Получи документы

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно-исследовательской деятельности

Ольга Ткаченко
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно-исследовательской деятельности

. Среди принципов дошкольного образования мы находим:

- формирование познавательных интересов и познавательных действия ребенка;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Казалось бы, для достижения указанных результатов не обойтись без познавательно-исследовательской деятельности. Однако, на практике существует ряд проблем с ее организацией:

- четкий режим дня;

- отсутствие навыков проведения исследований у педагогов;

Публикация «Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

- преобладание репродуктивных методов, вступающих в противоречие с исследовательскими;

- отсутствие методического обеспечения.

Мною был проведен анализ педагогической литературы. И передо мной встал вопрос, какую технологию я бы могла использовать в своей деятельности? Я полностью согласна с высказыванием Александра Ильича Савенкова: «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования - наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания «в готовом виде». Представляю вашему вниманию «Методику проведения учебных исследований в детском саду», автором которой является Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского городского педагогического университета (МГПУ).

Технология А. И. Савенкова привлекает своей универсальностью, я могу использовать ее во всех образовательных областях. Исследование не требует отдельных занятий, ими можно заниматься и в совместной и в самостоятельной деятельности детей. Исследовательское обучение, по А. И. Савенкову, особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Его технология позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности. От определения проблемы, до представления и защиты полученных результатов.

Главные цели исследовательского обучения –

-активизация деятельности ребенка, придав ей исследовательский, творческий характер, передать ребенку инициативу в организации своей познавательной деятельности

-формирование у ребенка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры

Основные этапы исследовательской деятельности :

• выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

• выработка гипотез;

• поиск и предложение возможных вариантов решения;

• сбор материала;

• анализ и обобщение полученных данных;

• подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, макет, мультфильм и др.).

Остановимся более подробно на этапах деятельности детей. В процессе проведения занятия.

1. Выбор темы

Для того чтобы дети смогли это сделать, предложить им заготовленные карточки с различными изображениями — темами будущих исследований.

2. Составление плана исследования.

Объясним исследователям, что их задача - получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования и подготовить о нем сообщение — небольшой доклад

С помощью проблемных вопросов выясняем методы исследования. Предлагаем детям карточки:

«подумать самостоятельно».

«спросить у другого человека»

«наблюдение и эксперимент».

«узнать из книги»

«посмотреть в компьютере»

«обратиться к специалисту».

3. Сбор материала

Используемое на этом этапе пиктографическое письмо позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус, температура и т. п.).

4. Обобщение полученных данных

На этом этапе необходимо выделить главные идеи, отметить второстепенные, а затем и третьестепенные.

5. Доклад.

При проведении учебных исследований, сообщить об усвоенном важно, прежде всего, тому, кто это сообщение подготовил.

После выступления исследователей — завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.

После освоения общей схемы деятельности, можно перейти к другому варианту организации этой работы — самостоятельной исследовательскойпрактике детей. Теперь каждый ребенок сам будет проводить собственное исследование.

Технология исследовательского обучения помогает детям :

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить собственные мини-доклады;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Технология А. И. Савенкова даст хороший эффект если педагог выполняет следующие правила:

-Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний.

Подходите ко всему творчески.

Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься.

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад» В предыдущей публикации я рассказала о том, что дети узнали о подольской кондитерской фабрике, о том, как делают конфеты. На всё это натолкнула.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Использование кубиков историй в развитии речи воспитанников посредством инновационной технологии «Сторителлинг»Использование кубиков историй в развитии речи воспитанников посредством инновационной технологии «Сторителлинг» Проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Перед педагогом стоит задача найти оптимальные методы, приемы,.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулкеМоделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Отчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группеОтчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними (ФГОС). Познавательно.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 28 февраля 2023 в 09:45
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно-исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ткаченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД