Получи документы

Использование метода проектов в развитии читательской активности детей с интеллектуальными нарушениями

Екатерина Жданова
Использование метода проектов в развитии читательской активности детей с интеллектуальными нарушениями

Использование метода проектов в развитии читательской активности детей с интеллектуальными нарушениями

Главной задачей организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы (далее АООП) образования детей с интеллектуальными нарушениями, является формирование у данной категории детей жизненных компетенций. Жизненные компетенции обеспечивают разностороннее развитие личности обучающегося, который воспитывается в системе ценностей современного общества. Компетентностный подход к обучению и воспитанию ребёнка с умственной отсталостью является связующим звеном полученных знаний в рамках школьного обучения и реальной жизнью, так как без этого невозможна социальная адаптация в обществе выпускников с интеллектуальными нарушениями. Важным и значимым в процессе формирования жизненных компетенций является овладение данной категории детей навыками чтения.

Публикация «Использование метода проектов в развитии читательской активности детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах

Чтение представляет собой учебный предмет, который призван ввести детей в мир художественной литературы, сформировать образные представления о человеке и окружающем его мире, отношения к изображённым жизненным явлениям, пробудить интерес к книгам и чтению, заложить основы читательской культуры личности, приобщить детей к общечеловеческим и национальным духовным ценностям. Как отмечается в исследованиях

А. К. Аксеновой, М. И. Шишковой, С. Ю. Ильиной, И. Н. Арзамасцевой и другими учёными, читательские интересы у обучающихся с интеллектуальными нарушениями чаще всего снижены.

Современная педагогика разрабатывает новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске детей в процессе обучения. Пробудить у обучающихся с интеллектуальными нарушениями интерес к чтению, помочь им правильно осмыслить и понять текст, осознать идейный смысл произведения и соотнести информацию, содержащуюся в тексте, с реальной жизнью возможно через использование метода проектов.

Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности.

В ходе проектной деятельности от обучающихся требуются высокая степень самостоятельности, сформированность навыков поисковой деятельности, умение работать в команде, которыми дети с умственной отсталостью овладеть в полной мере не могут. В связи с чем доминирующая роль ложиться на организатора проекта (как правило, это учитель) и других участников проекта, которыми могут стать как учителя – предметники, работники библиотеки, воспитатели, так и родители обучающихся.

С целью определения необходимости включения такого метода в процесс обучения, мы провели опытно-экспериментальное исследование, направленное на изучение уровня сформированности литературоведческих знаний у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Нами были подобраны диагностические методики, которые помогли определить уровень сформированности навыков чтения у обучающихся. По результатам их применения мы можем сказать, что данные навыки респондентов сформированы недостаточно, в связи с отсутствием интереса к чтению у детей, низкими познавательными возможностями, бедным и ограниченным словарным запасом.

С целью изучения круга вопросов, связанных с использованием метода проектов педагогами-практиками на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности, нами было проведено анкетирование. Результаты анкетирования показали, что педагоги используют эпизодически только элементы проектного метода. Но даже такой вид работы положительно влияет на успеваемость класса.

По нашему мнению, важным звеном в работе над проектом является участие работников библиотеки, с которыми мы также провели анкетирование и выявили, что обучающиеся довольно редко её посещают, не умеют пользоваться каталогом, литературу для самостоятельного чтения не выбирают.

Чтобы определить необходимость применения новых методов в обучении детей с интеллектуальными нарушениями, нами разработана анкета для родителей. Содержание вопросов анкеты было направлено на уточнение их отношения к уровню чтения своих детей. Многие родители отметили низкую читательскую активность, нежелание выполнять домашнее задание, или читать самостоятельно, и, согласны с тем, что необходимо применять новые технологии для развития интереса к чтению.

Последним этапом эксперимента стало заключительное тестирование обучающихся на предмет интереса к чтению. Большинство испытуемых ответили, что чтение как учебный предмет им малоинтересен, так же как и самостоятельное чтение любой литературы.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в «чистом виде» использовать данный метод не является возможным в связи со спецификой образования детей выбранной нами категории. Очевидно, что применение метода проектов в обучении детей с интеллектуальными нарушениями требует трансформации.

Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы, нами разработана «Копилка проектов», которая включала в себя краткосрочные мини-проекты на различные литературоведческие темы.

Проиллюстрируем работу одного из реализованных нами практико-ориентированных проектов, который был проведен на базе ОКОУ «Новопоселеновская школа-интернат», (Курская область) в 9 «А» классе. Предложенный нами проект мы отнесли к краткосрочным с участием классного руководителя, отвечающего за организационный процесс, учителя чтения, который проводил подготовительную работу с детьми и работника библиотеки, участвующего в подборе литературы. Нами был составлен план работы в соответствии с календарно-тематическим планированием уроков, планированием внеурочной работы. Рассмотрим подробно каждый этап работы над проектом.

Проект : «История одной книги»

Цель проекта : формировать устойчивый интерес обучающихся к художественной литературе через организацию совместной творческо-познавательной и воспитательной деятельности педагогов, детей и родителей.

Задачи проекта :

1. Познакомить с книгами и историей их создания.

2. Расширить представления о процессе изготовления книг, и о профессиях людей, задействованных в книжном производстве.

3. Подобрать книги для проведения проектной работы.

4. Расширить возможности сотрудничества с библиотекой.

5. Воспитать у обучающихся интерес к чтению.

6. Воспитывать бережное отношение к книге.

Организационный этап проекта предполагал беседу с обучающимися об истории создания книг, о людях которые работают на книжном производстве и о необходимости чтения в повседневной жизни человека. Педагогом был организован подбор литературы, подходящей для определенного классного коллектива. На данном этапе оказывалась помощь сотрудниками библиотеки при подборе литературных источников. Нами получены следующие результаты организационного этапа практико-ориентированного проекта :

– в ходе беседы отмечались слабые литературоведческие знания обучающихся. Такой результат, по нашему мнению, получен по причине безинициативного отношения детей к изучению нового материала.

– у библиотекаря и педагога возникали сложности в подборе книг для работы над проектом, так как классный коллектив достаточно неоднороден по уровню сформированности техники чтения.

Поисково- исполнительный этап направлен на посильную частичную поисковую деятельность обучающихся, в которую входит изучение биографии автора, истории написания произведения, чтение выбранной книги. Дети самостоятельно или под руководством педагога занимались поиском необходимой информации в литературных источниках или сети интернет, анализировали и систематизировали её. Мы выделили некоторые результаты, полученные в период работы по второму этапу проекта.

– нами отмечена начальная пассивность детей в работе, которая доказывает новизну применения такого рода деятельности. В ходе дальнейшей работы, обучающиеся более активно включались в выполнение этапов проекта.

– у некоторых детей возникало нежелание читать подобранную литературу. Экспериментатором оказывалась помощь при поиске информации об авторе и фактах создания книги, так как дети не могли самостоятельно подобрать и систематизировать материал.

В целом можно отметить успешную реализацию основного этапа проекта и достаточный уровень выполнения обучающимися заданий.

Такой результат еще раз доказывает необходимость применения частичной поисковой деятельности для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которая по нашему мнению поспособствует развитию познавательных интересов детей.

Заключительный этап предполагал вступления обучающихся перед классом (рассказ о выбранной книге, ее истории создания, авторе). На этом этапе дети готовили сопровождение своего рассказа. В некоторых случаях это может быть как сама книга, так и иллюстрации подобранные самостоятельно ребёнком. Основная сложность, возникшая при реализации заключительного этапа – это неумение обучающихся самостоятельно подготовить и представлять выступление публике. На данном этапе нами также оказывалась помощь каждому ребенку в зависимости от начальных его возможностей.

По итогу можно сказать, что для успешной реализации проектной деятельности, важно подключать специалистов разных областей. На рисунке представлена схема участников проектной деятельности.

Схема участников проектной деятельности

Описанный проект имеет четко сформулированную цель и решает собственные педагогические, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи. В зависимости от контингента обучающихся существует возможность адаптировать любой из этапов практико-ориентированного проекта. Педагог может как увеличить долю самостоятельной деятельности обучающихся, так и уменьшить её.

Сделав обобщенные выводы по результатам применения метода проектов в обучении детей с интеллектуальными нарушениями, мы можем сказать, что основной особенностью данного метода в работе с детьми, изучаемой нами категории на уроках литературного чтения является его частичная включенность в процесс обучения. Такой метод позволяет прививать читательский интерес у детей, но в то же время доставляет такие сложности для педагога, как активизация самостоятельной деятельности, ее организация и контроль обучающихся.

Практическая деятельность выводит ребёнка за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин. Включение метода проектов в образование детей с интеллектуальными нарушениями имеет междисциплинарный характер. Многие учебные предметы связаны с читательской активностью обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Например, урок истории подразумевает изучение автобиографических текстов об известных исторических деятелях, на уроках географии, биологии дети изучают тематические тексты. Нами подчеркивается важность привлечения к работе над реализацией метода проектов не только педагога составившего проект, но и других учителей-предметников, а также педагогов дополнительного образования для расширения видов выполняемой деятельности. В период подготовки обучающихся к работе над проектом, большую роль играет работник библиотеки, который оказывает помощь при подборе необходимой литературы.

В ходе включения такого рода проектов в образовательную деятельность обучающихся с интеллектуальными нарушениями нами определены предположения о результатах, которые могут быть получены в период их реализации.

Предметные результаты (совершенствование и углубление знаний по литературному чтению, развитие умения внятно и содержательно рассказать о прочитанном произведении и его авторе, повышение уровня заинтересованности к литературному чтению как к учебному предмету, расширение активного словаря обучающихся и применения новых слов в речевой деятельности, формирование навыка правильного чтения, развитие умения самостоятельно приобретать знания из различных источников).

Личностные результаты (понимание значимости литературного чтения в повседневной жизни, способность работать самостоятельно и в группах, развитие творческих способностей детей, привитие ответственности, дисциплинированности и отзывчивости).

Включение обучающихся в проектную деятельность (метод проектов) относят к проектированию гуманитарного типа, которое предполагает: определение целей, разработку средств их реализации; учет социальных и культурных условий, то есть учет позиций других участников проекта. Активное включение ребёнка в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Список используемых источников информации

1. Кучкуда Е. Б. Проект – одна из форм организации внеклассной работы по чтению // Начальная школа. – 2013. – № 1. – С. 38-43

2. Охрименко М. П. Учебный проект по литературе // Литература в школе. – 2013. – № 1. – С. 41-42

Публикации по теме:

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Использование метода проектов в ДОУ Видео В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания в системе образования на сегодня является - метод проектов. Метод проектов.

Игры для детей с нарушениями в развитии Игры- наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Игра.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Использование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детейИспользование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детей Предлагаю однодневный проект по воспитанию чувства добра у детей дошкольного возраста. Мероприятие проводилось с детьми подготовительной.

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии Некоторые дети в силу определенных обстоятельств развиваются иначе или же не так быстро, как остальные. Чтобы помочь таким детям и семьям,.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода проектов в развитии читательской активности детей с интеллектуальными нарушениями
Опубликовано: 8 июля 2020 в 11:56
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода проектов в развитии читательской активности детей с интеллектуальными нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Жданова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД