МААМ-картинки

Использование мнемотехники в работе с дошкольниками в любой образовательной области и в разных видах деятельности

Наталья Назарова
Использование мнемотехники в работе с дошкольниками в любой образовательной области и в разных видах деятельности

Мнемотехника представляет собой систему методов и приёмов. Обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования дополнительных ассоциаций. Данная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховая, зрительная, двигательная, тактильная, мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

Публикация «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками в любой образовательной области и в разных видах деятельности» размещена в разделах

- методика использования сенсорно-графических схем (В. К. Воробьёва);

- методика использования сенсорно-графических схем (Т. А. Ткаченко);

- методика использования блок-квадратов (В. П. Глухова);

- методика использования коллажа (Т. В. Большова);

В целом мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающей действительности.

Особенностью данной технологии является то, что в качестве дидактического материала в работе с детьми используются схемы, в которых заложена определённая информация.

По мнению авторов, использование мнемотехники в развитии детей возможно во всех возрастных группах детского сада. При этом определение содержания мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц зависит от возрастных особенностей детей.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

. неумение согласовывать слова в предложения

. нарушение звукопроизношения

. маленький словарный запас

.плохое развитие связной речи

. несформированность психических процессов

. несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед воспитателем встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно – образной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Начиная работать по технологии мнемотехники, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

3. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса.

4. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

5. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Мнемотехника строиться по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа:

1. Начать работать с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение. Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематическими, контурными изображениями предметов. В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.

2. На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2-4 слов. Например: при описании предметов детям предлагаются символы для образования цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называется – работа с мнемодорожками.

3. На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами. Что такое мнемотаблица? Это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы – схемы можно использовать: для ознакомления детей с окружающим миром, при заучивании стихов, при пересказах художественной литературы, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, для обогащения словарного запаса, при обучении состава числа, при воспитании культурно-гигиенических навыков, при воспитании навыков самообслуживания, при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Публикации по теме:

Использование расписных камней в работе с дошкольникамиИспользование расписных камней в работе с дошкольниками Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Хочу представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование моделей в разных видах деятельности по экологииИспользование моделей в разных видах деятельности по экологии Изучать взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой нам помогает зеленый домик "Экология". Дом, домик- это то,что.

Массажные коврики для детей выполненные родителямиМассажные коврики для детей выполненные родителями Основная цель в работе педагога дошкольной образовательной организации - сохранение жизни и здоровья ребенка. Такое широкое понятие включает.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Презентация для воспитателей «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в разных видах деятельности» Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ -это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Образовательный проект в первой младшей группе «Использование фольклора в разных видах деятельности» Образовательный проект в первой младшей группе МБДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида» г. Бавлы Участники проекта: воспитатель Богатая.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Библиотека изображений:

Публикация Использование мнемотехники в работе с дошкольниками в любой образовательной области и в разных видах деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Назарова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование мнемотехники в работе с дошкольниками в любой образовательной области и в разных видах деятельности
Опубликовано: 2 марта 2020 в 16:44
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД