Лучший педагог года

Использование методов и приемов критического мышления при работе над художественным текстом

Наталья Пильщикова
Использование методов и приемов критического мышления при работе над художественным текстом

Дошкольное детство – особый период в жизни человека: продуктивный и насыщенный, в котором закладываются основы всего последующего развития личности, формирования его интеллекта. В процессе обследования «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский) выявляется недостаточный уровень развития опосредованной памяти, логического мышления и воображения, что является причиной низкого уровня воспроизведения и запоминания литературного текста. Именно в этот период дошкольного детства задача воспитателя помочь развить способности ребенка, чтобы реализоваться в будущем. Помогает решать эти задачи технология «критического мышления» (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит, разнообразие методов и приемов которых я применяю во всех видах организованной учебной деятельности (ОУД). Вот некоторые из них.

Публикация «Использование методов и приемов критического мышления при работе над художественным текстом» размещена в разделах

На мотивационно-побудительном этапе ОУД с целью за ограниченное временя собрать коллективную информации по заданной теме использую прием «мозгового штурма». Например: «Ребята, что вы знаете об овощах?» Дети называют овощи, характерные признаки окраски, формы, вкуса, способы употребления в пищу. Идет процесс обогащения словарного запаса.

Для активизации представлений детей по теме содержания художественного произведения (угадывание сюжета, его главных героев и их действий, выраженного в его названии - метод «прогнозирования». Перед чтением рассказа Л. Толстого «Хотела галка пить», задаю детям вопрос: «О чем вы сейчас узнаете из рассказа Л. Толстого «Хотела галка пить»? О какой птице пойдет речь?» У дошкольников развивается способность восприятия произведения: сюжета, героев, событий.

Использование приёмов «синквейна», «шести шляп мышления», «тонкие» и «толстые» вопросы помогают дошкольникам самостоятельно обобщить информацию, сделать выводы по изученной теме.

Предлагая алгоритм «синквейна»

кто? или что? (предмет или явление одним словом)- яблоко;

какой? какая? (описать какой это предмет)- вкусное, ароматное;

что делает? (действия данного предмета) – лежит, висит, катится;

предложение на эту тему (нравится ли данный предмет и как) - Я люблю ароматное яблоко;

обобщающее слово (как по – другому можно назвать предмет) – фрукт

дети легко создают устное мини сочинение – описательный рассказ, синтезируя и обобщая полученную информацию, обогащая свой словарный запас, умение производить краткий пересказ. Начинать работу по алгоритму предлагаю со второй младшей группы, используя его частично называть предмет, его признаки и действия.

Прием «шесть шляп мышления» (разработанный Эдвардом де Боно) приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, дети учатся думать в заданном направлении. «Белая шляпа»- информационная. Что нам известно. «Красная шляпа»- эмоциональная. Какие чувства по этому поводу? «Черная шляпа»- критическая. Правда ли это? В чем недостатки? «Желтая шляпа» - позитивное мышление. Почему это можно делать? «Зеленая шляпа» - творчество. Новые идеи, предложения. «Синяя шляпа»- обобщение. Чего мы достигли. Подведение итогов.

Результаты моей работы показывают, что у детей формируются следующие компетентности: коммуникативно – языковая обогащается словарный запас, развивается монологическая речь; социальная компетентность дает возможность выбора правильного поведения персонажа произведения и перенос его в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми, здоровье-сберегающая через выражение своего эмоционального состояния событиям произведения.

Успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться. Поэтому я всегда в поиске новых путей обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность детей в радость познания.

Публикации по теме:

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Использование методов и приемов критического мышления при работе над художественным текстом (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Пильщикова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование методов и приемов критического мышления при работе над художественным текстом
Опубликовано: 1 декабря 2014 в 13:43
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД