Лучший педагог года

Использование сопряжённой гимнастики как средство развитие речи у детей дошкольного возраста

Татьяна Гицевич
Использование сопряжённой гимнастики как средство развитие речи у детей дошкольного возраста

Сопряженная гимнастика – это инновационная технология по развитию речи через упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Все упражнения объединены простым сюжетом, что позволяет назвать их театром пальцев и языка.

Почему я выбрала именно это направление в своей работе?

Публикация «Использование сопряжённой гимнастики как средство развитие речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению дошкольников, к внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Несмотря на то, что дети к подготовительной группе осваивают много различных пальчиковых игр, уровень их мелкой моторики оказывается, недостаточно сформирован. Зачастую требуется дальнейшее продолжение работы по коррекции звукопроизношения, по развитию графомоторных навыков. Возникает необходимость в поиске новых, незнакомых детям, интересных способов воздействия. Включение на занятиях с дошкольниками нетрадиционных форм проведения пальчиковой и артикуляционной гимнастики с использованием игровых технологий и наглядных средств помогает ребёнку концентрировать своё внимание, кисти рук и пальцы приобретают силу, облегчается овладение навыками письма.

Упражнения сопряжённой гимнастики, выполняемые детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением, со сменой поз (сидя на полу или на стульях, сидя на фитболах, стоя в кругу и т. д., можно использовать как психогимнастику или разминку. Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине учебного года, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Перед каждым упражнением делаем с детьми разминку, состоящую из трех этапов

1. Самомассаж рук – начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой (надеваем перчатки, называя каждый палец). Далее проводится растирание ладоней друг об друга.

Су – джок терапия –дети перекатывают мячик – ежик между ладонями, потом по плоскости, вкруговую. Колечко су-джока левой рукой катать по очереди по правой, начиная с мизинца. К каждому упражнению используется небольшой стишок.

2. Артикуляционная гимнастика – «голодный хомячок» - втянуть щеки.

«часики» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

3. После разминки можно начинать сопряженную гимнастику.

Воспитатель произносит текст, а дети показывают руками и языком.

Для начинающих гимнастика состоит из одного предложения, например :

Мы шли, шли, шли

Землянику мы нашли.

Язык – движение языка вверх, вниз.

Руки – ходьба указательным и средним пальцами.

Далее усложняем.

Гимнастика из двух предложений.

«На скамейке у окошка улеглась и дремлет кошка».

Руки – соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец.

Язык – улыбнуться, открыть рот, кончиком языка упереться в нижние резцы.

«Кошка глазки закрывает, кошка спинку выгибает».

Руки – соединить все пальцы в щепотку, опустить вниз.

Язык – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы.

«Дятел»

Тук – тук – тук, постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой;

Рот и язык - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.

Тук – тук – тук, наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой;

Раздается чей – то стук.

Это дятел на сосне соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево.

Долбит клювом по коре. Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.

Рот и язык – напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д-д»

Тексты подбираются с учетом лексических тем, что позволяет использовать сопряженную гимнастику систематически в работе с детьми. Попутно ребёнок запоминает небольшие стихи.

Для более длинных упражнений используются опорные картинки.

--- «Маша поехала на поезде к бабушке».

Язык – губы вытянуть трубочкой.

Руки – пальцы рук сжимать в кулачки и разжимать.

--- «У бабушки большой красивый дом».

Язык – кончик языка напряжённо прижат к нёбу.

Руки – пальцы рук «домиком».

«Под окнами – клумба с цветами».

Язык – язык свободно лежит на нижней губе.

Руки – кисти рук прижаты

---«По двору бродят пёстрые куры».

Язык – кончиком языка постучать в альвеолы.

Руки – подушечками указательных пальцев постучать по столу.

--- «Протяжно мычат коровы».

Язык – губы вытянуть трубочкой.

Руки – пальцы сжаты в кулак, выставляются вперёд только указательный палец и мизинец.

--- «На крыльце греется кошка».

Язык – широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами, спинка языка прогибается вверх.

Руки – упереться подушечками пальцев в стол, нажать на них, выгибая пальцы.

Работая с опорными картинками, можно усложнять поставленные задачи в сопряженной гимнастике, например, поочередно показывая на каждую картинку, педагог просит детей припомнить, какие действия рук и языка они выполняли.

Затем наоборот, педагог показывает действия рук и языка, а дети показывают данную картинку.

Денотативное подкрепление каждого действия позволяют ребенку последовательно и легко передать содержание упражнения.

Итог: Я считаю, что на основании сопряженной гимнастики :

- У детей улучшается координация артикуляционного аппарата.

- Улучшается общая координация движений.

- Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость.

Все это создает благоприятную базу для более успешного обучения. Так же может использоваться воспитателями в качестве разминки, организационного момента. Поскольку гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может использоваться на всех занятиях в ДОУ.

Я считаю, что поскольку сопряжённая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.

Используемая литература :

1. А. Колесников “Гимнастика мозга, или легкие способы развития ребенка”, Центорполиграф, 2019 г.

2. М. А. Поваляева “Сказки о веселом язычке” Ростов-на-Дону, Феникс, 2012 г.

3. Г. Е. Сычева “Опорные картинки для пересказа текстов” Выпуски 1,2,3. Книголюб,2017г.

4. С. И. Токарева “Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет. Игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика. ” Волгоград, Учитель 2012 г.

5. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова “Пальчиковая гимнастика” М, : АСТ: Астрель, 2015 г.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:

Публикация Использование сопряжённой гимнастики как средство развитие речи у детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Гицевич на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование сопряжённой гимнастики как средство развитие речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 января 2021 в 17:08
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД