Лучший педагог года

Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей

Татьяна Рязанова
Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей

На протяжении трех лет я являюсь руководителем кружка "Юные исследователи". Приоритетным направлением в моей работе является формирование у детей элементарных естественнонаучных представлений.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Публикация «Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей» размещена в разделах

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой.

Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Многие наши «исследования» начинаются с вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения ими явлений окружающего мира.

Опыты я подбираю простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в минилаборатории «Маленький исследователь». Таким образом, лаборатория оснащена различными сосудами, шприцами, пипетками, лупами.

В нашей группе так создана развивающая среда, что детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому : от игры к рисованию.

Например, в центре «ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ» дети всегда могут найти необходимые материалы и оборудование для собственных исследований по смешению различных цветов, получения нового цвета, создания нового способа рисования: различные виды красок, бумаги для рисования, вата, салфетки, прозрачные стаканчики, кисти, паралоновые и резиновые губки, щёточки и т. д.

Так же у нас в группе имеется уголок «Эксперементирования», где дети знакомятся и действуют с различными природными материалами: песком, водой, шишками, камнями, магнитами, ракушки, различными крупами и т. п. В работе я использую различные емкости, которые дети используют для проведения опытов. Опуская в воду деревянные, металлические, резиновые, пластмассовые предметы, дети обращают внимание на их плавучесть, смачиваемость, растворяемость.

Возможность наблюдать и экспериментировать нам предоставлена самой природой. В зимний период года детям очень доступны и понятны три состояния воды, т. к. не нужно создавать специальных условий для опытов и экспериментов. Особенно интересны длительные наблюдения и опыты весной, когда происходит пробуждение природы.

Так же с ребятами мы ведем журнал наблюдений, куда дети отмечают рост и развитие растений, которые мы сажаем в группе. Дети с удовольствием каждое утро подходят к ним и интересуются, что произошло с посадкой. Я с детьми проводила и такие длительные опыты, которые наглядно помогают понять зависимость жизни растений от воды, кислорода и света: «Выпрямляющийся стебель», «Дыхание листа», «В погоне за светом».

В своей работе по формированию исследовательской деятельности у дошкольников я так же использую различные модели и схемы алгоритма для проведения опытов.

После проведения опыта и получения результата каждый опыт зарисовывается детьми.

Обязательная работа проводится с родителями:предлагаются консультации по пройденной теме, оформляются папки передвижки «Предлагаем поэкспериментировать дома», организовываю выставки рисунков «Домашние опыты».

Прикреплённые файлы:

file-1_71fl9.pptx | 11667,54 Кб
 
Публикации по теме:

Педсовет «Фольклор в познавательном развитии» В воспитании дошкольника мы широко используем фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности детей дошкольного возраста Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме «Использование технологии макетирования в игровой деятельности детей дошкольного возраста».

Роль экспериментирования и исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё.

Исследовательская работа по теме «Астрагалы «Кажык» в социально-коммуникативном и познавательном развитии детей» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Сылдысчыгаш» комбинированного вида города Кызыла РТ План.

Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей 6–7 лет Познавательная деятельность связана с изменениями, происходящими в жизни современного общества. Малыш – природный исследователь окружающего.

Использование сказок в познавательном и речевом развитии старших дошкольников Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги! Я, Гусева Наталья Валерьевна, воспитатель группы дошкольного образования Можарской средней.

Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей» Слайд 2. Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Методические рекомендации «Использование технологии проектирования в развитии дошкольников» В настоящее время современное общество характеризуется стремительным ростом объема научной информации, большой скоростью процесса старения.

Организация совместной образовательной деятельности по технологии познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Тайна мыльных пузырей», возраст детей 3-4 года Оборудование: вода, мыло, глицерин, емкости для приготовления мыльного раствора,.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Библиотека изображений:

Публикация Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Рязанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей
Опубликовано: 8 октября 2016 в 17:46
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД