Лучший педагог года

Использование мини-музея в условиях совершенствования среды в соответствии с ФГОС

Алена Дмитриева
Использование мини-музея в условиях совершенствования среды в соответствии с ФГОС

Тематика экспозиций музеев и самих музеев стали очень разными и необычными. Но часто ли наши дети бывают в музее? Скорее всего большая часть воспитанников детских садов ни разу не были в музее. Во-первых, не во всех уголках нашей страны есть музеи. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения. И, в-третьих, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

Публикация «Использование мини-музея в условиях совершенствования среды в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Именно поэтому в отдалённых дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Основными направлениями культурно-образовательной деятельности в музее являются информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых. Подобное выделение условно, поскольку сами направления изменчивы, подвижны и зачастую тесно связаны межу собой либо пересекаются в каких-либо аспектах.

Цели мини-музея :

1. Реализация направления «Музейная педагогика».

2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

4. Формирование у дошкольников представлния о музее.

5. Расширение кругозора дошкольников.

6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

7. Формирование проектно-исследвательских умений и навыков.

8. Формирование умения самостоятельно анализировать полученные знания.

9. Развитие творческого и логического мышления и воображения.

10. Формирование активной жизненной позиции.

Размещение мини-музеев. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев могут использоваться различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т. п. В нашем детском саду два постоянно существующих мини-музея «Русская изба» и «Народно-прикладного творчества». В своей практике организации мини-музеев в группе считаем наиболее удобными для организации экспозиции групповые помещения, также могут быть использованы раздевалки, холлы. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев, что каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на

полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплялись к стенам, стояли на полу.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы называем их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Благодаря продолжительности проекта, в течение которого создаётся и существует мини-музей, дети получают возможность реализации различных действий, раскрывающих выбранное содержание. Длительность проекта позволяет детям попробовать свои силы в различных видах деятельности именно в то время, когда у них возникает потребности в этом. Каждый ребёнок принимает самостоятельное решение о том, чем он будет заниматься в рамках проекта.

2. Использование мини-музея в ДОУ

Материал, накопленный в ходе создания мини-музея, является не просто статичной экспозицией, но и активно используется в учебной и внеучебной деятельности.

Организация в детском саду мини-музея, посвящённого определённому предмету, объекту природы, или явлению, способствует использование метода системного подхода.

Так в шутливом стихотворении М. С. Гафитулин изложил его суть:

Если мы рассмотрим Что-то,

Это Что-то – для чего-то,

Это Что-то из чего-то,

Это Что-то - часть чего-то.

Чем-то было раньше Что-то,

Чем-то будет это Что-то.

Есть противники у Что-то,

Много есть друзей у Что-то.

Всё нейтральное у Что-то

Делает своё чего-то.

Что-то ты теперь возьми

И в музее рассмотри.

Данный метод позволяет рассмотреть предмет или явление с разных сторон.

Музей в образовательном учреждении даёт простор для формальной творческой активности. Дети любят тайны, и, имея дело с некоторыми предметами, можно озадачить их вопросом «что это?».

Английский педагог Дж. Уэст выделяет следующие способы, при помощи которых педагог может стимулировать интерес детей к истории, изучению музейных предметов.

1. Задавать вопросы: для чего сделан этот предмет, кто его использовал, он настоящий или копия?

2. Побуждать к рассуждению, предлагая возможные разумные варианты ответа.

3. Связывать и сравнивать новую информацию с имеющимися занятиями или добавляя доказательство к тому, что уже было известно.

4. Исследовать: почему вещи именно такие, какие они есть, пытаясь найти и опробовать новые объяснения.

5. Использовать исторические источники для развития воображения: какой была тогда жизнь, каким был тот человек.

Дошкольный возраст является решающим для дальнейшего обучения ребенка: все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии детей. Поэтому главной задачей воспитателей является развитие познавательных способностей дошкольников.

Я слышу - и забываю.

Я вижу — и вспоминаю.

Я делаю - и постигаю.

Это приписываемое Конфуцию изречение может служить своеобразным эпиграфом к музейной педагогике, ибо в нем заключен важнейший принцип данного направления образовательной деятельности. Изречение осмыслили современные ученые и выразили его на сухом языке цифр:

То, что слышим, - 10%.То, что видим, - 50%.

То, что делаем, - 90%.

Музейная педагогика в детском саду призывает дать ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор. Широкий спектр методов определяет неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так и на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т. п.

2.1. Мини-музеи детского сада

Как уже было сказано выше, в нашем детском саду два постоянно существующих мини-музея «Русская изба» и «Народно-прикладного творчества». Данные музеи

являются местом для экскурсий, непосредственно образовательной деятельности для всех возрастных групп.

Мини-музей в группе обеспечивает большую включенность ребят в материал проектной деятельности. Наполняемость экспозиции происходит постепенно. Коллекции создавали в первую очередь для расширения и обогащения обучающей среды в детском саду.

Создание коллекций в рамках проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста отвечает ведущей деятельности детей — предметной и предметно-манипулятивной. Создание коллекций — это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств; знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Такой подход, в свою очередь, позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком.

Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке, решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.

Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Мини-музей «Русская изба»

Охватывает такие разделы программы, как «Одежда», «Посуда», «Дом», «Мебель», «Русский фольклор». В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугунок, прялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Поэтому возникла идея создания в группе мини–музея «Русь». Основная задача педагогов - не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы экспозиции были представлены макетами реальных предметов или были стилизованы под них.

Экспозиция мини-музея «Русь» :

• Народный костюм.

• Игрушки.

• Домашняя утварь.

• Посуда.

• Музыкальные инструменты.

• Русская изба.

• Русские народные сказки.

В мини-музее, прежде всего, были собраны экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём народе, его быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда. Основным достоинством мини-музея в группе является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. В процессе занятий и игровой деятельности ребята имеют возможность взять с выставки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, потрещать трещёткой, сложить матрёшку, посидеть на скамье, посмотреть, как работает самовар…

В процессе экспозиции интерес к нашему мини-музею появился и у других групп. По инициативе воспитателей нами были проведены экскурсии для старших и подготовительных групп в мини-музее «Русь».

Мини музей «Транспорт» во подготовительной группе

В 2015году в подготовительной группе был реализован проект «Транспорт», продуктом которого явилось создание мини-музея, который включал в себя след. разделы: воздушный транспорт, наземный транспорт, водный транспорт. На базе мини-музея создавались также кратковременные выставки. Например, такие как: «Специализированная техника», «Строительная техника», «техника из лего», «Военная техника». Они располагались в раздевалке и давали больше возможности для ознакомления с экспозицией родителей, большему общению детей и родителей о содержании проекта.

Мини-музей «Азбука ЗДОРОВЬЯ» в средней группе.

С целью создания у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, формирования привычки к здоровому образа жизни детей, а также привлечения родителей к формированию и закреплению у детей навыков здорового образа жизни, повышения знаний о культуре здоровья нами разработан и реализован проект «Азбука ЗДОРОВЬЯ».

В целях повышения эффективности реализации проекта, в группе был создан мини-музей «Азбука ЗДОРОВЬЯ». Каждая неделя (из 4-х) была посвящена конкретной подтеме о общей теме «Здоровье» : «Навыки гигиены», «Спорт», «Полезное питание», «Правила безопасности». Каждая из выше перечисленных тем нашла своё отражение в разделах музея.

Воспитатели научили детей собирать информацию, дошкольники выясняли, где ее можно найти и как оформить. Промежуточным результатом работы над проектом явился спортивный праздник «Если хочешь быть здоров…». Проект закончится мероприятием «Путешествие в страну Здоровья».

Мини-музей «Волшебный мир сказки» во второй младшей группе группе.

В декабре 2019 года в преддверии Нового года нами был реализован проект «Сказка в гости к нам спешит», главной целью которого было знакомство детей с героями разных народных и литературных сказок. И важная, основополагающая роль в реализации поставленных целей отводилась мини-музею «Волшебный мир сказки». Он помогал приобщать детей к мировой культуре (музей, театр, художественная литература); развивать у детей воображение, фантазию, интерес к чтению, расширение кругозора; развивать познавательные способности, творческое и логическое мышление.

Тематика созданных мини-музеев разнообразна, но все они взаимосвязаны и направлены на развитие ребёнка всесторонне.

2.2. Использование мини-музея в игровой деятельности детей

При создании и использовании мини-музеев мы не забывали о том, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь. Поэтому в каждом мини-музее детям предоставляется возможность играть. Тема мини-музея сама определяет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми драматизациями, дидактическими, на развитие речи и т. д. В процессе работы с детьми в мини-музеях мы отобрали и адаптировали к своим задачам ряд известных игр, а также разрабатывали собственные.

Мини-музей «Русская изба» предполагала не только погружение детей в другую историческую эпоху, но и давала им сенсорный опыт. В процессе освоение элементов экспозиции шло приобщения ребят к разным видам народного творчества: устному – через образ Машеньки, рассказывающей сказки, потешки, загадки, сказки; музыкальному – через образ Зайки с балалайкой; декоративно-прикладному – через образ мастера на все руки домовёнка Кузьки.

Эффект «погружения» достигался различными приёмами. Например, облачение в деревенские костюмы и воспроизведение детьми в игровой форме различных видов трудовой деятельности, народных игр, развлечений и праздников.

Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, пословицы, поговорки.

Нами было разработано пособие «Русская изба» (на металлической основе – магнитная мебель, утварь, посуда). В мини-музее она использовалась как макет внутреннего убранства избы, а учебно-воспитательном процессе в качестве пособия по развитию речи. Сначала ребята знакомились с бытом русских людей, названиями предметов, их месте в доме, а потом в ходе игры, отгадывая загадки, обставляли избу.

Игра «Бюро находок». Цель: закрепление прочитанных сказок, знание героев сказок, атрибутов сказок. Ребятам необходимо отгадать, кто из героев какой сказки потерял эти предметы. Нужно назвать предмет, хозяина, сказку.

Игра «Добрый или злой». Представляет собой два пьедестала черного и жёлтого цветов. Чёрный – для отрицательных героев; жёлтый – для положительных. Ребята по очереди достают из мешочка героя какой-либо сказки, называют его, дают характеристику его характера и поступков и определяют на соответствующий пьедестал.

Игра «Угадай, кто». Ребята тянут по очереди фигурку героя какой-либо сказки из мешка. Их задача описать героя, не показывая товарищам, так, чтобы они его узнали.

Игра «Декоративно-прикладное творчество». Представляет собой магнитные матрёшки с изображением разных декоративных техник и деревянные предметы (магниты-сувениры) – посуда, музыкальные инструменты с декоративной росписью. Задачи ребят раздать каждой матрёшке те предметы, которые выполнены в той же технике росписи.

Игра «Потерянный багаж» заключается в том, что чемодан «набивают» разными вещами, по которым реконструируется жизнь того, кто его потерял.

Другая игра: следует положить на поднос 10-15 предметов, дать детям время посмотреть на них, закрыть и убрать. Дети должны назвать как можно больше объектов. Это зависит от памяти, но игру можно видоизменить, и предметы должны быть названы по категориям, например, вещи из дерева, то, что используют родители, игрушки, продукты животного происхождения и т. д.

Заключение

Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Дошкольники разных групп знакомились с мини-музеями своих «коллег». При этом экскурсии проводили сами ребята, стараясь в меру своих возможностей обратить внимание посетителей на те или иные предметы.

Результатами проведенной работы являются:

1. У детей появился интерес к изучению русской народной культуры, региональной культуры, основ здорового образа жизни, детской литературы, окружающего мира.

2. Сформировался необходимый минимум исторических знаний.

3. Расширились знания о традициях русского народа, коренных народов Камчатки.

4. Сформированы навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.

5. Улучшены показатели воспитанников.

6. Расширились знания о видах спорта.

7. Осмысленное и активное участие детей в спортивных праздниках.

8. Используют на практике знания и навыки гигиены, здорового питания.

9. Устойчивый интерес к занятиям спортом.

10. Умеют самостоятельно организовывать спортивные соревнования на спортивной площадке.

11. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, пословиц.

12. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

13. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

14. Театрализованная деятельность (драматизация русских народных сказок).

15. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют танцы, читают стихи).

16. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

17. Знание русских музыкальных инструментов.

18. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

19. Бережно относятся к экспонатам мини-музеев, атрибутам предметно-развивающей среды группы, предметам быта, произведениям народного творчества.

13. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении праздников (в том числе и народных, в изготовлении атрибутов для мини-музеев.

Таким образом, экспозиции мини-музеев позволяют вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов непосредственно образовательной деятельности, а также внеучебной деятельности, что позволяет полно и всесторонне проводить реализацию проектной деятельности.

Список использованной литературы

1. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие)

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М. : Центр педагогического образования, 2012.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006. (Библиотека руководителя ДОУ)

5. Макарова Н. Г. Деятельность детского музея как фактор становления образовательной среды для младших дошкольников. – Самара, 2000.

6. Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова-

Публикации по теме:

Создание развивающей среды на летнем участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы)Создание развивающей среды на летнем участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы) У наших родителей золотые руки! Нашим родителям не до скуки: В цветнике красоту наводили, Красивые цветы посадили. Прохожих работой своей.

Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до»Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной к школе группе(2017-2018 уч. год).

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДООрганизация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО. На примере своей группы хочу рассказать и показать РППС.

Построение пространственно-развивающей среды в нашей группе в соответствии с новыми требованиями ФГОСПостроение пространственно-развивающей среды в нашей группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОСПостроение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС В оформлении своей группы я основывалась на интеграци и содержания и видов деятельности в группе, брала направлении я в соответствии с ФГОС.

Организация предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС до Сегодня появляется новый уровень образования. Это - уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Создание мини-музея в условиях ДОУСоздание мини-музея в условиях ДОУ Хочу поделиться своим опытом создания мини – музеев в условиях ДОУ. Мини-музей - это особое, специальное организованное пространство ДОУ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мини-музея в условиях совершенствования среды в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 11 октября 2020 в 16:37
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД