Лучший педагог года

Использование песочницы в диагностической и коррекционно-развивающей работе с детьми

Оксана Махота
Использование песочницы в диагностической и коррекционно-развивающей работе с детьми

Различные развивающие и коррекционные методики, как правило, направлены либо на развитие когнитивной сферы ребенка, либо на работу с эмоционально-мотивационной сферой и поведенческими проблемами. На практике расстройства развития и расстройства поведения в большинстве случаев сопровождают и даже взаимообусловливают друг друга, а занятия с разными специалистами для таких детей являются большой нагрузкой. К началу занятий у них в большинстве случаев преобладает мотивация на избегание неудач, что проявляется в нежелании ребенка выполнять трудные для него задания. Получается замкнутый круг: не выполняет, потому что боится неуспеха, а без выполнения не формируются новые навыки. Хороший эффект для создания положительного эмоционального фона, повышающего работоспособность, эффективность работы мозга, для формирования у ребенка мотивации на достижение успеха дает использование «песочных сказок» с деятельным участием в них ребенка. Песочница с фигурками при этом служит вспомогательным инструментом, играет роль контекста.

Публикация «Использование песочницы в диагностической и коррекционно-развивающей работе с детьми» размещена в разделах

«Песочная сказка» – это динамичный спектакль, разыгрываемый с помощью миниатюрных фигурок, в пространстве песочницы. Сюжеты могут включать путешествия по «волшебной стране», в которой живут разнообразные персонажи, которым надо помогать, выполняя для этого задания. При этом существенно повышается мотивация ребенка к работе, само действие сказки увлекает ребенка, и он выполняет задания без какого-либо принуждения. Занятие из бесконечного выполнения разнородных упражнений превращается в единое действие, приобретает смысл. Сказка имеет начало и конец, всегда счастливый, а в «песочной сказке» начало и конец наглядно материализованы – начало пути у одного края песочницы, а конец – у противоположного. Случаи отказа от выполнения упражнений встречаются очень редко, так как ребенку всегда интересно, что будет происходить дальше. Одновременно можно разыгрывать актуальные для ребенка проблемные ситуации, сравнивать разные модели поведения в этих ситуациях. Сам ребенок практически всегда идентифицирует себя с главным героем сказки, который обязательно добивается цели и получает за это моральное и материальное вознаграждение. Это дает возможность почувствовать успех «здесь и сейчас» на каждом занятии.

Постоянный контакт с песком, природными материалами, миниатюрными игрушками во время занятия оказывает восходящее активирующее влияние на все нейроны мозга. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу повышает их эффект. Использование песка расширяет репертуар упражнений, направленных на работу с нейродинамическими, тактильными и кинестетическими процессами, пространственными представлениями, в том числе трехмерными. «Песочные сказки» можно использовать и для формирования общей картины мира, развития функции обобщения через сюжеты о домашних и диких животных и птицах, насекомых, растениях, контекстом могут служить сказки о микромире, космосе и т. д.

Важно то, что «песочная сказка» позволяет опосредованно взаимодействовать с ребенком через игрушки, что снижает уровень его тревоги и влияет на активацию речевой деятельности. Кроме того, игра с песком дает эффект «самотерапии», поэтому его использование – это замечательная возможность отреагирования неосознаваемых конфликтов, уменьшения эмоционального напряжения, в том числе переноса агрессии в пространство песочницы.

Большую помощь может оказать песочница с фигурками и в различных видах диагностики. Ту же роль контекста «песочные сказки» могут выполнять при диагностике когнитивной сферы ребенка, где используются большие батареи тестов. Авторская практика использования «песочной сказки» при нейропсихологическом тестировании в течение 9 лет показала, что она значительно облегчает процедуру обследования, особенно у детей дошкольного возраста, а также гиперактивных детей. Сюжет сказки может быть очень простым: фигурки героев, выбранных ребенком и его родителем, путешествуют по «волшебной стране», преодолевая препятствия, помогая ее жителям. Все тестовые задания ребенку дают персонажи сказки. В конце сказки ребенок обязательно получает какой-нибудь подарок. В итоге тестирование также из бесконечного выполнения около 20 разнородных проб превращается в единое действие, приобретает смысл. Вовлеченность в сказку повышает интерес ребенка к заданиям, он больше старается, а значит, достоверность результатов выше. При этом ребенок меньше утомляется, так как ему не приходится все время сидеть за столом - после выполнения каждого задания происходит переключение на сказку. В дальнейшем дети, в случае необходимости, легко включаются в коррекционную работу, которая также может проходить с использованием «песочных сказок».

Для получения информации о внутреннем мире ребенка, его психоэмоциональном состоянии, взаимоотношениях с близкими людьми используются преимущественно проективные графические тесты. Психологи встречаются с ситуациями, когда ребенок отказывается выполнять задание, объясняя это тем, что он не умеет рисовать. Кроме того, рисунки детей до 5 лет в немалой степени зависят от уровня развития изобразительных навыков, несформированности пространственных представлений (например, трудностей в ориентировке пространства листа, недостаточности метрических, координатных, проекционных представлений, что затрудняет или даже делает невозможным их интерпретацию. Песочница с игрушками может служить альтернативой таким экспрессивным рисуночным методикам, как «Рисунок семьи», «Семья в образах животных», «Семья в образах сказочных героев», «Два дома» и т. п.

Вместо изображения, например, членов семьи ребенок может просто выбрать подходящие образы из игрушек или картинок и разместить их на песке. Интерпретация точно так же будет включать анализ порядка выбора и особенностей образов, процесса создания картины, ее структуры. При этом трехмерное пространство песочницы позволяет собрать более полную и объективную информацию о взаиморасположении членов семьи, близости их к ребенку, характеризующую психологические особенности взаимоотношений в семье.

Неоценимую роль песочная терапия играет в консультировании и тренингах детско-родительских отношений. Из используемых в них совместных видов деятельности детей дошкольного возраста и их родителей создание общих песочных картин является, наверно, самым доступным, поскольку уравнивает возможности участников процесса, ведь в разговорных жанрах, изобразительной деятельности и т. п. преимущества родителей очевидны.

Все возможности использования песочницы с миниатюрными игрушками в психологической работе еще далеко не изучены, и это открывает перспективы для новых исследований и творческих находок.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Мерзляковой Н. Я. за 2017-2018 учебный год.

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возрастаМастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

Использование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗИспользование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ В современных условиях коррекционного воздействия возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств обучения детей с нарушениями.

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группыКонспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группы Цель: профилактика дезадаптации детей к условиям ДОУ. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Обучить умению отвечать на вопросы. 2. Обучить.

Конспект коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Знаний» Цель: Формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Ритмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольникамиРитмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольниками Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит в те же периоды жизни,.

Библиотека изображений:

Публикация Использование песочницы в диагностической и коррекционно-развивающей работе с детьми (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оксана Махота на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование песочницы в диагностической и коррекционно-развивающей работе с детьми
Опубликовано: 11 марта 2022 в 21:58
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД