Лучший педагог года

Использование методики Марии Монтессори для развития речи детей

татьяна китова
Использование методики Марии Монтессори для развития речи детей

Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагают занятия детей, начиная с младенчества. Потому что ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни.

Публикация «Использование методики Марии Монтессори для развития речи детей» размещена в разделах

Основной вид деятельности ребенка раннего возраста - предметная. Именно в ней складываются основные достижения этого периода - произвольное поведение, мышление, самосознание, сенсорика, память и речь.

Главное и важнейшее приобретение раннего возраста - это речь.

Если же в это время малышу не было уделено достаточного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

В процессе предметной деятельности у ребенка также развивается крупная и мелкая моторика рук. Тесная связь между нею и развитием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Этот факт необходимо использовать в работе с детьми раннего возраста и при своевременном речевом развитии и особенно при его отставании.

И только вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев начинается произнесение первых слов. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речи.

Приобщение к предметному миру в раннем возрасте происходит только при активном участии взрослых и в непосредственном сотрудничестве с ними.

Таким образом, чтобы ребенок полноценно развивался, ему необходимы правильно организованная предметно-пространственная среда и присутствие взрослого, который будет не только рядом, но и вместе с ним.

В этом плане большую актуальность приобрела методика, которая была разработана еще в ХIХ в. врачом-психиатром, педагогом и первой в истории человечества женщиной — доктором наук Марией Монтессори.

Основной идеей ее методики является фраза ребенка, обращенная к взрослому: «Помоги мне сделать это самому!».

Немного из истории.

Изначально методика М. Монтессори была направлена на обучение детей с отклонениями в развитии. Поскольку многие дети плохо говорили, Монтессори разработала систему упражнений, которые развивали речь благодаря тренировке мелкой моторики пальцев. Из-за того что дети с задержкой развития плохо понимали слова и разъяснения учителей, были придуманы игры и пособия, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного опыта. Спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы. Позднее Монтессори открыла школу для здоровых детей. Методом проб и ошибок она создала материалы, которые стимулируют познавательный интерес ребенка.

Сегодня метод Марии Монтессори – один из самых распространенных в мире, получивший колоссальное признание.

Основная идея метода Монтессори является в том, чтобы дать каждому ребенку возможность раскрыть свой внутренний потенциал за счет свободной самостоятельной деятельности в специально-подготовленной среде. Именно этому вопросу она уделяла особенное внимание, т. к. только подготовленная среда является обязательным условием развития и обучения ее методики.

Как уже говорилось, большое значение в методике М. Монтессори уделяется развитию мелкой моторики. Поэтому многие игры-пособия способствуют мелкой работе рук, массажу пальчиков. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут их на крупе. Учатся составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Условия проведения занятий в монтессори-группах:

Помещение для занятий поделено на 5 зон:

практическая, сенсорная, математическая, языковая, космическая.

1. Практическая – там находятся пособия, которые любой человек постоянно встречает в обычной жизни. Ребенок может учиться гладить, готовить, подметать, чистить обувь, завязывать шнурки.

2. Сенсорная – здесь имеются игры, которые развивают органы чувств и мелкую моторику – с предметами разной формы, цвета, размеров, материалов.

3. Математическая – предполагает обучение счету с помощью деревянных дощечек, счетов, геометрических фигур.

4. Языковая – дает представление о составе слова – различными способами изучаются звуки, буквы, слоги, устная и письменная речь.

5. Космическая – знакомит детей с окружающим миром – животными, растениями, городами, странами, природными явлениями.

В группе обязательно должны быть дети разных возрастов. Старшие учат младших и заботятся о них.

Ребенок сам думает, чем ему заняться. Воспитатели только помогают освоиться в том, что он предпочел. Партнеров для игр также выбирает сам воспитанник – это его право, преподаватели не должны предлагать и навязывать кого-то другого.

Помимо прав у ребенка есть также обязанности в группе. Существуют правила, которые все дети должны соблюдать: в помещении должна быть тишина. Каждый занимается своим делом, но не мешает при этом другим. В такой обстановке дети учатся соблюдать дисциплину, контролировать себя и уважать других. Если ребенок возбужден или сильно расстроен, он может выразить свои эмоции в отдельной комнате. Должны быть выделены также зоны отдыха и релаксации, где дети могут прийти в себя, когда устали, побыть наедине с собой.

Все используемые пособия после каждого упражнения должны быть аккуратно сложены и убраны. Порядок – это важная составляющая жизни каждого ребенка. Нельзя портить вещи, вредить другим ученикам. Должно соблюдаться личное пространство каждого. В конкретную игрушку или конструктор играет тот, кто первый взял.

Преимущества и недостатки методики М. Монтессори

В итоге проведения курса занятий в монтессори-группе родители получают не только психически здорового ребенка с правильно поставленной речью, но и самостоятельную, независимую личность с широким кругозором.

Плюсы методики:

Нормализует психическое развитие и речь. Улучшает память, фонематический слух. Развивает усидчивость, терпеливость, внимательность. Формирует в ребенке уверенность в себе, своих силах. Воспитывает уважение к себе и другим. Корректирует поведение воспитанника, приучает его к порядку.

Педагоги выделяют у метода также ряд недостатков:

- излишняя демократичность. Считают, что в монтессори-группе царит вседозволенность, таким детям сложно адаптироваться в условиях обычных садов и школ. Однако эти опасения преувеличены – в группах нет полной вседозволенности, а устанавливаются также свои правила и порядки.

-Если говорить о предпочтениях, то да, в монтессори-группе ребенок привыкает делать то, что его увлекает в данный момент, а в обычных школах и садах все дети делают то, что сказал воспитатель или учитель.

- разница отношения к ребенку в стандартных учреждениях и центрах М. Монтесори, т. к. там нет оценок и критики;

- отсутствие ролевых игр. М. Монтессори отрицала положительное влияние игр. По ее мнению, они уводят детей от реальности. Но в современных монтессори-центрах детям все же дается возможность играть друг с другом в свободное время (на прогулках или в определенные часы);

– М. Монтессори отрицала пользу творчества, однако отмечала большое значение музыки в жизни маленького человека. Сегодня монтессори-центры включают и творческие зоны: с музыкальными инструментами, рисованием и лепкой.

Итак, одной из зон в помещении по методике Монтессори является языковая зона или зона родного языка Огромное значение в системе Монтессори уделено совершенствованию работы пальчиков, поэтому многие учебные материалы способствуют одновременному массажу рук, формированию тонкой моторики и речевых умений. Выбор пособий и упражнений зависит от возраста воспитанника.

Какие задачи по развитию речи решаются в Монтессори – группе и как?

1. Выстраивание системы понятий. В речевой зоне есть специально подобранный (систематизированный) материал, предназначенный для расширения словарного запаса ребенка.

2. Обучение этикетным речевым образцам. Эти образцы дети впитывают и из повседневного общения, и во время групповых ритуалов, а также на специальных занятиях по обучению навыкам поведения в обществе.

3. Умение говорить о своих чувствах, желаниях, договариваться, решать конфликты. Эти умения и навыки ребенок получает в процессе повседневного свободного общения от старших детей или от взрослого и на групповых уроках – упражнениях по обучению навыкам социальной жизни. Кроме того, ребенок учится говорить о своих чувствах и переживаниях и на рефлексивных кругах.

4. Рассказ о событиях – речь-повествование. Этому ребенок обучается на многих занятиях. Прежде всего, в группах обычно есть традиция: по утрам, особенно после выходных, праздников, каникул, желающие рассказывают на кругу, что интересного у них произошло за эти дни. Поскольку ребенок рассказывает о том, что происходило с ним (другие-то этого не знают, то рассказчик получает естественную обратную связь: плохо, невнятно рассказал – тебя не поняли, переспрашивают, уточняют.

5. Речь – описание. Это достаточно сложный вид речевой деятельности. Конечно, ему надо специально обучаться. Но и это обучение надо построить так, чтобы ребенок описывал предмет, пейзаж, интерьер и т. п. исходя из собственных мотивов, а не на оценку взрослого. Такими мотивами могут быть, например, познавательный или игровой. Ребенок узнал о каком-то необычном животном или растении и хочет поделиться впечатлением с окружающими (сообщение на общем занятии по космическому воспитанию); по описанию или по вопросам догадаться о загаданном животном или растении (игра "Угадай, кого я задумал"); по описанию расставить мебель в кукольном доме. И всегда для ребенка будет существовать возможность контроля своих ошибок: неточно описал животное – появились вопросы у слушателей, не могут отгадать задуманное и т. п.

6. Речь – рассуждение. Тоже непростой вид речи. Он развивается у ребенка на занятиях по космическому воспитанию, например, когда мы демонстрируем опыт, а ребенок предполагает, каков будет его результат, или пытается объяснить, почему получилось совсем не так, как ожидалось. Или во время чтения, когда мы останавливаемся и предлагаем детям подумать, а что будет дальше. Или, что было бы, если…

7. Замечательно развивается речь при участии ребенка в различных спектаклях, постановках, драматизациях. Это могут быть и достаточно простенькие драматизации.

8. Отработка грамматического строя речи. Помимо естественного развития в процессе частого общения со взрослым и старшими детьми, грамматический строй речи ребенка отрабатывается и на специальных занятиях – общих и индивидуальных, с использованием материалов.

9. Конечно, в детском саду есть настоятельная необходимость отрабатывать с детьми постановку звуков. Это работа кропотливая и постепенная. Как правило, ежедневно в группах проводят артикуляционную гимнастику и пальчиковую гимнастику. Огромное количество материалов всех зон работают на развитие мелкой моторики у детей. Способствуют постановке звуков и работа с фонетическими коробочками, а также специальные упражнения с шершавыми буквами.

10. Когда ребенок овладевает письмом и чтением, ему становятся доступными простые книжечки. Он с удовольствием читает потешки, загадки, небольшие рассказики.

ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ РЕЧЕВОЙ ЗОНЫ

Группы материалов

Все материалы, располагающиеся в речевой зоне, можно условно разделить на четыре группы:

• материалы по расширению словарного запаса,

• материалы по обучению письму,

• материалы по обучению чтению,

• материалы по введению в грамматику.

К ПЕРВОЙ ГРУППЕ относятся очень многочисленные материалы, основной задачей которых является развитие и систематизация понятийного запаса ребенка. Здесь представлены небольшие предметы, мелкие фигурки, муляжи, макеты, картинки.

КО ВТОРОЙ ГРУППЕ относятся материалы по обучению письму. В Монтессори – группе ребенок сначала учится писать, а потом читать. Мария Монтессори заметила, что процесс чтения интеллектуально более сложен для ребенка. Чтобы уметь писать, надо научиться слышать отдельные звуки в слове; знать, какой буквой какой звук обозначается; суметь выстроить из букв слово; а затем его надо записать. Здесь нет смысловых трудностей: когда мы пишем, мы заранее знаем, что именно мы хотим написать. Всем перечисленным операциям можно ребенка последовательно обучить с помощью специальных материалов. И только последняя – моторная – часть акта письма оказывается традиционно сложной для детей. Но в Монтессори – группе очень много делается для подготовки руки к письму. Кроме того, есть такой материал, как подвижный алфавит, который позволяет на первых порах в обучении письму обойтись без механического записывания.

.

К ТРЕТЬЕЙ ГРУППЕ относятся материалы по обучению чтению Чтение – процесс сложный с интеллектуальной точки зрения. Ведь здесь происходит обратный процесс: озвучить написанные буквы, собрать их вместе, а потом – наполнить смыслом, понять получившееся слово (а потом предложение, а потом – текст). Именно это оказывается очень сложным для детей. И очень сложно этому обучать.

К ЧЕТВЕРТОЙ ГРУППЕ относятся материалы по введению в грамматику.

Материалы по расширению словарного запаса

Очень важно, чтобы материалы, представленные в этой группе, достаточно ясно передавали содержание соответствующего понятия: фигурки животных соответствовали по цвету и деталям реальности; картинки были достаточно натуральными и т. п.

Второе важное условие – все материалы должны быть четко систематизированы, сгруппированы так, чтобы можно было вводить обобщающие понятия разного уровня. Для этого используются коробочки, пакеты, корзинки. Несколько коробочек, которые в свою очередь тоже можно объединить более общим понятием, могут стоять на одном подносе или на одной полке и т. д. В итоге вся систематизация завершается введением цветового кода: животные (красный цвет, растения (зеленый цвет, человек (желтый цвет, неживая природа (синий цвет). Это те большие группы понятий, в которые укладывается все остальное.

Исходя из общей идеи космического воспитания, работа по расширению словарного запаса может начинаться с такого первого урока: на Земле живут растения, животные и человек. Так мы вводим ребенка в эти основные группы понятий. Далее идет постепенное расширение знакомства с каждой группой. Строиться эта работа (а, соответственно, и материал) может по достаточно общему плану: классификация, функционирование, потребности, строение. Так, когда мы говорим о животных, у нас должны быть такие наборы материалов:

• дикие – домашние;

• наземные, подземные, водные и т. п. ;

• животные степей, лесов, тундры и др. ;

• животные Австралии, Африки и др.

; • типы и классы животных;

• группы животных;

• кто как двигается;

• кто как кричит;

• потребности (кто что ест, кто где живет);

• размножение и развитие, название детенышей;

• части тела.

Аналогичным образом выстраиваются материалы по растениям:

• культурные – дикорастущие;

• овощи – фрукты – ягоды;

• деревья – кустарники – травы;

• типы и классы;

• растения разных природных зон;

• растения разных материков;

• растения луга, леса, болота…

• размножение и развитие растений, семена, плоды;

• строение.

Сложнее всего устроена подгруппа материалов по человеку:

• классификация – расы, нации;

• потребности (еда, жилье, одежда, транспорт, мебель, посуда, искусство, спорт, связь, религия);

• действия;

• профессии, орудия, инструменты, материалы;

• семья, члены семьи;

• развитие;

• строение тела.

Материалы по неживой природе тоже можно условно разделить на подгруппы:

воздух, вода, земля и огонь (энергия,

а также рассматривать космос, солнечную систему, звезды и т. п. Здесь можно разместить карты, глобусы, макеты рельефа, небольшую лабораторию И здесь очень трудно провести грань между материалами по расширению словарного запаса и материалами по космическому воспитанию.

Материалы по обучению письму

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ РАМКИ И ВКЛАДЫШИ ДЛЯ ШТРИХОВКИ. Этот материал используется детьми на протяжении всего их нахождения в дошкольной группе. Его задачи – подготовка руки к письму, обучение ребенка умению пользоваться карандашом, развитие сенсомоторной координации. Ребенок учится проводить линии задуманной формы, держаться при этом в заданных границах. Это все понадобится ему, когда он будет писать буквы.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ КОРОБОЧКИ. Материал, направленный на развитие у ребенка фонематического слуха. Ребенок учится слышать отдельные звуки в словах, определять их последовательность – с этого начинается процесс письма, его интеллектуальная составляющая.

ШЕРОХОВАТЫЕ БУКВЫ. После того, как ребенок научился разделять звучащее слово на отдельные звуки, ему нужно научиться обозначать каждый звук графическим символом. Для этого служат шероховатые буквы. Ребенок может не только видеть, но и ощупывать их. Ощупывание помогает ребенку рассмотреть такой сложный по форме графический объект, каким является буква. С этим материалом начинают работать достаточно маленькие дети. У многих из них зрительное восприятие развито недостаточно хорошо для того, чтобы глаз без помощи пальчиков отследил форму буквы. Когда ребенок обводит букву, глаз повторяет движения пальчиков. Это одна из причин того, почему первые буквы, с которыми знакомится ребенок в Монтессори -–группе – письменные. Их легче обводить! Ребенок сначала знакомится только с одним способом обозначения звука – письменной строчной буквой. При этом ему не даются сведения о различии между звуком и буквой, не даются правильные названия букв – все это будет потом, в школе. Заглавные буквы и печатные вводятся позже, когда ребенок хорошо усвоит один способ обозначения звуков.

ПОДВИЖНЫЙ АЛФАВИТ. Если ребенок уже умеет выделять последовательно звуки в слове, знает какое-то количество букв (обычно 7-8 часто употребляемых, то он уже готов к составлению слов из подвижного алфавита. В дошкольной группе желательно иметь несколько подвижных алфавитов. 1. Большой подвижный алфавит. Буквы этого алфавита письменные, вырезанные из пластика. По форме и размеру повторяют шероховатые буквы. Гласные – красные, согласные – синие. Он очень громоздкий, т. к. все буквы не помещаются в одном ящике. Он используется для первых упражнений в составлении слов.

2. Малый подвижный алфавит. Буквы этого алфавита также письменные, вырезанные из пластика. Но они меньше, все одного цвета. Кроме того, буквы этого алфавита имеют соединительные элементы, поэтому ребенок может переписывать составленные из этого алфавита слова. Именно в процессе работы с этим алфавитом ребенок обычно выучивает все остальные буквы и запоминает их. Только после этого можно переходить к упражнениям в чтении.

3. Для составления предложений используется печатный алфавит. К этому моменту ребенок готов к тому, чтобы познакомиться с разными вариантами написания букв. В этом алфавите буквы написаны на пластиковых карточках, причем, на одной стороне карточки строчная буква, а на другой – заглавная. В комплект входят также карточки для знаков препинания.

Таким образом, в зоне русского языка дети:

- расширяют словарный запас,

- развивают фонематический слух,

- подготавливают руку к письму,

- знакомятся с печатными и письменными буквами,

- составляют слова с помощью подвижного алфавита,

- читают отдельные слова, предложения и тексты.

Примеры упражнений:

Слова в трех коробочках

В деревянной коробке 3 коробочки: красная, зеленая и желтая. В красной коробочке деревянные фигурки животных, в зеленой – деревянные растения, в желтой – предметы, относящиеся к жизни человека. На начальном этапе дети изучают названия этих фигурок, на втором взрослый просит ребенка показать тот или иной предмет, а потом и самому назвать его. На третьем этапе ребенок учится раскладывать предметы обратно по коробкам.

Карточки с картинками

Изготавливается несколько наборов карточек. В зеленой серии – ягоды, цветы, кустарники и деревья. В красной серии – звери, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные. В третьей – посуда, одежда, мебель, транспорт, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь и т. п.

К каждому набору карт имеется одна обобщающая контрольная карта, где нарисованы все предметы, входящие в группу. Сначала дети знакомятся с названиями изображенных предметов, учатся раскладывать карточки на три группы: животные, растения и предметы. И проверяют себя по обобщающей карте. Затем в каждой группе делят карточки ещё на подгруппы: звери – птицы, мебель – транспорт, кусты – деревья и т. д. Учатся называть эти предметы обобщающими словами. С этими карточками можно играть в «Третий лишний», «Что пропало», «Что добавилось», «Что поменялось местами".

Серии сюжетных картинок

Ребенок раскладывает в определенном порядке четыре карточки, объединенные единым сюжетом, и составляет по ним рассказ.

Сенсорные упражнения, помогающие развитию языка

— Прикрепление прищепок к ведру, стаканчику, вырезанным из картона силуэтам ежика, солнца, льва.

— Соединение скрепками двух и более листов, составление из них длинной цепочки, прикрепление скрепок по краям картона.

— Выжимание воды из губки в пустую миску.

— Перекладывание бусин из одной миски в другую при помощи пинцета.

— Вышивание шнурком на картоне с дырочками.

— Завязывание и развязывание бантиков.

— Наматывание ниток на катушку и их раскручивание.

— Подбор к баночкам крышек по размеру, закручивание крышек на банки.

— Выкалывание иголкой точек по обозначенному контуру на листе бумаги, положенном на что-то мягкое.

— Запуск (закручивание) волчков.

— Выдувание мыльных пузырей.

— Работа с соленым тестом.

Но помимо разнообразных пособий и учебных материалов, вся атмосфера вокруг ребёнка должна быть заполнена пониманием и любовью. Это поможет малышу развиваться свободно и гармонично. А если сами взрослые разговаривают грамотно и обладают большим словарным запасом, то и ребёнок совсем скоро разовьёт эти качества, буквально «впитав» их из окружающей среды.

Немаловажно, что эффективность методики Монтессори была неоднократно доказана педагогами разных стран. Успех системы Монтессори построен прежде всего на том, что ребенок погружается в среду, где он свободен и может самостоятельно познавать. Образовательная деятельность проходит непринужденно, по желанию, естественным путем – в результате малыш развивается легко и гармонично.

Возможно, вы захотите включить эту уникальную систему в воспитание своего ребенка. В таком случае вам будут полезны интересные игры на развитие речи по методике Монтессори.

Развивайте ребенка легко и с удовольствием!

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Угадай звук» для развития слуховой памяти по методике Марии Монтессори. Шумовые коробочкиДидактическая игра «Угадай звук» для развития слуховой памяти по методике Марии Монтессори. Шумовые коробочки Дидактическая игра «Угадай звук» для развития слуховой памяти по методике Марии Монтессори. Разработала воспитатель Селезнева Е. А. Цель.

Использование пальчикового театра для развития детей с УОИспользование пальчикового театра для развития детей с УО Ещё немного о персонажах пальчикового театра О пальчиковом театре написано очень много. Я хочу добавить, что кукол можно использовать.

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Использование соли для развития мелкой моторики у детейИспользование соли для развития мелкой моторики у детей В работе с детьми мы находим новые элементы технологий развивающего характера. В данном случае использование соли для развития мелкой моторики.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители! Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так: Послушай - ты узнаешь! Посмотри - ты поймешь.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возрастаСпециальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.

Консультация для педагогов ДОУ «Теоретические представления о педагогической системе Марии Монтессори»Консультация для педагогов ДОУ «Теоретические представления о педагогической системе Марии Монтессори» Современная образовательная система претерпевает изменения и отходит от традиционной догматической модели обучения. Приоритетными становятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование методики Марии Монтессори для развития речи детей
Опубликовано: 24 декабря 2022 в 02:28
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование методики Марии Монтессори для развития речи детей» (включая файлы) размещена пользователем татьяна китова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД