Лучший педагог года

Использование пластичных материалов на занятиях по изобразительной деятельности с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Оксана Логинова
Использование пластичных материалов на занятиях по изобразительной деятельности с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Развитие изобразительных умений и навыков на занятиях по изобразительной деятельности с помощью пластичных материалов – одно из важнейших направлений работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Особенностью таких детей является: запаздывание в сроках овладения основными видами движений и их скованность, моторная неловкость, недостаточная мышечная сила; слабое развитие, замедленные и неточные тонкие дифференцированные движения ладоней и пальцев рук, несогласованность движений обеих рук; недостаточность зрительно-дигательной координации, несформированность самоконтроля выполняемых действий, отсутствие потребность в продуктивном взаимодействии со взрослым, проявляющейся в равнодушии или активном негативизме; недостаточность образного мышления проявляются в слабой способности к оперированию представлениями и созданием новых образов и др.

Публикация «Использование пластичных материалов на занятиях по изобразительной деятельности с детьми с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах

Если дети с интеллектуальной недостаточностью получают коррекционную помощь, то к старшему дошкольному возрасту многие из этих особенностей компенсируются достаточно успешно во время совместной деятельности взрослого и детей.

Одним из видов такой совместной деятельности является деятельность в области художественного творчества. На занятиях у детей развивается анализирующее восприятие; обогащается наглядно-образное мышление; формируется устойчивое положительное эмоциональное отношение и интерес к изобразительной деятельности; совершенствуются операционно-технические умения; закрепляются представления детей о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной. Дети учатся анализировать реальные объекты, образцы перед изображением; ориентироваться в пространстве листа; учатся приёмам работы с различными материалами. У них формируется умение оценивать свою работу, путём сопоставления их с натурой и образцами, что способствует развитию самоконтроля и умению видеть ошибки. Развивается координация движения обеих рук и зрительно-двигательная координация. У детей развивается потребность в самовыражении средствами продуктивной деятельности : рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом.

Лепка, как один из видов продуктивной творческой деятельности имеет большое значение для обучения, развития и воспитания детей с нарушением интеллекта. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Все виды изобразительной деятельности формируют эстетические вкусы, развивают чувство прекрасного. Лепка даёт первоначальное представление о предмете. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – всё это ясно выражается при изображении предмета посредствам лепки.

На основе восприятия предмета в сознании ребёнка формируется образ. В процессе лепки ребёнок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании и аппликации. Лепка в большей мере, чем рисование а аппликация, развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, что особенно важно для детей с задержкой в развитии. Разные виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребёнка, и если рисунок и аппликация воздействуют на эстетическое восприятие посредствам точности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает объёмная форма предмета, пластика и ритм.

В процессе лепки есть возможность исправить ошибки путём непосредственного исправления формы пальцами, стеком, путём налепов или удаления лишнего пластилина. Ребёнок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации.

Лепка, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. В процессе лепки у детей развиваются навыки аккуратности (работать с засученными рукавами, содержать рабочее место в чистоте и порядке). В лепке ребёнку легче создать образ, чем в рисунке. Лепка способствует развитию ощущений и восприятий, а активное обследование предмета перед лепкой – это эффективный способ организации чувственного опыта детей.

Переходным моментом от создания объёмных форм к изображению предметов на плоскости стала техника – пластилинография. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» – создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Эта техника включает в себя все три вида изобразительной деятельности в детском саду. В ней присутствуют элементы лепки, т. к. сначала необходимо слепить именно объёмную деталь изображаемого предмета. От аппликации, то, что детали из пластилина «приклеиваются» на основу. А от рисования – то, что это хоть и полуобъёмное, но изображение на плоскости.

Работа в технике «пластилинография» особо ценна тем, что даёт возможность охватить все виды детской изобразительной деятельности одновременно.

Пластилин относится к пластичным материалам и вполне доступен и удобен для детского творчества. Но это не единственный материал, который можно использовать в работе с детьми.

В настоящее время вновь приобрела большую популярность лепка из теста – тестопластика. Тестопластика не потребует почти никаких материальных затрат, ведь всё что потребуется, это соль, мука и вода. Что совершенно безопасно для детей и легкодоступно. Часто, кроме основных компонентов, добавляют и дополнительные составляющие, такие как крахмал, растительное масло, клей и т. д.

В технике тестопластики особо ценно то, что дети сами могут изготовить будущий материал для лепки. У детей с интеллектуальной недостаточностью недостаточно развита мышечная сила кистей рук, поэтому работа с пластилином вызывает негативную реакцию из-за его твёрдости, то время, как тесто достаточно мягкий и приятный на ощупь материал. Вследствие этого лепить из теста очень интересно и достаточно просто, что особенно важно при работе с детьми с нарушениями в развитии.

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по изобразительной деятельности в современном ДОУ Видео "Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по изобразительной деятельности в современном ДОУ" Информатизация общества.

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениям Рисование помогает малышам познать окружающий мир. Значение изобразительной деятельности для дошкольного возраста трудно переоценить: это.

Использование ритмопластики на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ Использование ритмопластики на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение.

Конспект НОД для детей с интеллектуальной недостаточностью. Тематическая прогулка «Спасаем лето» Конспект НОД для детей с интеллектуальной недостаточностью Тематическая прогулка «Спасаем лето» Цель: развивать умственные и практические.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью «Осень золотая» Цель: обобщить знания детей об осени. Задачи: Коррекционно-образовательные: -развитие наблюдательности, внимания, памяти, эмоциональной.

Общеразвивающие коррекционные упражнения для детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) 6–7 лет Общеразвивающие коррекционные упражнения для детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) 6 - 7 лет Уважаемые родители,.

Познавательное развитие детей на занятиях НОД по изобразительной деятельности «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее.

Сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по изобразительной деятельности 1. Особенности сенсорно-перцептивной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью Основным признаком состояния этих детей является недоразвитие.

Специальная индивидуальная программа развития для работы с обучающимся с умеренной интеллектуальной недостаточностью Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся.

Этапы формирования театрализованной игры у детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) Этапы формирования театрализованной игры у дошкольников с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью). В современном понимании игра – это «форма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование пластичных материалов на занятиях по изобразительной деятельности с детьми с интеллектуальной недостаточностью
Опубликовано: 30 декабря 2018 в 14:22
+43Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование пластичных материалов на занятиях по изобразительной деятельности с детьми с интеллектуальной недостаточностью» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Логинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД