Получи документы

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками

Наталья Шаплонова
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста, это самый доступный вид деятельности, который осваивается маленьким человечком. Ни читать, ни петь ребенок еще не может, но уже с удовольствием вырисовывает каракули на бумаге. Направляя и поддерживая ребенка в этом занятии, можно добиться очень многого.

В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Основную мысль можно выразить просто: рисуя, дети развивают и тело, и душу и ум.

Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками» размещена в разделах

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский.

Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Особенно способствует развитию у детей творческого воображения использование нетрадиционных техник рисования. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы, размазывать краски пальцами, рисовать воском, капающим с зажженной свечи, столярным клеем, дымом, горчицей, краской с вазелином и получать забавный рисунок?

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии, тычок жёсткой полусухой кистью, черно-белый гратаж (грунтованный лист, цветной гратаж, тычкование, тиснение, скатывание бумаги, свеча + акварель, печать по трафарету, оттиск пробкой, оттиск поролоном, оттиск печатками из ластика, оттиск пенопластом, оттиск смятой бумагой, отпечатки листьев, набрызг, монотипия предметная, монотипная пейзажная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, кляксография обычная, восковые мелки + акварель, акварельные мелки.

Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками.

Эта и другие техники требуют точности, быстроты движений, терпения, усидчивости, развивается творчество, мышление, воображение память. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Рассмотрим Нетрадиционные техники рисования :

«Рисование пальчиками» и «Рисование ладошкой»

Данная техника может применяться в работе с детьми с раннего возраста. Техника позволяет овладеть такими видами выразительности, как пятно, точка, короткая линия, фантастический силуэт. Всё просто, ребёнок опускает пальчики в краску или намазывает ладонь краской, с помощью кисточки, а затем начинает фантазировать и творить. После проделанной работы пальчики обтираются салфеткой, а затем гуашь легко смывается.

«Рисуем картошкой». Техника рисования картошкой, позволяет получить разноцветные отпечатки, в зависимости от цвета подобранной краски, которые можно перевоплотить в множество идей, от снеговика до целого пейзажа

«Свеча + акварель»

Один из способов рисования волшебных картин, это сочетание свечи или воскового мелка с акварельными красками. Изображение рисуется свечкой, но проявляется лишь тогда, когда лист тонируется акварелью.

«Печать по трафарету»

Осуществляется она следующим образом: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона, трафареты. Ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

«Кляксография обычная»

Она позволит развить фантазию ребёнка, воображению быть многогранным и деятельным. Для создания шедевра понадобиться бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Кляксография с трубочкой»

отличается от обычной предметом для получения композиции. Способ получения изображения достигается следующим образом, ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

«Ниткография»

Для получения необходимого результата, согните и разогните лист белого картона примерно 20х20 см. Возьмите толстую шерстяную нитку длиной около 30 см и окуните ее конец на 8-10 см в густую краску и положите ее между двумя половинками листа. Слегка надавив на лист, водите ниткой. Скажите волшебные слова и посмотрите, что получилось. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

«Набрызг»

Это простой и доступный способ рисования позволяющий ребёнку быть творцом и при этом получать необыкновенный результат. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Монотипия»

Это интересный способ позволяющий рисовать фантазийные рисунки. При этом способе на лист бумаги наносится мазки красками одной цветовой гаммы. Сверху накладывается лист чистой бумаги и легкими движениями приглаживается лист, обеспечивая, таким образом, причудливое смешивание красок. Для того, что бы краска не высыхала сразу после нанесения, рекомендуется следующий состав краски: гуашь + клейстер.

«Монотипия пейзажная»

Подходит для детей старшего дошкольного возраста. Данная техника позволяет овладеть такими средствами выразительности, как пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Изобразительная деятельность благоприятно влияет на развитие ребенка и открывает ему много интересных возможностей отражения видимого им мира. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Обращение к нетрадиционным техникам рисования Является важнейшим средством эстетического воспитания.

Список литературы:

1. Акулёнок Т. С. Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование.

2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников, М. 1999

3. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М., 2000

4. Давыдова Г. Н Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2007г.

5. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей. М, 2002

6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду, М. ; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 192 с.

7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования, Санкт-Петербург: изд-во «Каро», 2008. – 96 с.

8. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста., М. : ТЦ «Сфера», 2010. -160 с.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста Дошкольный возраст- это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только.

Доклад на тему Использование нетрадиционных техник рисования с Детьми младшего дошкольного возраста ИСПОЛЬЗОВАНЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд,.

Фотоотчёт о коллективной творческой работе с использованием нетрадиционных техник рисования «Сказка в зимнем лесу»Фотоотчёт о коллективной творческой работе с использованием нетрадиционных техник рисования «Сказка в зимнем лесу» Для работы нам понадобилось : - ватман - поднос - пена для бритья - манная крупа - спонжик для рисования - клей ПВА - ватные палочки.

Использование методов и приемов нетрадиционных техник рисования в детском саду. Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование.

Использование нетрадиционных техник рисованияИспользование нетрадиционных техник рисования Использование нетрадиционных техник рисования. Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря,.

Использование нетрадиционных техник рисования в НОД с детьми младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в НОД с детьми младшего дошкольного возраста Тема: Ежик на прогулке. Цель: научить детей рисовать ежика, используя знакомые способы изображения и новые нетрадиционные техники (рисование.

Коллаж «Мы рисуем лето» — использование нетрадиционных техник рисования (первая младшая группа)Коллаж «Мы рисуем лето» — использование нетрадиционных техник рисования (первая младшая группа) Павлова Ирина Георгиевна Коллективная работа - создание коллажа с использованием нетрадиционных техник рисования в первой младшей группе.

Народный орнамент и использование нетрадиционных техник рисования Данная тема очень актуальна в современной жизни ребенка. Роспись – это «почерк» народа, его живой и образный язык. Время диктует необходимость.

Развитие художественно-творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования Из опыта работы. Воспитатель второй категории МДОУ №15»Ручеек» г Ртищево Саратовской области, Балунова Елена Юрьевна. Развитие художественно.

Тема доклада Использование нетрадиционных техник рисования с Детьми младшего дошкольного возраста ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками
Опубликовано: 1 октября 2017 в 16:32
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД