

В авторской концепции С. Н. Николаевой цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры, под которым понимается «становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности; к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды» [5, с. 21]. Составные экологической культуры личности дошкольника, по С. Н. Николаевой, — «знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту)» [5, с. 30]. К задачам экологического воспитания дошкольников С. Н. Николаева относит [5, с. 25] :

Обучающие :

• формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанного отношения к природе); развитие познавательного интереса к миру природы;

• формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

Развивающие :

• формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

• освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

• формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

• формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде [5, с. 26].

Воспитательные :

воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

• формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

Задачи экологического воспитания дошкольников определяют основные направления этого процесса, главным из которых является формирование экологической культуры детей.

Организуя работу в ДОУ по экологическому воспитанию, мы пришли к выводу, что наиболее высокие показатели освоения материала у тех детей, образовательная деятельность с которыми строилась по технологии развивающего обучения, а конкретно, реализовывалась в проектной деятельности.

Ведущий принцип технологии развивающего обучения – учет личностных особенностей ребенка, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит, и лучшему усвоению и закреплению освоенного материала. Ребенок выступает не как объект обучения, он – равноправный партнер. Педагог и ребенок реализуют в своей деятельности один из важнейших принципов ФГОС ДО – сотрудничество и содействие взрослых и детей в процессе их развития, приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Очень точно определила понятие «сотрудничество» Т. В. Кротова. Она отнесла понятие «сотрудничество» к более высокому уровню совместных действий, когда участие в общем деле основано на осознании общих целей, доверительном отношении, общении с равных позиций, где ни одна из сторон не обладает привилегией оценивать, контролировать, и на стремлении к взаимопониманию [2, c. 8].

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и обучающихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения образовательных задач посредством организации диалога в исследовательской и поисковой деятельности.

Технология развивающего обучения основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых (Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, З. И Калмыкова, Е. Н. Кабанова, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманская, Г. К. Селевко и другие) в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты.

Так, например, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин опираются в разработке концепций развивающего обучения на познавательный интерес. И. С. Якиманская отдает приоритет индивидуальному опыту личности. Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов акцентируют внимание на творческих потребностях детей, а Г. К. Селевко – на потребности самосовершенствования.

Цель данной технологии в ДОУ – создать условия, при которых воспитанники самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Пример данной технологии – метод проектов.

Проектная деятельность выходит за рамки непосредственно образовательной деятельности, она позволяет вовлечь в деятельность не только ребенка, но и родителей, социальных партнеров. Именно взаимодействие всех участников дает наилучший результат.

Проект – это непременно интеграция во все образовательные области, во все виды деятельности, многократное повторение и закрепление, что, из-за психофизических особенностей дошкольников, приводит к полному усвоению материала. Навыки, знания и представления формируются и развиваются в течение всей жизни, азы бережного и ответственного отношения к природе сформированы в дошкольном детстве.

Проект позволяет раскрыть творческий потенциал не только педагога, но и родителей. В совместной деятельности ребенка и родителя рождается творческий тандем, укрепляется связь и взаимопонимание.

Очень часто активное участие родителей в проектной деятельности обусловлено их желанием получить новые знания, умения, а также получить информацию о том, как вырастить и воспитать будущего гражданина ответственным за свои действия во вред или во благо планеты, эффективнее объяснить ребенку важные вопросы природопользования.

При разработке проекта педагог составляет примерный план работы и мероприятий, но одной из особенностей реализации проекта является его подвижность. Проект может и должен меняться в ходе реализации, так как он основан на идеях и интересах детей и взрослых. Они и есть тот импульс, который может изменить ход проекта.

Представляем вашему вниманию педагогический эколого-просветительский проект для детей 5-6 лет. Основной вид деятельности в данном проекте – опытническая деятельность.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Он по своей природе – исследователь. Какие только предметы мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность является условием развития любознательности, познавательных интересов ребёнка, активизирует мыслительные процессы. Для воспитания этой любознательной и деятельной личности мы, взрослые обязаны научить наших будущих «учёных», «инженеров», «агрономов» элементарным анализу и синтезу, умению сравнивать и классифицировать, доводить начатое дело до конца. А главное – научить ребёнка ощущать счастье первооткрывателя и экспериментатора.

В подготовительном этапе работы над проектом мы решили не ограничиваться только экспериментированием, познавательная ценность которого бесспорна. Умение видеть прекрасное вокруг себя, умение тонко чувствовать и воспринимать, сопереживать – все эти качества присущи гармонично развитому человеку, какими мы и хотим видеть наших детей. А что лучше может их сформировать, чем классические живописные и музыкальные произведения. Рассматривание иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений во время проекта способствовало формированию взгляда на природу как на источник вдохновения для создания предметов искусства, музыкальных произведений, стихов.

Проблема, поставленная перед детьми, была нами определена так: Что мы можем сделать, чтобы территория сада и участок группы стали красивее.

Цель проекта: Формирование культуры природопользования, у детей дошкольного возраста через детское экспериментирование.

Задачи проекта:

Для работы с детьми

1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей.

2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к окружающему миру.

3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение о том, что они видят и слышат.

4. Формировать коммуникативные навыки.

Для работы с родителями

1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребёнок на всех этапах реализации проекта.

2. Повышать уровень родительской компетентности в вопросах экологического воспитания детей.

Для педагогов

1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.

3. Сформировать и обогатить предметно-развивающую среду для проекта.

4. Развивать творчество детей, привлекая родителей к совместному творчеству.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Педагоги:

• Проведение интересных занятий, организация выставки;

• Чтение художественной литературы, заучивание стихов о цветах;

• Индивидуальные и коллективные беседы о цветах;

• Подбор иллюстраций, фотографий для оформления альбома «Дети и цветы»;

• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением цветов;

• Показ видео «Как растёт цветок»;

• Организация экспериментальной деятельности;

• Сбор и анализ литературы по данной теме;

• Разработка плана реализации проекта;

• Подборка дидактических игр, пособий;

• Подборка иллюстративного материала;

• Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме;

• Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, весёлых вопросов и упражнений по теме;

• Подготовка материала для художественной деятельности;

• Подготовка семян.

Дети:

• Участие в конкурсах, беседах;

• Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на цветочную тему, выставка рисунков детей;

• Участие в занятиях;

• Заучивание пословиц и поговорок, стихов о цветах, предложенных педагогом;

• Участие в экспериментальной деятельности.

Родители:

• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе;

• Изготовление поделок вместе с детьми;

• Подборка детьми вместе с родителями фотографий на тему «Цветы и дети».

Предполагаемый результат проекта: повышение уровня экологической культуры детей и родителей группы.

Внутренние продукты: приобретение возможности каждой желающей семье принять участие в озеленении территории сада.

Внешние продукты: оформленные цветочные клумбы на территории детского сада.

Ожидаемый результат: Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах. Положительное эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребёнка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению территории детского сада (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Социальная значимость проекта. Необходимость дать почувствовать ребёнку, что он ответственен за окружающий его мир. Предназначение экологического воспитания состоит не столько в усвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного, неразрушающего отношения к окружающему миру и активного желания поступать щадящим и сберегающим образом.

Данный проект был успешно реализован на базе ДОУ. В ходе реализации дети самостоятельно выращивали рассаду цветов, которую потом высаживали на территории детского сада. Дети многому научились: слушать и слышать природу, делать и видеть результат своих действий, оценивать их с точки зрения пользы или вреда для всего живого вокруг. Сформировались представления о том, что природа не только дает кров и пищу, но и учит видеть красоту, что она нуждается в защите, и защитить ее способен только человек ответственный, знающий.

Мы считаем, что данное направление работы всегда должно находится в поле пристального внимания педагогов, необходим дальнейший поиск совершенствование в организации работы по экологическому воспитанию.

Список источников:

1. Зверев, И. Д. Формирование ответственного отношения к природе / И. Д. Зверев. – М: Просвещение, 2013. – 146 с.

2. Кротова Т. В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников. Автореферат, дисс. … канд. Пед. Наук. М. ; 2005.

3. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004. – 320 с.

4. Моисеева Л. В. Альтернативные модели экологического образования / Л. В. Моисеева. — Екатеринбург: УрГПУ, 2004. – 156 с.

5. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2011. – 336 с.

6. Нечаев М. П., Романова Г. А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования. / М. П. Нечаев, Г. А. Романова. – М. : УЦ «Перспектива», 2014. – 196с.

7. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа / Н. А. Рыжова. – М. : Просвещение, 2015. – 652 с.

8. 8. Шорыгина Т. А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей / Т. А. Шорыгина. – М. : ГНОМиД, 2002. – 64 с.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Интерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии QR-кодИнтерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии QR-код «Избушка-говорушка» - интерактивный макет, предназначенный для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью инновационной.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Конспект обучающего занятия по ПДД «Красный, желтый, зеленый» для детей среднего дошкольного возрастаКонспект обучающего занятия по ПДД «Красный, желтый, зеленый» для детей среднего дошкольного возраста Цель – привитие дошкольникам навыков безопасного участия в дорожном движении. Вовлечение их в деятельность команды ЮПИД. (На экране изображение.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Макеты в экологическом воспитании детейМакеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Отчет об экологическом воспитании детей средней группы Отчет об экологическом воспитании детей средней группы. Выполнила воспитатель: Рулева Елена Юрьевна Актуальность Всё прекрасное в людях.

Библиотека изображений:

Публикация Использование технологии обучающего развития в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Сергеевна Ерофеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование технологии обучающего развития в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 октября 2021 в 09:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД