Получи документы

Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР

Екатерина Теплова
Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР

На сегодняшний день серьезной речевой проблемой является общее недоразвитие речи, оно характеризуется скудным словарным запасом, использованием в речи неправильных грамматических форм, отсутствием связности речи, не способностью грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Общее недоразвитие речи сопровождается и проблемами с произношением звуков. Также у таких детей хуже развит фонематический слух, им сложнее вычленять отдельные звуки из состава слова. Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями речи направлена на обеспечение коррекции нарушений речи детей, оказании помощи в освоении образовательных программ, социальной адаптации детей.

Публикация «Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР» размещена в разделах

Дети дошкольного возраста не могут усвоить многие знания на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, но легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приёмы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи. Мнемотехника – это прием, помогающий создать дополнительные ассоциации для запоминания.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др.

Мнемотаблицы в моей работе служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей.

Мнемотаблицы использую в следующих случаях :

• для обогащения словарного запаса детей;

• при обучении составления описательных рассказов;

• при пересказах художественной литературы;

• при заучивании стихов, скороговорок и т. д.

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. В процессе обучения связной описательной речи опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана-подсказки. Ребенок может строить по ним свой рассказ.

Я использую мнемотаблицы-алгоритмы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей,

помогают удержать материал в памяти. Картинки-помощницы формируют представление об объекте. Дети сами отбирают значимые факты для рассказа, мысленно представляют их взаимосвязь. Чтобы в пересказах ребята не допускали односложных ответов, учу их подбирать яркие речевые характеристики объектов.

Надо отметить, что дети часто испытывают некоторые сложности в подборе языковых средств, поэтому часто первые рассказы по алгоритмам получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, ввожу задачи по активизации и обогащению словаря. Для закрепления полученных знаний описательные рассказы составляем с детьми к концу лексической недели, когда тема уже проработана. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами.

Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений, скороговорок, пересказах художественной литературы. Использование опорных рисунков увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Для пересказа текста сказок использую опорные схемы с последовательностью фрагментов. Это способствует активизации зрительного и слухового восприятия, внимания детей, формированию навыков контроля и самоконтроля за построением высказываний; помогает более точно воспроизводить последовательность событий.

Этапы использования мнемотаблиц для пересказывания :

– чтение текста сказки, рассказа;

– рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

– осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

В процессе знакомства со скороговорками использую схемы, предложенные в пособие Е. А. Кодолбенко «Зашифрованные скороговорки»/

На этапе знакомства со скороговоркой обговариваем с детьми значение каждого изображения. В дальнейшем ребенок сам воспроизводит текст скороговорки с опорой на мнемотаблицу.

Благодаря использованию данных мнемотаблиц, сокращается время запоминания речевого материала. Многие дети пробуют самостоятельно использовать язык символов – пытаются графически воспроизвести символы, что способствует развитию мелкой моторики рук.

Очень ценно то, что работа с «зашифрованными» скороговорками делает процесс обучения интересным и увлекательным, помогает добиться многократного проговаривания отрабатываемых звуков, слов, фраз, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков.

Считаю, что систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники способствует появлению у детей желания пересказывать; расширяется кругозор знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость. Важный аспект заключается еще и в том, что использование мнемотехники, помогает развивать все стороны речевого развития, что помогает комплексно решать задачи коррекционного развития.

Литература:

1. Кодолбенко Е. А. Зашифрованные скороговорки. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

2. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 –115.

3. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО – ПРЕСС», 2009.

4. Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] : из опыта работы / Т. А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. 2003. № 10. с. 16–21.

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа)Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочу познакомить раскрыть некоторые новшества, появившиеся в нашей группе с 2016 - 2017 учебного года. Последнее время.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители! Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так: Послушай - ты узнаешь! Посмотри - ты поймешь.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:

Публикация Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Екатерина Теплова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР
Опубликовано: 24 мая 2022 в 16:11
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД