Получи документы

Использование логоритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях как одно из средств коррекции речи дошкольников (2 фото)

Наталья Крысова
Использование логоритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях как одно из средств коррекции речи дошкольников

В последние годы особенно интенсивно развиваются пути приложения нейропсихологических знаний к решению проблем массовой школы. Среди них важное место занимает проблема готовности к школьному обучению. Как показывает практика, недостаточная нейропсихологическая готовность ребенка к школе выступает в качестве одного из значимых факторов дезадаптации учащихся.

Вместе с тем по разным данным в настоящее время нужного уровня готовности к школьному обучению достигают не все дети старшего дошкольного возраста, что делает задачу подготовки детей к школе одной из актуальных.

Публикация «Использование логоритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях как одно из средств коррекции речи дошкольников» размещена в разделах

Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением, т. к. у таких детей нарушена дисфункция межанализаторных связей, проявляющаяся в слабости слухо-зрительно-двигательных координаций.

Целенаправленное формирование слухо-зрительно-двигательной координации у дошкольников, с нарушением речевого развития, возможно средствами логоритмических игр и упражнений.

В этой связи возникла идея провести комплексную работу в этом направлении. В основе деятельности по развитию слухо-зрительно-двигательной координации положены принципы:

- систематичности (систематизированное изложение материала);

- доступности;

- определенной последовательности формирования и предъявления материала;

- постепенное усложнение упражнений;

- наглядности;

- дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его моторного развития и возрастных особенностей.

Ведущей идеей опыта было создание оптимальных условий для развития слухо-зрительно-двигательной координации в музыкальной деятельности.

Логоритмические упражнения и игры опираются на связь слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Цель использования данных игр и упражнений – это преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – успешная адаптация в школе.

Формируя и развивая у детей двигательные способности, мы воздействуем на сенсомоторный уровень, создаем базу, основу для воспитания речи, устранения речевых нарушений.

Следовательно, логоримическое воздействие на детей с речевыми нарушениями должно проходить в рамках как коррекционного, так и формирующего обучения, которое не исправляет, а ускоряет формирование отставших от возрастной нормы некоторых функций или их систем с помощью специальных методов: подвижных игр, динамических упражнений, игр-ритмизаций и т. д.

В представленном опыте работы изложена методика реализации цели и раскрыты следующие пути развития слухо-зрительно-двигательной координации:

1. Игры – ритмизации.

Подбираются стихотворения, потешки, попевки, с учетом коррекционной направленности. Затем на них накладываются движения, которые соотносятся с ритмом речи.

Педагог читает весь текст, показывает детям, какие движения следует выполнять под конкретные слова текста. Затем эти движения повторяются вместе с детьми.

2. Динамические упражнения.

Включают в себя: различные виды ходьбы, перестроений, бега в разных направлениях под музыку. Кроме отработки основных видов движений дети учатся ориентироваться в пространстве, согласовывать действия в коллективе.

Педагог читает текст, дети выполняют заданные движения. В старших группах дети одновременно с движениями сами могут произносить текст.

3. Массаж лица, тела, ног.

Имеют оздоровительную направленность. Педагог читает стихотворный текст и выполняет определенные движения (растирание, поколачивание, поглаживание, постукивание биологически активных зон). Дети повторяют по показу.

4. Пальчиковые игры или массаж пальцев.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца на сердце. А в целом пальчиковые игры готовят руку ребенка к письму.

Движения в играх с пальцами можно выполнять: ведущей рукой, противоположной рукой, обеими вместе.

5. Уражнения на развитие певческого дыхания и голоса.

Используемые в опыте работы упражнения основаны на методе Б. Толкачева (озвученный выдох, звуковом дыхании М. Лазарева, доступных приемах по методу В. Емельянова.

6. Гимнастика для глаз.

Включая в работу гимнастику для глаз, на начальном этапе следует подбирать упражнения без фиксации взгляда на пальце, палочке или других предметах, так как детям сложно выполнять манипуляции с предметами, прослеживать их движения взглядом, не поворачивая при этом голову. После усвоения детьми основных приемов выполнения упражнений, можно использовать не только предметы, но и электронные видео игры для глаз.

7. Подвижные игры.

Использование подвижных игр способствовало координации слова и музыкально-ритмических движений, умению различать части музыки, силу звука, темп, что немаловажно в развитии речи дошкольника.

Данная работа осуществлялась в следующих видах деятельности:

на музыкальных занятиях с элементами логоритмики;

на праздниках и развлечениях;

в индивидуальной работе.

К опыту прилагается большой практический материал: диагностический материал; перспективный план музыкальных занятий с использованием логоритмических игр и упражнений на среднюю, старшую группы; конспекты занятий; примерные мероприятия (игры-ритмизации, упражнения на дыхание, гимнастика для глаз, динамические упражнения, массажи, пальчиковая гимнастика, подвижные игры) на основе лексических тем ДОУ.

Предпринятая попытка, использовать логоритмические игры и упражнения,как средство для коррекции речи позволила :

Развить слуховое внимание.

Развить музыкальный, звуковой, тембровый, динамический слух.

Развить фонематический слух.

Развить пространственную организацию движений.

Развить общую и тонкую моторику.

Воспитать переключаемость с одного поля деятельности на другое.

Развить физиологическое и фонационное дыхание.

Развить певческий диапазон голоса.

Развить речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков.

Воспитать связь между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.

Сформировать и закрепить навык правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Успешность данной работы заключилась в тесном сотрудничестве всех специалистов ДОУ (учителя-логопеда, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, воспитателя). Такая комплексная работа не только обеспечивает предупреждение речевых нарушений у детей, но и благоприятно влияет на весь организм ребенка, способствуя развитию его личности в целом и дальнейшему успешному обучению в школе.

Список используемой литературы :

1. Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ 5-7 лет. – М. :ТЦ Сфера, 2006.-144с.

2. Кузнецова Е. «Логопедическая ритмика» в играх и упражнениях для детей с тяжелым нарушением речи. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 128с.

3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2003.-192с.

4. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. – М. : ТЦ Сфера, 2004.-144с.

5. Исаева С. И. Физкультурные минутки в начальной школе. – М. : Айрис-пресс, 2004.-48с.

6. Касицына М. А., Бородина И. Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 216с.

Использование логоритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях как одно из средств коррекции речи дошкольников
Фото №1 В последние годы особенно интенсивно развиваются пути приложения нейропсихологических знаний к решению проблем массовой школы
Публикации по теме:

Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе Ещё И. М. Сеченов говорил о том, что «всякое ощущение по природе смешанное», что к нему «обязательно примешивается мышечное ощущение,.

Консультация «Использование современных компьютерных технологий на музыкальных занятиях» Уважаемые гости мы рады вас приветствовать на методическом объединении музыкальных руководителей. Тема методического объединения: использование.

Театрализованная деятельность как одно из средств развития творческой активности дошкольников Автор. Визитка. Воспитатель коррекционной группы Мишустина Ирина Васильевна, педагогический стаж – 27 лет. Кредо: лучшее средство воспитания.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятияхИспользование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

Использование физических упражнений и игр для коррекции зрительных отклонений Различные системы тренинга зрения, а также вспомогательные общеукрепляющие корригирующие упражнения занимают особое место. Еще в древние.

Использование фольклора на музыкальных занятиях Использование фольклора на музыкальных занятиях Как мы можем объяснить маленькому ребёнку, что такое Родина? Родина -это семья,город,.

Использование нетрадиционных методов коррекции высших психических функций на музыкальных занятиях в детском саду Сегодня здоровье детей (физическое, психическое, нравственное) – это самая актуальная проблема дошкольного образования в России. Статистика.

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. Продолжение Продолжение. http://www.maam.ru/users/gtsaeo Я часто применяю игровой показ песни, отхожу от традиционного варианта пения, когда дети вынуждены.

Логопедическая ритмика. Применение логоритмических средств в коррекции общего недоразвития речи Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной. Первое.

Применение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыкиПрименение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыки Исходя из требований современного дошкольного образования, педагог должен знать основы рабо­ты с персональным компьютером, мультимедийным.

Библиотека изображений:

Публикация Использование логоритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях как одно из средств коррекции речи дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Крысова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование логоритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях как одно из средств коррекции речи дошкольников
Опубликовано: 6 декабря 2015 в 20:16
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД