Получи документы

Использование метода моделирования в педагогическом процессе при формировании временных представлений у дошкольников

григорьева
Использование метода моделирования в педагогическом процессе при формировании временных представлений у дошкольников

В деятельности человека моделирование справедливо получило статус

универсального метода, так как оно применяется фактически во всех сферах

познания и преобразования социальных и природных объектов и процессов. Совсем

не исключение педагогическая наука, и практика, где моделирование

зарекомендовало себя в качестве решения сложных проблем воспитания, обучения и

развития детей.

Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов, систем пут м

Публикация «Использование метода моделирования в педагогическом процессе при формировании временных представлений у дошкольников» размещена в разделах

построения и изучения их моделей, оно рассматривается, как совместная

деятельность педагога и реб нка по построению моделей.

Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми с общим

недоразвитием речи знания о структуре и особенностях объектов природы, связях и

отношениях, существующих между ними.

Принцип моделирования заключается в основе замещения реальных объектов

предметами, схематическими изображениями, знаками.

В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны,

так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой

деятельности или отдельному действию.

Модель дает возможность сделать образ наиболее существенных сторон объекта

и отвлечься от несущественных в данном случае образов.

Моделирование как активная самостоятельная деятельность употребляется

логопедом вместе с демонстрацией моделей. По мере понимания детьми метода

замещения признаков, связей меж настоящими объектами, их моделями становится

вероятным завлекать детей с общим недоразвитием речи к коллективной

деятельности с педагогом, а потом и к самостоятельному моделированию.

Благодаря своим свойствам метод моделирования, раскрывает перед логопедом

ряд дополнительных возможностей при организации работы по формированию

временных представлений для детей с общим недоразвитием речи. Как указывал

А. В. Запорожец «При овладении способами использования моделей перед

дошкольниками с общим недоразвитием речи раскрывается область особенных

отношений — отношений моделей и оригинала, следовательно, это формируется в

два взаимосвязанных аспекта».

Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи доказана работами психологов: А. В. Запорожца, Л. А.

Венгера, Д. Б. Эльконина «Оно определяется тем, что в базе

моделирования лежит принцип замещения: настоящий предмет, быть может,

замещен в работе детей иным предметом, знаком, изображением. Ребенок с общим недоразвитием речи рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности связанных меж собой плана отражения — план настоящих объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты».

Научные исследования и практика обосновывают, что в частности наглядные

модели представляют собой ту форму выделения и обозначения отношении, которая понятна дошкольникам. Ученые в свою очередь устанавливают, что использование наглядных моделей заместителей развивает умственные способности дошкольников.

Знакомство с моделированием берет начало с обычного замещения предметов, ведущего к использованию знаков и символов. Именно наглядные модели более

применимы для образовательной работы с детьми дошкольного возраста, поскольку детям намного проще выявить отношения между предметами, представить предмет,

видя их зрительно, а в последующем участвовать в их создании.

В начале работы в качестве знаков - заместителей применяются геометрические

фигуры, которые своей формой и цветом напоминают замещаемый предмет, а

моделями связного высказывания может быть представлена полоса из разноцветных

кругов.

В образовательной деятельности с детьми, начиная со среднего дошкольного

возраста, детьми свободно используются модели, коллажи и схемы – модели. Такая

работа с детьми младшего дошкольного возраста практически не проводится.

Действует основа наглядности, которая предусматривает демонстрацию

реалистических ярких образов изображения предметов.

Ознакомление с моделями и обучение детей с помощью моделей, можно начинать

уже со среднего дошкольного возраста. Когда дети уже хорошо различают на

картинках знакомые предметы, находят по просьбе взрослого, называют их, можно

переходить и к знакомству с моделями. Тем более что развитие и обучение ребенка не стоит на месте, а продвигается вперед.

Моделирование достаточно распространено в различных областях научного

знания, в том числе в специальной педагогике, которая разрабатывает теоретические

и практические, аспекты образования и воспитания лиц с общим недоразвитием речи.

В специальной педагогике наглядное моделирование представляет собой

целенаправленный процесс исправления физических и психических (речевых)

пробелов развития у детей методом построения и исследования моделей, тех или

иных явлений, предметов либо систем объектов.

В ходе моделирования окружающих объектов совершенствуется приблизительная

деятельность, формирующая перцептивные и практические деяния.

Задействуя прием наглядного моделирования, дети знакомятся с графическим

методом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей

(частей модели) имеют возможность выступать знаки различного характера:

- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты,

контуры, пиктограммы;

- геометрические фигуры;

- коллаж.

В настоящее время используются следующие виды моделирования :

- сериационный;

- двигательный;

- временно-пространственный.

Работа по ознакомлению с временными представлениями, начинается с

сериационного вида моделирования. Дети обучаются составлять модели, по которым

выкладывают из картинок с изображением сказочных героев эпизоды. После этого

этапа работы в качестве символов-заместителей используются геометрические

фигуры, собственной формой и цветом они напоминают замещаемый предмет. А именно, зеленый треугольник – елочка, коричневый кружочек – медведь.

В первую очередь имеет большое значение, чтобы дети «схватили», тот

наружный признак, который выделяется как главный (размер, цвет, и он становится

основанием для построения логики произведения).

В след за наглядным признаком детям предлагается уже более сложный признак,

он связан с образом персонажа. Каждый характер персонажа обозначен своим

цветом: если злой – черным, синим цветом, если добрый, то замещается светлыми

цветами: голубым, белым.

Двигательный вид моделирования, является более сложным предыдущего вида. В данном моделирование, добавляется либо убирается герой сказки и угадываются

происходящие события: «волк» пошел на охоту – в связи с этим «кружок» убрали;

возле домика «квадратика» поставили «треугольник» – означает, пришла лиса. И,наоборот, волк вернулся домой – к «квадратику» подставили «кружок».

Внедрение данного вида моделирования, обеспечивает запоминание

последовательности происходящих действий и умение передавать четкий ход.

Последующий вид моделирования : временно-пространственный, посредством

которого временные действия могут быть наглядно представлены в виде модели :

цветных кругов со стрелками, гранями кубика.

По модели временно-пространственной, дети овладевают рассказыванию

ситуаций без содействия взрослого, учатся выбирать поочередно нужные эпизоды.

Детям, для того чтобы фиксировать последовательность ситуации, запоминать и логично пересказывать ее помогают стрелочки, идущие от рисунка к рисунку.

Для образовательной деятельности метод моделирования открывает возможность

математизации педагогических действий. Математизация педагогики несет в себе

многочисленный гносеологический запас.

Подобным образом, метод моделирования способствует гибко сочетать логику с

эмоциональной и художественной окраской, создавать порядок в

последовательности и достаточно передавать содержание работы.

Научные исследования и практика подтверждают, что наглядные модели

являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям

дошкольного возраста, работы Р. Чудново, Е. Щербаковой, О. Фунтиковой, доказывают широкие возможности использования наглядных моделей в

коррекционном обучении.

С использованием моделирования сформировывается предметная деятельность,

дополняется чувственный опыт, в котором ребенок манипулирует временными

явлениями. При всем этом активируется наглядно-схематическое мышление,

которое может служить переходной ступенью к зачаткам логического мышления.

Восприятия о времени у детей производится двумя способами: через

повседневную жизнь и на занятиях. Оба способа могут сочетаться друг с другом. В

усвоении временных представлений детьми в повседневной жизни, следует

опираться на режимные моменты. Чередование видов деятельности в течение дня

служит ребенку надежной опорой в различении частей суток.

За исключением собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров

употребляются примеры из жизни и остальных людей, а также природные явления,

наблюдения, которые содействуют распознаванию частей суток, сезонов.

Моделирование в особенности более эффективно подходит для дошкольников с

общим недоразвитием речи, в связи с тем, что память у них носит непроизвольный

характер, развито наглядно-действенное мышление, а мыслительные задачи

решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал

усваивается лучше вербального. Наглядное моделирование, помогает ребенку

зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст)

научиться работать с ними. Поскольку мыслительные задачи у детей решаются с

преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше

вербального - это особенно важно для дошкольников.

Использование наглядного моделирования уточняет знания детей, развивает

активность и самостоятельность в усвоении и передачи ими информации; вызывает

интерес и способствует большей концентрации на занятии; ускоряет процесс

запоминания и усвоения материала. Применяя графическую аналогию, ребенок

учится видеть главное, систематизировать полученные знания.

В процессе организации формирования временных представлений логопеды

сталкиваются с трудностями, как со специфическими особенностями времени, так и

с индивидуальными особенностями детей:

1. Время текуче и не может быть воспринято сразу;

2. Время – необратимо; момент, который прошел, нельзя вернуть. Настоящее,

прошедшее, и будущее не могут поменяться местами;

3. Время недоступно - его «не видно», «не слышно»; оно не имеет наглядных

форм;

4. Со временем нельзя совершать какие-либо действия. Любые действия

протекают во времени, но не со временем. Время можно только прожить;

5. Словесные обозначения времени условны, нестабильны, относительны и носят

переходный характер (утро становится днем, а день - вечером).

С целью эффективного формирования восприятия временных эталонов и умения

ориентироваться во времени следует использовать различные методы :

-Наглядный метод ( показ: иллюстраций, презентаций, мультфильмов, макетов

часов);

-Словесный метод (чтение сказок, отгадывание загадок);

-Практический метод (игры, упражнения, опыты).

Во время работы особое внимание следует уделить практическим методам и

наглядным, в частности методу моделирования. Временные модели, отражающие

динамическую смену временных циклов, помогают дошкольникам не только

закрепить временные эталоны, но и иллюстрировать свойства времени

(одномерность, необратимость, текучесть, сменяемость). Кроме того, модели

представляют собой оптимальный вариант материализации временных явлений,

которые позволяют свободно манипулировать моделями и понимать принципы,

свойства, закономерности временных явлений.

Работу по формированию временных представлений следует включать не только

в занятия, но и в жизненный контекст ребенка на протяжении всего дня.

Метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного

развития дошкольника, и прежде всего, наглядно - образному характеру его

мышления. Все формы использования моделирования, а именно: предметное и

предметно-схематическое моделирование дают положительные результаты в

практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.

Моделирование является одним из наиболее перспективных средств реализации

умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника отличается предметной

образностью и наглядной конкретностью.

При знакомстве детей с основными признаками времен года основной источник

наблюдения, окружающая жизнь. Необходимо использовать наиболее яркие,

запоминающие явления природы из жизни детей. Затем предлагаем систему игровых

ситуаций, максимально приближенных к личному опыту каждого ребенка, учимся

распознавать контрастные отрезки временных представлений.

В целях активизации внимания детей с общим недоразвитием речи, поддержания

познавательного интереса отлично зарекомендовала себя модель «Времена года»

изготовленная в виде панно с набором сменяемых изображений, характеризующих

сезонные изменения в живой и неживой природе, в жизни человека.

На первых этапах обучения модель используем как календарь погоды, отмечая

явления текущего дня. В последующем - выделяем наиболее существенные,

характерные признаки текущего времени года.

Таким образом, моделирование существенно упрощает осознание осмысления у

детей сложнейших временных представлений, взаимосвязанность и очередность,

содействуют поддержанию познавательного интереса. Используя наглядные модели,

дети каждый день наблюдают динамику в основных средствах времени :

цикличность, текучесть, необратимость, закономерность. Модели позволяют

закреплять приобретенные знания в самостоятельной работе детей. А это и есть

показатель усвоения и понимания предложенного материала. Знания временных

представлений становятся основой для перехода к осмыслению последовательности

и периодичности явлений в жизни.

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Дидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольниковДидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольников В старшей группе нашего детсада объявлен конкурс пособий в рамках проекта "Как узнать о времени всё!". Мы с ребятами решили принять участие,.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток»Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя» Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей,.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Библиотека изображений:

Публикация Использование метода моделирования в педагогическом процессе при формировании временных представлений у дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем григорьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование метода моделирования в педагогическом процессе при формировании временных представлений у дошкольников
Опубликовано: 18 декабря 2020 в 15:38
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД