Лучший педагог года

Использование техники «мандал» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ТНР

Ирина Смирнова
Использование техники «мандал» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ТНР

В процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи и воспитания личности ребенка в целом, моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры. Мы включаем игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей. Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и детей. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности и творческих способностей.

Публикация «Использование техники „мандал“ в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах

Одной из таких инновационных игровых технологий является техника «мандал».

Слово «мандала» в переводе означает «круг», «диск». Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Он пришел к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию нашей индивидуальности.

Мандалу можно встретить практически везде – солнце имеет форму мандалы, растения, которые развиваются благодаря солнечному свету, такие как, например, подсолнух, тоже напоминают мандалу.

В настоящее время специалисты по работе с детьми и родители, все чаще сталкиваются с неадекватным поведением ребенка, с трудностями детской адаптации к меняющимся условиям. Дети постоянно встречаются со сложными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями. Ведь прежде,чем начать коммуникацию с внешним миром, нужно уметь понимать и вести диалог с собой, своими чувствами и желаниями.

Именно поэтому я решила познакомить педагогов и родителей детей с техникой «мандал».

В коррекционной и развивающей работе с детьми мандалы применяются в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения. Но кроме этого также мандалы помогают научиться познавать и понимать себя, что во многом улучшает взаимодействие педагога с ребенком. Работа с мандалами помогает в развитии мелкой моторики, тренируется усидчивость, аккуратность, чувство ритма, порядка и математического мышления, а также помогает гармонизировать внутреннее состояние и раскрывать свои творческие способности.

В данном процессе мы используем два варианта.

Первый вариант - раскрашивание готовых мандал (раскрасок, ребенку дается на выбор 10-15 готовых распечатанных на листах бумаги, из которых он самостоятельно выбирает, наиболее приемлемый для него вариант.

Другой же вариант – ребенок сам рисует или выкладывает какими-либо материалами мандалу, с самостоятельно придуманным узором.

В обоих случаях есть некоторые

Правила работы с мандалой :

-ребенку дается свобода в выборе цветов, материалов, рисунков, без давления и помощи взрослого;

- в день осуществляется работа только с одной мандалой;

-в процессе работы ребенка с мандалой, необходимо хвалить и подбадривать его;

-помогать ребенку можно только с его согласия, избегая комментариев по поводу того, что он сделал, ведь ребенок будет напряжен и зависим от вашей оценки;

-для полного погружения в процесс и расслабления, необходимо создать такие условия для работы, чтобы не было зрительных и звуковых раздражителей. Важно чтобы для работы было достаточно материалов и времени.

После рисования мандалы, обязательно проводится беседа с ребенком. Ребенку предлагается назвать свой рисунок, рассказать какое настроение вызывает готовая работа, что он бы хотел изменить здесь. И часто во время такого разговора можно выйти на ту внутреннюю проблему, которую ребенок не может пока осознать или не может сказать о ней, в силу своего возраста, но прорисовывает ее в своей работе.

Таким образом, осуществляя данную работу, ребенок не только прорисовывает свое эмоциональное состояние, но и имеет возможность поделиться своей проблемой, выплеснуть негативные эмоции не проявляя агрессии к другим и справиться со своими внутренними страхами.

Подгрупповая работа с мандалами предполагает сплочение коллектива, установление дружеских взаимоотношении между детьми. Работая в группе дети учатся прислушиваться к другим, воспитывается чувство сопереживания, понимания и толерантности. Немало важным, для детей дошкольного возраста является развитие таких психических процессов,

как воображение, внимание и мышление. По средствам мандал мы развиваем художественно-эстетическое творчество, мелкую моторику, связную и диалогическую речь, что является успехом обучения детей в школе.

После завершения занятия с использованием метода раскрашивания мандал, ребенок возвращается в привычное для него окружение, но уже с обновленным мировосприятием, что дает возможность ребенку переоценить отношение к той или иной ситуации.

А как же родители могут использовать метод мандал со своими детьми? Организовать рисование мандалы с дошкольником в домашних условиях совсем несложно. Это замечательное средство для развития творческих способностей ребенка, для обеспечения его психологического комфорта и укрепления детско-родительских отношений.

Очень полезно создавать мандалы, собравшись всей семьей. Этот процесс сблизит и укрепит семью, создаст доверительную семейную атмосферу, поможет лучше понять своего ребенка и других членов семьи, послужит началом замечательной семейной традиции.

Известная теория Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка на примере не только обучения, но и на помощи в познании себя и своих чувств, опирающаяся на зону ближайшего развития ребенка, является крайне эффективной, а уже имеющийся потенциал дает ребенку возможность обратиться к естественным, еще не использовавшимся внутренним ресурсам.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возрастаМастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗИспользование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ В современных условиях коррекционного воздействия возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств обучения детей с нарушениями.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Библиотека изображений:

Публикация Использование техники «мандал» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ТНР (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Смирнова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование техники «мандал» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ТНР
Опубликовано: 30 апреля 2022 в 01:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД