МААМ-картинки

Использование «песочной терапии» и чемодана  психолога «Пертра» в развивающих и обучающих занятиях

Константинова Юлия
Использование «песочной терапии» и чемодана  психолога «Пертра» в развивающих и обучающих занятиях

Педагог - психолог : Константинова Ю. В.

Использование «песочной терапии» и чемодана - психолога «Пертра» в развивающих и обучающих занятиях.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Использование „песочной терапии“ и чемодана  психолога „Пертра“ в развивающих и обучающих занятиях» размещена в разделах

Песок – это прекрасная среда для всестороннего развития ребёнка.

В песочной терапии ПРАВИЛ НЕ СУЩЕСТВУЕТ, для детей это игра где происходит экспрессия, т. е. выплёскиваются разные эмоции (восторг, удивление, волнение, радость). Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, ребёнок может проигрывать различные трудности в своей жизни. Поэтому песочная терапия помогает в работе с трудными детьми.

Например, сжимая что есть силы песок в своих кулачках, ребёнок таким образом понижает свое напряжение. Строя и разрушая, а затем опять воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, он гармонизирует внутреннее состояние.

В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни. В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем в реальной жизни!

Ребёнок же в свою очередь воспринимает это как игру и побывав один раз на занятии песком – мечтают вернуться, а чаще всего не хотят уходить.

В зарубежных странах этот метод широко используется и считается намного эффективнее, чем стандартные приёмы обучения и называется «Sandplay» (перевод с англ. песок и игра).

Песочную терапию можно использовать в работе с детьми от трё х лет со следующим спектром проблем:

- различные формы нарушения поведения;

- сложности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

- повышенная тревожность, страхи;

- сложности, связанные с изменениями в семейной (развод) и в социальных ситуациях (детский сад);

- неврозы

Песочная терапия позволяет психологу решить следующие задачи:

- диагностические;

- коррекционные;

- терапевтические;

- творческого развития.

Материалы, необходимые для проведения песочной терапии

1. Для индивидуальных занятий с детьми или с малой группой (3-4 человека) используется водонепроницаемый деревянный ящик размерами 50-70-8 сантиметров, желательно чтобы был деревянным и для удобства транспортировки по бокам ручки. Внутренняя поверхность ящика (дно и борта) окрашивают в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта - небо.

2. Чистый просеянный песок и прокаленный. Песком заполняется меньшая часть ящика. Рядом вода - для смачивания песка.

3. «Коллекция» миниатюрных фигурок желательно не более 8 сантиметров.

Это могут быть:

- человеческие персонажи;

- здания (дома, замки, церкви, школы;

- машины: сухопутные, водные, космические, боевые;

- растения;

- постройки: мосты, ограды, ворота;

- природный материал: ракушки, веточки, камни;

- символические предметы: сундуки с сокровищами, драгоценности;

- сказочные герои (добрые и злые);

- домашняя утварь: гайки, болты, флаконы из-под духов;

- буквы, цифры, геометрические фигуры, формочки разной величины.

В нашем дошкольном образовательном учреждении приобретён готовый ящик с песком, а также специальный стол и подсветка.

Противопоказания к использованию песочной терапии :

- если у ребёнка шизофрения или эпилепсия;

- с очень высоким уровнем тревожности;

- аллергия на пыль и мелкие частицы;

- лёгочные заболевания;

- кожные заболевания и порезы на руках.

Чем полезны игры с песком?

Важно заметить, что кроме минут восхищения, занятия :

- развивают все психические процессы (внимание, память, мышление,

воображение, речь;

- развивают мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию, которые необходимы для подготовки ребёнка к письму (когда ребёнок самостоятельно рисует на песке он быстрее осваивает буквы и цифры, понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года).

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы затрагиваем и соседние зоны, отвечающие за речь;

- творческую фантазию, успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;

- воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу);

- помогают познать внешний и свой внутренний мир.

Какие бывают игры?

1. Обучающие (они облегчают процесс обучения ребёнка письму, чтению, счёту и грамоте). Например «Путешествие к звукам», «Страна невыученных уроков», «Рисуем буквы»)

2. Познавательные (игры с помощью которых дети узнают о том, как многогранен наш мир, например «Путешествие во времени», «По разным странам и планетам», «Жизнь древних людей», «Подводная Одиссея», «Зоопарк», «Сказочный город» ,»Что такое хорошо и что такое плохо?» и т. д).

Вот некоторые из них:

«Сказочные герои».

Педагог закапывает в песок небольшие картинки или фигурки со сказочными героями и загадывает ребёнку загадки. Дослушав её ребёнок отыскивает правильный ответ, если же попадается не тот персонаж, закапывает в то же место.

Загадки

Спрятал кто иглу в яйце,

А яйцо хранит в ларце?

Кто всех злее и тощей?

Кто не верит всем? (Кощей)

Отгадал, не называй.

А возьми и откопай.

Кто колдует; заклинает;

В ступе по ночам летает?

У избы на курьих ножках

Кто хозяйка? (Бабка Ёжка)

Если отгадал загадку, вслух сказать не торопясь.

Ты используя разгадку,

За задание берись

«Страна слов»

На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребёнку предлагается написать пропущенную букву палочкой.

«Бусы для мамы»

«Что же делать? Где взять бусы для красавицы моей?

Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»

С помощью мелких цветных камушек, ракушек. Фасоли ребёнок выкладывает последовательно бусинки на песке.

Следующим игровым набором, появившимся сравнительно недавно в арсенале нашего дошкольного образовательного учреждения стал игровой комплект «Пертра». Он предназначен для психологического развития ребёнка и коррекции познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями.

Игровой комплект психолога разработан известным педагогом

Марианной Фростиг. Её концепция обращена к возможностям творческого формирования как ребёнка, так и самого педагога или психолога.

Что развивает у детей набор «Пертра»?

- все психические процессы (внимание, память, мышление, воображение);

- тактильное, зрительное и слуховое восприятие;

- наглядно-образное, абстрактное, творческое мышление;

- речь;

- мелкую моторику;

- сформировать у ребёнка элементарные математические представления;

- знания, умения, навыки (ЗУН).

В комплекте:

- мобильный передвижной стеллаж из дерева, в котором размещаются 7 чемоданов с наборами;

- две доски-основы – это деревянное игровое поле с 280 отверстиями, которые по диаметру совпадают с диаметром выступающих частей любой детали из наборов. С помощью этой доски можно укладывать любые детали, достраивать начатые узоры, повторять или составлять зеркальные изображения узоров, созданных товарищами. Основа может располагаться на большом столе или прямо на ковровом покрытии на полу;

- оргстекло.

Указания к применению:

В игровом наборе «Пертра» присутствуют мелкие детали (бусинки, стальные шарики, резиновые кольца, среди них находятся шарики диаметром меньше 4,5 см, которые не должны применяться детьми младше 3-х лет (в избегании запихивания в нос, рот - задохнуться). А также резиновые шнуры не должны быть использованы не по назначению, например стрелять из рогаток.

Игровой набор 1 Konstruktion (пространство на плоскости)

Располагая элементы дороги на доске-основе, можно «проложить» улицы и организовать движение «транспорта». Ребёнок может выстраивать узоры, состоящие из горизонтальных, вертикальных, диагональных прямых, ломаных и волнистых линий. При этом развивается восприятие положения в пространстве. Попытка прокатить по дорожке деревянный и металлический шарик учит ребёнка дозировать усилия. Что позволяет развивать содружественные движения глаз и руки, а так же силу и координацию пальцев. Тоже самое, что и в наборе №5

Игровой набор 2 Klassifikation (упорядочение элементов)

Раскладывая разноцветные детали, у тетей складывается представление о геометрических формах, симметрии, цвете, размере, пространственных отношениях и некоторых свойствах предметов (лево-право, верх-низ, шире-уже).

Игровой набор 3 Diskrimination (одинаковое и разное)

Верёвки и стержни, на которые нанизываются друг за другом бусины, цилиндры и шайбы всевозможных цветов и размеров помогают совершенствовать понимание пространственных отношений (перед, до, после, следующий, предыдущий, цвете, размере, форме. А также осваивает «принцип обратного действия» то. Что нанизывается первым, снимается со стержня последним.

Игровой набор 4 Relation (Пространство и преобразование)

Специальные доски и шаблоны можно ощупывать, просовывать друг в друга, обводить на листе бумаги. Работа с набором позволяет создать у ребёнка кинестетический образ различных форм, учит его правильно соотносить размеры объектов. Доски с отверстиями различных форм и размеров позволяют изучать «негативные» свойства пространства («не проходит деталь в дырку – и всё тут!»). Для детей с поведенческими трудностями такое задание особенно ценно.

Игровой набор 5 Mathematik (счёт)

Счёт, развитие математических представлений детей о количестве, составе числа.

Игровой набор 6 Grafomotorik (от каракуль к каллиграфии)

Тоже самое, что и в наборе №1 (продолжение дороги).

Игровой набор 7 Handgeschiklichkeit (от хватания к схватыванию)

Резинки, прищепки, штырьки и фишки помогают совершенствовать хватательные функции кисти и пальцев, способствует развитию математических представлений о геометрических фигурах.

Упражнение «Угадай-ка»

Цель: развитие тактильного восприятия, закрепление в памяти ребенка названий деталей игрового набора, развитие навыка счета в пределах 5.

Материалы: тканевый непрозрачный мешочек, несколько (от 2 до 5 в зависимости от возраста ребенка) деталей игрового набора.

Процедура проведения: Фигуры помещаются в мешочек. Ребенок должен посчитать количество фигур в мешочке, затем, ощупывая поочередно каждую из фигур - определить ее размер, описать форму и назвать деталь. После этого ребенок достает деталь из мешочка и кладет ее на место в ящик к таким же деталям.

Более сложным вариантом этого задания является упражнение «Мешочки».

Упражнение «Мешочки»

Цель: развитие тактильного восприятия, межполушарного взаимодействия, формирование понятий «больше», «меньше», «столько же»

Материалы: тканевый непрозрачный мешочек (2 штуки, два одинаковых набора по 5 деталей из набора игровых средств.

Процедура проведения: педагог заранее раскладывает одинаковое количество деталей по мешочкам и дает ребенку инструкцию: «Положи правую руку в один мешочек, а левую в другой. Определи, какое количество фигур в мешочках: одинаковое или разное? Найди двумя руками одинаковые детали, назови их». Или педагог просит отыскать в мешочках разные детали и назвать их.

В качестве варианта этого задания в мешочек можно положить разное количество деталей и попросить ребенка определить, в каком мешочке деталей больше. У старших дошкольников можно спросить: «На сколько деталей больше в правом мешочке, чем в левом?»

Упражнение «Бусы»

Цель: развитие зрительной памяти.

Материалы: доска-основа, деревянный стержень средней длины, шнур, деревянные цилиндры, круги, шары разного размера и цвета из Набора игровых средств №3.

Процедура проведения: Педагог в качестве образца нанизывает на шнур цилиндры, круги, шары, а ребенка просит: «Внимательно посмотри и запомни узор», затем педагог прячет «шнур - бусы» и предлагает ребенку сделать такой же узор на вертикально закрепленном на доске-основе стержне: «Сделай как у меня».

Упражнение «Лабиринт»

Цель: развитиезрительно-моторной координации.

Материалы: деревянные пластины «флажки» со штырьками для крепления на доске из Набора игровых средств № 4, фигурка человека со штырьком из Набора игровых средств № 1.

Процедура проведения: С помощью деревянных пластин «флажков» строится лабиринт с одним входом и одним выходом. В зависимости от возраста ребенка строятся различные по сложности лабиринты с разным количеством тупиков и ложных ходов. Ребенок должен провести «пешехода» (фигурку человека, передвигая его только одним пальцем так, чтобы не задеть стенки лабиринта и вывести «пешехода» из него кратчайшим путем.

Упражнение «Пирамида»

Цель: развитие распределения и переключаемости внимания, формирование умения следовать многоступенчатой инструкции взрослого и выполнять задание с ориентацией на несколько условий (цвет, размер, количество, смена руки).

Материалы: доска-основа, кубик с отверстиями, 3 палочки разного размера, цилиндры, кольца и шары разного размера и цвета из Набора игровых средств № 3.

Процедура проведения: На доске-основе с помощью кубика с отверстиями и маленькой палочки устанавливаются две горизонтальных палочки одинакового размера. Перед началом выполнения задания ребенку дается инструкция: «Внимательно послушай и запомни, что тебе надо делать. На правую палочку правой рукой ты будешь надевать только маленькие цилиндры красного цвета, на левую палочку левой рукой только большие зеленые шарики. На каждую палочку надо одеть по пять фигур. Выполняй задание попеременно правой и левой рукой». Инструкцию зачитывают ребенку несколько раз, он ее обязательно повторяет и выполняет пробное задание вместе с педагогом.

Задание «Домик»

Цель: формирование представлений о цвете, форме и размере.

Материалы: доска-основа, два одинаковых набора состоящих из: 4-х красных больших прямоугольника, 4-х зеленых маленьких прямоугольников, 1-го маленького желтого квадрата с нарисованным в середине красным кругом, 1-го большого синего треугольника из Набора игровых средств № 2

Процедура проведения: педагог строит на своей половине доски «домик» из фигур разного размера, формы и цвета: «фундамент» - 4 красных больших прямоугольников, «стены» - по 2 зеленых маленьких прямоугольника сбоку, 1 маленький квадрат с нарисованным в середине кругом (окно, «крыша» - 1 большой синий треугольник.

Перед началом выполнения задания ребенку дается инструкция: «Внимательно послушай и запомни, что тебе надо делать: на своей половине доски ты должен сделать точно такой же «домик» из тех деталей, которые у тебя есть». Ребенок должен сделать точно такой же «домик», состоящий из аналогичных элементов, расположенных в соответствии с образцом. В процессе работы ребенок называет все элементы, с которыми работает по цвету, размеру и форме.

Упражнение «Самая лучшая дорога»

Цель: подготовка руки к письму, развитие координации движений и мелкой моторики, закрепление оптического восприятия начертания букв, формирование умения действовать по инструкции.

Материалы: набор пластин с фигурными и прямыми пазами из Набора игровых средств № 1.

Процедура проведения: ребёнку предлагается построить дорогу по заданным условиям. Например: «Построй дорогу похожую на букву «Р». Затем ребёнку предлагается проехать на машине или прокатить маленький шарик по этой дороге, также соблюдая определённые условия сверху-вниз и слева направо. Можно усложнить задачу, предложив ребенку надстроить ворота и прокатить машинку, не сбив их.

В результате выполнения этого упражнения кисти рук ребенка приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, идёт подготовка руки к овладению навыком письма.

При работе над развитием связной речи также можно пользоваться упражнениями игрового комплекса. Например, при изучении темы «Предлоги» мы предлагаем ребятам выполнить упражнение «Построй домик».

Упражнение «Построй домик»

Цель: развитие связной речи, формирование навыка употребления простых и сложных предлогов, а также навыка составления рассказа по демонстрируемому действию.

Материалы: геометрические фигуры из Набора игровых средств №2, доска-основа, фигурка человечка из Набора игровых средств №1.

Процедура проведения: педагог предлагает ребёнку построить домик для маленького человечка, так что бы он мог входить и выходить из него. Затем педагог совместно с ребенком составляет сюжетный рассказ, предлагая различные ситуации: «Светит солнышко. Что делает человечек?», «Пошёл дождь. Что делает человечек?», «В доме протекает крыша. Что делает человечек?». Ребенок отвечает на заданные вопросы с использованием предлогов. Основное условие игры: человечек не может перемещаться, если ребёнок не прокомментирует его маршрут.

На заключительном этапе коррекционно-развивающих занятий проводится повторная диагностика, которая позволяет зафиксировать индивидуальные достижения каждого ребенка и общие показатели развития за год по всей группе детей, с которыми проводились занятия с использованием игрового комплекта «Пертра». Ежегодный анализ индивидуальных групповых результатов показал, что позитивные изменения отслеживаются по всем показателям наглядно-образного и вербально-логического мышления. Особенно выражены эти изменения по показателям невербального интеллекта: умение соотносить части и целое, выстраивать причинно-следственные связи, пространственное восприятие, зрительно-моторная координация, воображение.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Фотоотчёт о проведении НОД по песочной терапии «Поиграем мы в песок» в старшей группеФотоотчёт о проведении НОД по песочной терапии «Поиграем мы в песок» в старшей группе Сегодня Вашему вниманию хочу представить небольшой фото-отчёт о проведённой деятельности по песочной терапии на тему "Поиграем мы в песок".

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

К Дню «Арт-терапии» на МAAM. Использование арт-терапии в семейном окружении ребёнкаК Дню «Арт-терапии» на МAAM. Использование арт-терапии в семейном окружении ребёнка К дню «Арт-терапии» на МААМ. Статья: «Использование Арт-терапии в семейном окружении ребёнка». Арт-терапия - это творческая деятельность.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.

Консультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» ВидеоКонсультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» Видео Предлагаю вашему вниманию упражнения для игры в песочном ящике с детьми дошкольного возраста. Игры направлены на развитие творческого мышления,.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Тренажёр по песочной терапии «Волшебный песок»Тренажёр по песочной терапии «Волшебный песок» Попова Валентина Тренажёр по песочной терапии "Волшебный песок" Цель: психотерапевтическое воздействие на детей Задачи: развивать мелкую.

Элементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедамЭлементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедам Сегодня хотела бы рассказать Вам о песочной терапии, а точнее как можно использовать элементы песочной терапии на практике. В настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование «песочной терапии» и чемодана  психолога «Пертра» в развивающих и обучающих занятиях
Опубликовано: 24 апреля 2023 в 11:06
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование «песочной терапии» и чемодана  психолога «Пертра» в развивающих и обучающих занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Константинова Юлия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД