МААМ-картинки

Использование методики «Нумикон» в формировании элементарных математических представлений детей с ограниченными возможностями

Наталья Тархова
Использование методики «Нумикон» в формировании элементарных математических представлений детей с ограниченными возможностями

Не секрет, что обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода. В силу особенностей своего развития, дети с особыми образовательными потребностями сталкиваются с ощутимыми трудностями при изучении математики. Это связано с тем, что математические действия требуют довольно высокого уровня абстрактного мышления, хорошей кратковременной памяти и способности оперировать несколькими понятиями одновременно. Ребятам нужно хорошо понимать причинно-следственные связи, относительность понятий, уметь осуществлять сравнение, а также пользоваться «математическим языком». Все это вызывает затруднения у детей с ОВЗ.

Публикация «Использование методики „Нумикон“ в формировании элементарных математических представлений детей с ограниченными возможностями» размещена в разделах

Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации. Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с ограниченными возможностями здоровья не развивается полноценно без специального обучения. Опыт работы показывает, что эти дети могут овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.

В коррекционно-развивающей работе особую роль отводим формированию элементарных математических представлений. Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития. Опыт работы показывает, что поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом.

Что такое «Нумикон»?

Нумикон - это программа и набор наглядного материала, созданные в Англии в 1996-1998 гг. для тех детей, которым сложно изучать математику. В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны (образец, шаблон) и соотносить их с соответствующими числами.

Нумикон используется на занятии с любым ребенком, испытывающим трудности при обучении математике.

Мультисенсорный материал и программа Нумикон разработан так, чтобы задействовать сильные стороны детей – способность обучаться на практике, способность обучаться, наблюдая и запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны.

В нашем случае учить ребенка с помощью Нумикон очень удобно. В игровой форме дети с интересом осваивают счет. Как оказалось, очень важно для ребенка держать фигуры руками, крутить их в разные стороны, разглядывать со всех сторон, не боясь, что что-то сломается или порвется, как это часто бывает с картонными карточками.

Занятия по системе Нумикон, стимулируют детей к визуальному восприятию чисел, и пониманию взаимоотношений между ними. Система Нумикона подразумевает одновременное восприятие несколькими органами чувств. Благодаря зрительному восприятию и имеющийся возможности потрогать, покрутить, повертеть предметы ребенок будет изучать, как детали Нумикона сопоставляются одна с другой. Складывая фигуры из деталей Нумикона, создавая из них различные формы, а также играя с тактильной сумочкой, ребенок научится формировать числа руками и глазами. С предметами Нумикона можно придумать разнообразные игры. Формы можно доставать из песка, из воды, или «волшебного мешочка». Их легко обрисовывать, раскрашивать через отверстия, делать отпечатки на глине или тесте, а так же взвешивать на весах. Их, возможно, составлять в ряд, закреплять на специальной доске (типа «Лего», из них можно выкладывать рисунки на плоскости и составлять из них любые узоры. Разнообразные предметы можно скреплять входящими в набор штырьками, выстраивать пространственную конструкцию, составлять пространственные модели больших чисел. Ориентируясь на форму, цвет и величину, ребёнок легко запомнит образ числа, соответствующей форме Нумикона.

В системе Нумикон все числа имеют зрительный и тактильный образ – они представлены в виде цветной пластмассовой пластинки определенного размера, с определенным количеством отверстий. Диаметр этих отверстий чуть больше толщины пальца ребёнка.

Фигуры Нумикона имеют особенную систему. Мы видим, что отверстия в предметах Нумикона устроены определенным образом, в соответствии числам от 1 до 10. Для каждого числа отверстия организованы довольно простым способом – парами. Когда фигуры Нумикона расставлены в порядке возрастания, дети сразу замечают важные связи между числами. Каждое последующее число на 1 больше чем предыдущее и, соответственно, на 1 меньше чем следующее. Так, на своих занятиях, чтобы решить пример 2 + 1, мы берем синюю форму («двойку», прикладываем к ней сверху оранжевую форму («единицу») и получаем некоторую фигуру, по форме напоминающую «тройку». Чтобы проверить результат, брали желтую «форму» («тройку») и накладывали сверху. И точно были уверены, что получилось три.

Несмотря на то, что занятия на первый взгляд просты и легки, с их помощью дети знакомятся с важными математическими идеями, являющимися основой для дальнейшего понимания чисел. Важным является то, что дети учатся употреблять знакомые слова «перед» и «после» в математическом контексте, в котором значение может быть несколько иным. Подход Нумикона является только частью практики детей с числами. Важно, что в дополнение к упражнениям с Нумиконом, мы разговариваем с ребенком о счете, практикуем его, а также тренируем различать цифры. Просим ребенка считать различные предметы вокруг, включая отверстия фигур Нумикона. Привлекаем внимание ребенка ко всем изображениям чисел вокруг нас в повседневной жизни – номера домов, страниц, телефонов, чисел на дорожных знаках, поздравительных открытках, игрового счета (например, в футболе) и так далее.

На занятиях важно не торопить ребенка в прохождении упражнений Нумикона. Более того, нужно быть готовым к тому, что многие дети экспериментируют, придумывают свои собственные игры и в целом забавляются фигурками, трубочками и доской. Если ребенок с головой погрузился в свои эксперименты с элементами пособия Нумикон, мы уверены, что ребенок учится чему-то ценному.

Показывая новое упражнение с Нумикон, начинаю с примера. Затем разрешаю ребенку продолжить самостоятельно, когда он поймет, что нужно сделать. Называю это «моделированием». Нужно дать ему возможность многократно повторять действия, которым он уже научился. Постарайтесь, чтобы ваши переживания об успехе всего мероприятия не передавались ребенку, поскольку этим достигнете только обратного эффекта. Всем нам нравится повторять действия, которые у нас хорошо получаются. Дети в этом плане – не исключение. Необходимо разделять радость детей, и поощрять их, когда они повторяют то, что у них хорошо получается.

Давайте детям играть с фигурами Нумикона самостоятельно, в то же время постепенно следуя обучающим упражнениям

На начальных этапах дети в игровой форме учатся сопоставлять название числа с соответствующим шаблоном, а затем с помощью этих шаблонов выполняются различные арифметические задания. Таким способом, у детей формируются собственное представление о числах, о соотношениях между ними и об арифметических операциях.

Постепенно дети начинают все лучше и лучше понимать, что такое числа, и образы чисел перестают быть привязанными только к шаблонам. С помощью штырьков, входящих в комплект «Нумикон», можно проделывать упражнения, устанавливая соответствие между числом, формой и количеством.

«Нумикон» помогает наглядно усвоить сложение и вычитание, поразрядное представление чисел, удвоение и деление пополам, приблизительное оценивание, в дальнейшем деление, умножение и многое другое, в том числе проценты, дроби, десятичные числа.

Детям нравится выполнять арифметические задачки благодаря привлекательным, ярким и разноцветным шаблонам «Нумикон», будь то индивидуально или в группах. Визуальный, аудиальный и кинестетический подходы, подходят для разнообразных форм обучения. Дети составляют из шаблонов разнообразные сооружения и конструкции, играют в игры с использованием специального «волшебного» мешочка, в котором фигурки можно распознать только на ощупь. При этом как глаза, так и руки помогают понять, как разные числа соотносятся друг с другом. Кроме того, в процессе таких занятий формируются яркие образы, которые могут стать подспорьем для ребенка, имеющего трудности в освоении программы по математике.

За время использования пособия у детей видны определенные положительные результаты. Дети научились:

-производить арифметические действия;

- составлять из шаблонов разнообразные сооружения и плоскостные изображения (дорожки, домики, машинки, животных);

-конструировать по схеме, образцу, по замыслу;

-выполнять задания по сортировке, сериации и классификации предметов, по величине (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, по цвету (основные и оттеночные цвета);

-выбирать заданный предмет по вербальной инструкции, содержащий два-три признака (размер, форма или цвет);

-самостоятельно называть два и более признака предметов, определять величину, форму и цвет паттерна;

-сравнивать объекты по качественным признакам;

-определять пространственное расположение штырьков относительно себя, на вертикальной и горизонтальной плоскости, на белой доске во всех направлениях;

-произносить числовую последовательность до 10;

-пересчитывать паттерны и подводить итог в пределах 10;

-соотносить числа и множества в пределах 5 (некоторые - в пределах 10);

-сравнивать множества по количеству элементов, используя приемы наложения и приложения.

Таким образом, применение пособия «Нумикон» дает возможность развивать : математические представления, конструктивную деятельность, графический навык, творческие способности, речевую активность детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений детей 2–4 лет «Закончи ряд»Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений детей 2–4 лет «Закончи ряд» Дидактическая игра «Закончи ряд» довольно интересная логическая игра. Данная игра подходит для детей уже с двух лет. Игра направлена на.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы «38 попугаев» Цель: изучение нового материала по теме «Измерение». Образовательные задачи: 1) учить измерять с помощью условной меры длину предмета;.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Сценарий ООД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ФЭМП, с которым я участвовала в проекте "Педагогический навигатор".

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений у детей старшего.

Библиотека изображений:

Публикация Использование методики «Нумикон» в формировании элементарных математических представлений детей с ограниченными возможностями (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Тархова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование методики «Нумикон» в формировании элементарных математических представлений детей с ограниченными возможностями
Опубликовано: 15 декабря 2020 в 11:14
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД