Получи документы

Использование схем и моделей в формировании навыков связной речи у дошкольников

Валентина Анисимова
Использование схем и моделей в формировании навыков связной речи у дошкольников

«Использование схем и моделей в формировании навыков связной речи у дошкольников» - сопровождение презентации.

Актуальность

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

• Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

Публикация «Использование схем и моделей в формировании навыков связной речи у дошкольников» размещена в разделах

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Решение: использование наглядности.

Как говорил Константин Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Одно из успешных и эффективных средств развития связной речи – моделирование - использование схем для составления рассказов – описаний, при заучивании стихотворений, пересказе текстов.

Формирование связной речи с применением метода моделирования объединяет все три фактора: ребенок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, видит план высказывания, отраженный в последовательности изображения графических символов, у него возникает желание рассказать о том, что наглядно и понятно.

Моделью может быть геометрическая фигура, картинка, схема-алгоритм, мнемотаблицы.

Какие задачи мы решаем, используя моделирование :

I. Познавательная:

1. Помогаем детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.

П. Развивающие:

1. Увеличивается объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.

2. Развиваются функции мышления, внимание, воображение.

3. Совершенствуется монологическая речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.

III. Воспитательные:

Учим детей сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов доказывают рациональность использования наглядности для познавательного и речевого развития. Среди них Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Я. Гальперин, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и другие.

Работа с памятками.

Тип мышления дошкольника, задачи программы определяют тип и степень возможности использования метода моделирования. Давайте рассмотрим примеры.

1-3 года мышление наглядно-действенное – не воспринимают ещё образы и схемы не используются.

3-7 лет мышление наглядно-образное:

3-4 – условные заместители – пересказ сказок.

4-5 лет – схемы с выделением существенного признака или схема с условными обозначениями - описание игрушки или предмета.

5-6 лет - схемы-алгоритмы, мнемоквадраты, мнемодорожки - пересказ сказки или небольшого рассказа, самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие рассказы о предмете, по картине, набору картинок.

6-7 лет – мнемотаблицы – пересказ сказок, рассказов, заучивание стихов, составление творческих рассказов (Волшебный лес – дорисовывание картинки и придумывание своего рассказа).

Схемы можно использовать в дидактических играх в соответствии с возрастом детей.

Как работать со схемой при пересказе.

• Мотивация

• Чтение текста (без установки на пересказ);

• Разбор текста в вопросно-ответной форме (вопросы ставить так, чтобы дети могли ещё раз уточнить основные моменты сюжета, способы его языкового выражения)

• Выбор предметных картинок или схем для составления из них рассказа;

• Повторное чтение текста детьми (с установкой на пересказ);

• Пересказ текста детьми с опорой на наглядный материал.

Литература по теме:

• Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. «Обучение связной речи детей 6–7 лет», 2014г.

• Кодолбенко Е. А. «Зашифрованные скороговорки», 2015г.

• Кондратьева Н, Сомкова О. «Как использовать модель для развития речевого творчества» //Дошкольное воспитание №10, 1991г.

• Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, 2016 г.

• Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов, 2014 г.

• Ткаченко Т. А. О занятиях по развитию речи// Дошкольное воспитание №10, 1990 г.

• Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой. // Дошкольное воспитание № 11, 1993 г.

Рефлексия:

• Что мы сегодня услышали?

• Что мы сегодня увидели?

• Что мы сегодня почувствовали?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольниковИспользование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников Мастер класс «Технология Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников. В связи с возникновением в нашей стране особой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование схем и моделей в формировании навыков связной речи у дошкольников
Опубликовано: 5 марта 2024 в 17:17
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД