МААМ-картинки

Использование системы многофункциональных дидактических игр в работе с детьми 5–6 лет в условиях Пкпп (12 фото)

Татьяна Байкова
Использование системы многофункциональных дидактических игр в работе с детьми 5–6 лет в условиях Пкпп

В настоящее время неуклонно растет число дошкольников с речевыми нарушениями. Я работаю в ДЦРР п. Энергетиков уже 25 лет и могу с уверенностью сказать, что в начале моей педагогической практики количество детей, зачисленных для занятий в ПКПП было 20 человек, при общем количестве воспитанников центра 180 человек, а на данный момент количество детей 36-40, при общем количестве воспитанников 240 человек (основанием для этого являются приказы на зачисление и выпуск детей, Поэтому повышение эффективности коррекционной работы по устранению нарушений речи у дошкольников является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии.

Публикация «Использование системы многофункциональных дидактических игр в работе с детьми 5–6 лет в условиях Пкпп» размещена в разделах

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра развивает коммуникативные способности детей, учит организовывать речевое высказывание. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность ребенка.

Только в игре ребенок с радостью, с удовольствием будет повторять действие на различном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

При организации дидактических игр я соблюдаю следующие условия :

- игра не должна быть длительной по времени

-игру провожу в неторопливом темпе, чтобы дети могли понять задание, осознанно исправить допущенную ошибку, а логопед – помочь в этом

-игра должна быть живой, интересной для ребенка, содержать элемент соревнования, награду за успешное выполнение задания

-в игре стараюсь добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать двигательную активность

-в игре развиваю навыки контроля за своей и чужой речью стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание

- вношу по ходу игры коррективы в поведение детей, форму их ответов, игровые действия.

В условиях пункта коррекционно-педагогического помощи много внимания уделяю автоматизации поставленных звуков. Работа видна тогда, когда ребенок выпускается с чистой речью. Работа над звуком : постановка, автоматизация, развитие фонематического восприятия, - монотонный и кропотливый труд, требующий от дошкольника усидчивости, внимания, сосредоточенности, что под силу не каждому взрослому.

Для решения этой проблемы я решила разработать систему дидактических игр для детей 5-6 лет, показать их многофункциональность использования в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи дошкольного учреждения и выявить оптимальные для этого условия.

У дошкольников 5-6 лет, посещающих пункт коррекционно-педагогической помощи, процесс автоматизации поставленных звуков длителен во времени. Поставленный звук проходит все этапы автоматизации, но часто наблюдается распад сложившихся умений, особенно если ребенок часто болеет и родители уделяют мало внимания заданиям логопеда дома. Например, ребенок научился четко произносить звук в слогах и начался этап автоматизации звуков в словах и словосочетаниях, а затем заболел и пропустил несколько занятий с логопедом, затем приходит на занятие и у него наблюдается смазанный звук. А это значит, что приходится снова возвращаться к более ранней ступени автоматизации звука. Еще одна особенность в том, что если ребенок будет работать только со специально подобранным материалом, то он не научится использовать звук в самостоятельной речи, возникает эффект “кабинетной речи”. Организующим фактором логопедической работы должно выступать коммуникативное обучение, создание модели процесса общения, представляющей собой ряд сменяющих друг друга ситуаций. Для этого используются дидактические игры, сюжетные игры, игры-драматизации, побуждающие ребенка к речевому высказыванию

Однообразность и монотонность работы по автоматизации поставленного звука снижает интерес ребенка, желание заниматься. В такой ситуации на помощь приходят разнообразные дидактические игры. Творческий подход и знание особенностей каждого ребенка позволяет мне организовать процесс автоматизации звука как интересное занимательное взаимодействие между участниками коррекционного процесса.

Разработкой системы многофункциональных дидактических игр я занималась несколько лет. Посчитав, что именно применение дидактических игр в этом направлении будет способствовать эффективности коррекционно-образовательного процесса, ускорив процесс выпуска детей с чистой речью.

Дидактические игры «Говорящие яблоки», «Клоун и мячи», «Собиралочка для солнышка», «Звуковое солнышко» придуманы и разработаны мной, идеи дидактических игр «Цветик –семицветик», «Кубики-считалочки» и «Предметные коврики» были взяты мной из интернетисточников и адаптированы для использования на занятиях в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.

Подбирая материал для игр, я старалась выполнить несколько задач. Если основная задача – закрепление правильного произнесения звука в словах, то попутно решается проблема активизации словарного запаса, закрепления словоизменения и словообразования, овладения навыками звукового и слогового анализа, развитие мелкой моторики, закрепление знаний основных цветов радуги и оттеночных цветов.

При изготовлении игр особых трудностей я не испытывала. На помощь приходили родители: кто-то принес кусок фанеры, кто-то остаток желтой ткани для солнца, кто-то остатки ламината для Цветика-семицветика. Всегда есть родители, которые умеют кроить, шить, вырезать и выпиливать. Предметные картинки для игр находила сама.

Для диагностики успешности системы коррекционных занятий использовался сравнительный анализ результатов работы с детьми с ОПФР 5-6 лет на конец учебного года. Работа по коррекции звукопроизношения считалась успешной, если в конце учебного года дети без контроля со стороны педагога в связной речи употребляют звуки и были выпущены с чистой речью.

Мониторинги на начало, середину и конец учебного года показали, что 85% детей 5-6 лет, которые посещали пункт коррекционно-педагогической помощи и на занятиях с дефектологом играли в многофункциональные дидактические игры, смогли преодолеть речевые нарушения и были выпущены с чистой речью в конце учебного года. По результатам прошлых лет, когда я не использовала активно в своей работе систему этих игр, результативность работы к концу учебного года была 70 %.

После введения в систему коррекционных занятий данных игр, я обратила внимание на то, что не только повысился интерес детей к занятиям, но и уменьшилось количество ошибок. Дети старались правильно оформлять свои ответы по предложенной схеме и даже контролировали речь товарищей, делая поправки. Опыт произнесения звуков, полученный на коррекционных занятиях, запоминался более стойко и легче активизировался в связной речи.

Позитивными условиями, которые влияют на эффективность и результативность опыта, является высокая заинтересованность детей в участии в играх и, конечно, в победе. Многофункциональные дидактические игры, используемые на коррекционных занятиях, позволяют мне более эффективно проводить индивидуальные и подгрупповые и групповые коррекционные занятия. Для изготовления дидактических игр я привлекала родителей, тем самым заинтересовывала их и повышала интерес к коррекционному процессу и успехам их детей.

Конечно, сделанные своими руками должны быть качественными и не одноразовыми, а это значит, на их изготовление тратиться много времени, но, затраченное время и материалы в дальнейшем компенсируются живым интересом детей.

Главная цель многофункциональных дидактический игр в том, что кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к коррекционным занятиям, помогает наиболее качественно подготовить детей к школе.

Каждая из представленных ниже игр может являться не фрагментом занятия, а основным сюжетом. На основе каждой игры можно построить полноценное коррекционное занятие, которое решает несколько коррекционных задач:

- развитие мелкой моторики,

- формирование знаний о цвете,

- автоматизация звуков,

- дифференциация звуков,

- формирование лексико-грамматических строя речи,

- развитие фонематического восприятия и анализа и др.

«Говорящие яблоки».

Цель игры: автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах, формирование словаря существительных, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Оборудование: большая картина яблони 45*70 см с объемными яблоками, (яблоки сделаны с помощью врезанных горлышек от пластиковых бутылок с пробками разного цвета).

Ход игры: В игре могут участвовать 2 игрока. Ребенку дается инструкция: «Это яблоня с говорящими яблоками. Но собрать в корзинку эти яблоки можно, если правильно произносить слоги со звуками, например, «Л», «ЛЬ». В первом яблоке живет слог «ЛА» - ребенок откручивает яблоко и при этом часто произносит слог «ЛА». Во втором яблоке живет слог «ЛЯ». Дети по очереди откручивают яблоки, стараясь правильно произносить слоги. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся в произношении звуков. Так можно играть, используя любые звуки, которые автоматизируются в речи, используя слоги или слова, которые надо произносить за педагогом. Второй вариант: ребенку предлагается самостоятельно произносить слова по предложенным предметным картинкам и собирать яблоки.

«Цветик-семицветик».

Цель игры: Автоматизация звуков в словах и фразах, формирование умения произносить грамматически правильной фразы, закрепление знаний цветов радуги, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: 7 деревянных лепестков цветка, серединка цветка, волчок, фишки, предметные и сюжетные картинки по теме.

Ход игры: В игре может участвовать 2-7 игроков. Взрослый выкладывает цветик – семицветик (лепестки и серединка сделаны из дерева и окрашены в цвета радуги, проговаривая основные цвета, и раскладывает предметные или сюжетные картинки. Волчок раскручивается на серединке цветка – на какой картинке остановиться стрелка, о том предмете или том сюжете надо рассказать ребенку, используя начало фразы : «На синем лепестке лежит…» и т. д. На первых занятиях дети раскручивают волчок по очереди, за правильный ответ получают фишку, позже, когда дети уже научились играть, правила усложняются – раскручивает волчок тот, кто первым правильно произнес фразу. Выигрывает тот, кто соберет больше всех фишек.

«Звуковое солнышко».

Цель игры: Автоматизация и дифференциация звуков в словах, фразах, закрепление умений ориентироваться в пространстве (право, лево, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: мягкое солнышко-подушка, прищепки с предметными картинки на определенные звуки, синяя и зеленая сигнальные карточки.

Ход игры: В игре может участвовать 2-6 игроков. Педагог демонстрирует детям объемное солнышко-подушку и говорит: «Наше солнышко долго путешествовало и растеряло свои лучики. Давайте поможем ему собрать свои лучики, чтобы оно нас смогло согреть». Педагог выкладывает прищепки с наклеенными на них картинками. Находя необходимое слово, надо начинать отвечать с помощью фразы: «На синем лучике нарисован…» За каждый правильный ответ дети получают фишку. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет больше фишек. Второй вариант: детям предлагается прикрепить слева все картинки с мягким звуком, например «ЛЬ», а справа все картинки с твердым звуком «Л». На первых занятиях можно слева от солнышка положить зеленую сигнальную карточку, а справа - синюю. В этом случае можно взять прищепки только зеленого и синего цвета.

«Кубики-считалочки»

Цель игры: автоматизация звуков в словах, фразах, согласование существительных и числительных, закрепление умений ориентироваться в пространстве (право, лево, закрепление порядкового счета, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: мелкие деревянные кубики 0,7*0,7 и два больших куба один с точками от одной до шести, второй с цифрами от единицы до шести, предметные картинки на данный звук, кукла Мила.

Ход игры: В игре может участвовать 2-6 игроков. Педагог предлагает сосчитать, сколько кукла Мила купила в магазине игрушек. В этом детям помогут волшебные кубики. Нужно брать одной рукой (только правой или только левой) мелкие кубики по одному и при этом говорить слова столько раз - какая цифра выпала на большом кубе. Усложняя игру, можно предложить детям считать предметы по порядку до определенной на кубике цифры. Например: Один олень, два оленя, три оленя, четыре оленя, пять оленей. Выигрывает тот, кто правильно сосчитает все предметы, не уронит ни одного мелкого кубика, и не будет помогать второй рукой и сделает это быстрее своих товарищей.

«Собиралочка для солнышка»

Цель игры: автоматизировать звуки в словах, фразах, дифференцировать эти звуки, развивать мелкую моторику, закреплять знание оттеночных цветов.

Оборудование: деревянное солнышко с лучами-лентами разного цвета, прищепки с картинками на звуки, колокольчик, песочные часы.

Ход игры: В игре может участвовать 2-6 человек. Педагог демонстрирует большое плоскостное солнце с лучами – ленточками разного цвета и говорит: «Солнышко согревает всю землю, все, давайте назовем все, чего касаются его теплые лучи, и с помощью прищепак прикрепим эти предметы к солнышку». Ребенок может прикрепить к лучику солнышка прищепку, если правильно произносит слово и правильно назовет цвет лучика солнца. Например: «Солнышко согревает своим светом лес и я креплю его к зеленой ленточке». Выбирать цвет ленточки ребенок может сам. Когда все прищепки со словами прикреплены, детям предлагается еще раз назвать все слова по очереди. Можно устроить соревнование: кто быстрее назовет все слова и ни разу не ошибется, получит фишку. Можно предложить детям назвать все живые и неживые предметы и т. д. Каждую ошибку педагог контролирует с помощью колокольчика, а в определении скорости помогают песочные часы.

«Клоун и мячи»

Цель игры: автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах, формирование словаря существительных, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Оборудование: большая картина с рисунком клоуна 60*90 см с объемными мячиками, которые крепятся с помощью врезанных горлышек от пластиковых бутылок с пробками разного цвета).

Ход игры: В игре могут участвовать 2 игрока. Детям дается инструкция: «Помогите клоуну собрать мячи. Открутить мяч можно, если правильно произносить слоги со звуками. В первом мяче живет слог, например, «РА» - ребенок откручивает мяч и при этом часто произносит слог «РА». Во втором мяче живет слог «РЯ». Дети по очереди откручивают мячи, стараясь правильно произносить слоги. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся в произношении звуков. Точно также можно играть, но, уже используя слова, которые надо произносить за педагогом, или самостоятельно произносить слова по предложенным предметным картинкам.

«Предметные коврики».

Цель игры: автоматизация звуков в словах, предложениях, формирование пространственных представлений.

Оборудование: карты размером А 4, разделенные на 12 равных клеток, в каждой клетке наклеены предметные картинки на определенный звук, схемы, фишки.

Ход игры: В игре участвует 2-4 ребенка. Педагог предлагает детям самостоятельно назвать, что нарисовано на их картах. За правильно произнесенные слова педагог дает детям фишки. Затем педагог задает следующие вопросы: «Что нарисовано в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д. Что нарисовано в верхнем ряду, в нижнем ряду, по середине?» Педагог обращает внимание детей на то, что отвечать надо не одним словом, а предложением. Второй вариант: детям предлагается проложить маршрут используя схемы, узнать по каким картинкам прошел волшебник и назвать эти картинки.

— — —•

— — —

Спектр действия каждой многофункциональной дидактической игры можно расширить, предложив детям поиграть далее в следующие речевые игры с картинками по теме: «Один-много», «Скажи ласково», «Что пропало», «Живое – неживое», «Найди посуду, игрушки», «Съедобное – несъедобное», «Что за чем», «Отгадай загадку», «Телеграф», «Фотограф» и т. д.

В процессе своей работы я пришла к выводу, что использование системы многофункциональных дидактических игры помогает ускорить коррекционный процесс у детей 5-6 лет.

Система представленных мной игр может использоваться в любой последовательности, нет определенных рамок, какую игру использовать первой, а какую последней. Главная задача этой системы игр формировать через игру стойкий интерес к занятиям и добиваться закрепления и автоматизации вызванного звука в словах, предложениях, чистоговорках, связной речи.

Данный опыт планирую расширять: продолжить подбор практического материала для коррекционных занятий с детьми 4-5 лет, систематизировать многофункциональные дидактические игры с использованием информационно-компьютерных технологий.

В заключении хочу отметить, что игра - это не самоцель, а средство воздействия на ребенка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому дидактическая игра, проводимая с коррекционной целью всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка.

Этот опыт был представлен на одном из районных методических объединений учителей – дефектологов дошкольных учреждений. Он может быть полезным в практике учителей-дефектологов не только пунктов коррекционно-педагогической помощи, но специальных групп для проведения индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий.

Список литературы.

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании – Минск: Национальный правовой информаций Республики Беларусь, 2011. - 400с.

2. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. — 2­е изд. — Минск: Нац. ин­т образования; Аверсэв, 2014. — 416 с.

3. Методические рекомендации «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» 2012 г.

4. Рудик О. С. С детьми играем - речь развиваем (Часть 1,2). Учебно-методическое пособие. - М. : «Сфера»,2013.-13с.

5. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. — М. : «ГНОМ и Д»,2000. — 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).

6. Коноваленко, В. В., Коноваленко, С. В., Кременецкая, М. И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая, М. : «ГНОМ», 1999. – 22 с.

Использование системы многофункциональных дидактических игр в работе с детьми 5–6 лет в условиях Пкпп
В настоящее время неуклонно растет число дошкольников с речевыми нарушениями Я работаю в ДЦРР п Игра развивает коммуникативные способности детей учит организовывать речевое высказывание Это источник его нравственного и умственного развития условие формирования личности его речи и навыков общения Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность ребенка Только в игре ребенок с радостью с удовольствием будет повторять действие на различном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию В условиях пункта коррекционно педагогического помощи много внимания уделяю автоматизации поставленных звуков Работа видна тогда когда ребенок выпускается с чистой речью У дошкольников лет посещающих пункт коррекционно педагогической помощи процесс автоматизации поставленных звуков длителен во времени Поставленный звук проходит все этапы автоматизации но часто наблюдается распад сложившихся умений особенно если ребенок часто болеет и родители уделяют мало внимания заданиям логопеда дома А это значит что приходится снова возвращаться к более ранней ступени автоматизации звука
Публикации по теме:

Использование мини-песочниц в работе с детьмиИспользование мини-песочниц в работе с детьми Сегодня я хотела бы рассказать и показать, как можно интересно, познавательно и с пользой для развития детей использовать в групповой.

Использование дидактических игр в работе с детьми ТНР «Поле чудес»Использование дидактических игр в работе с детьми ТНР «Поле чудес» на примере игры Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Дидактическая.

Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУИспользование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьмиИспользование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческой личности. На мой взгляд, изобразительная деятельность.

Использование пальчиковых игр в моей работе с детьми Что же такое пальчиковые игры? Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет)Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет) Помню, как в детстве любила играть в кубики с картинками! Наверное, и вы любили. И все дети любят подобные игры - головоломки! Я обязательно.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Использование специальных методических материалов в работе с детьмиИспользование специальных методических материалов в работе с детьми В работе со своими воспитанниками я использую специальные методические материалы по математике для работы со способными детьми – это единственно.

Использование мини-ковролинографов в работе с детьмиИспользование мини-ковролинографов в работе с детьми Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, зрительного восприятия дошкольников является метод ковролинографии. Ковролинограф.

Библиотека изображений:

Публикация Использование системы многофункциональных дидактических игр в работе с детьми 5–6 лет в условиях Пкпп (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Байкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование системы многофункциональных дидактических игр в работе с детьми 5–6 лет в условиях Пкпп
Опубликовано: 13 января 2020 в 17:00
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД