Папки-передвижки

Использование компьютерных технологий как инструмента развития познавательного интереса у старших дошкольников

Мария Владимировна Порфирьева
Использование компьютерных технологий как инструмента развития познавательного интереса у старших дошкольников

Современный период времени характеризуется развитием цифровизации образования, интенсивным внедрением в педагогическую практику компьютерных технологий (КТ). Этот мощный ресурс при его адекватном использовании чрезвычайно важен для поддержки развития детей дошкольного возраста. Однако данный вопрос продолжает оставаться не в полной мере исследованным. Подавляющее большинство научных работ и практических рекомендаций посвящены вопросам использования КТ в общеобразовательной школе. Между тем, период дошкольного детства является принципиально значимым для приобретения ребёнком социальных компетенций, представлений об окружающей действительности и становления потребности в его познании.

Публикация «Использование компьютерных технологий как инструмента развития познавательного интереса у старших дошкольников» размещена в разделах

Опираясь на личный опыт профессиональной деятельности, отразим основные подходы к использованию КТ как инструмента развития познавательного интереса старших дошкольников (возрастной нормы и патологией речи, посещающих инклюзивную группу.

Отметим, что познавательный интерес, будучи связанным с вниманием, памятью, любознательностью, наблюдательностью, в научных источниках трактуется в качестве синтеза сложных личностных процессов. Под его воздействием ребёнок стремится к познанию неизвестного, обогащению собственных знаний и их использованию в процессе разнообразных видов деятельности. Чтобы объект стал доступным для познания, он должен быть представлен ребёнку различными способами, во взаимосвязи с другими объектами и явлениями. Это может быть обеспечено за счёт применения КТ, представляющих собой разновидность информационных технологий и реализующихся с использованием компьютерной техники. Использование КТ в системе дошкольного образования позволяет содействовать развитию речи, математических представлений детей, ознакомлению их с окружающим миром, музыкальному воспитанию, способности к конструированию и др.

Наиболее широко в образовательном процессе используются мультимедийные презентации, развивающие компьютерные игры, а также демонстрируемые посредством интерактивной доски видеоматериалы, аудиозаписи. Приведём ряд примеров.

При обучении конструированию дошкольникам посредством мультимедийной презентации демонстрируют поделки, изготовленные их различных материалов. Ребёнок узнаёт, каким образом может быть выполнена постройка: при помощи кубиков и брусков, мягких модулей, бумаги, плодов растений, ткани и т. д. Это позволяет расширить представления воспитанников не только о традиционных, но и оригинальных способах создания изделий своими руками, заинтересовать данной деятельностью, предоставить возможность реализовать личный замысел в ходе конструирования. Если воспитанников знакомят с конкретным видом и способом конструирования, например, с оригами, им предоставляется видеоинструкция, позволяющая в замедленном темпе отобразить все этапы создания объекта. Это помогает ребёнку понять логику деятельности, освоить новую для него технику её осуществления.

КТ позволяют значительно оптимизировать работу в направлении развития речи дошкольников, ознакомления их с многообразием социальной и природной действительности. С этой целью используются развивающие компьютерные игры. Например, в связи с формированием основ грамоты, в частности, представлений о слоговой структуре слова, воспитанников просят «расселить» сказочных персонажей в домики, имеющие разное количество окон – в зависимости от количества слогов в лексических единицах (именах персонажей). Регулярное использование в образовательном процессе игр такого типа является особенно важным в практике работы с детьми с речевой патологией. Также в работе с детьми этой нозологической группы могут использоваться компьютерные упражнения игровой направленности на совершенствование произносительных навыков: отработку силы и высоты голоса, автоматизацию звуков, что обусловлено задачами коррекционной работы [3]. КТ, включающие игровые приёмы, обеспечивают создание у ребёнка мотивации к деятельности.

Расширить представления ребёнка об окружающем мире можно за счёт использования аудиозаписей, отражающих различные природные явления, прежде всего такие, которые не всегда можно наблюдать в повседневной жизненной практике. Например, камнепад, водопад, извержение вулкана и т. д. Полученные ребё нком впечатления и представления могут стать источником определения содержания игры и продуктивных видов деятельности: лепки, аппликации, рисования.

КТ обеспечивают возможность использования в образовательном процессе элементов музыкальной терапии, которая оказывает положительное влияние на здоровье ребёнка. Так, например, согласно рекомендациям современных исследователей, анализ прочитанной сказки или рассказа может предваряться прослушиванием фрагмента того или иного классического музыкального произведения. Эти же музыкальные произведения (их фрагменты) эффективны для использования при организации изобразительной деятельности, позволяя воздействовать на эмоции и чувства детей, развивать у них способность по личному усмотрению интерпретировать воспринятое [4].

Использование КТ в качестве инструмента развития познавательного интереса дошкольников требует консолидации усилий педагогов и родителей. В частности, задача специалистов – научить родителей рациональному и обоснованному использованию компьютера в жизненной практике ребёнка. Это особенно важно по отношению к семьям, воспитывающим детей с проблемами в здоровье, в том числе с патологией речи. Важно продемонстрировать родителям, какие программные продукты и каким образом могут использоваться в качестве средства коррекции, обеспечивающего преодоление имеющихся у детей вторичных отклонений, препятствующих полноценному развитию и накоплению позитивного социального опыта. Работа в этом направлении будет содействовать формированию реабилитационной культуры семей, воспитывающих детей с проблемами в здоровье [2].

По справедливому замечанию Н. А. Бем, при использовании КТ в условиях детского сада требуется непременно обеспечить соблюдение ряда установленных норм. В их числе психолого-педагогические, физиолого-гигиенические, эргономические. Они нашли отражение в действующих санитарно-эпидемиологических требованиях, определяющим устройство, содержание, а также условия организации режима работы в детских садах [1]. Так, в работе с шестилетними детьми продолжительность компьютерных игр в рамках развивающего занятия не может быть более 15 минут. Для детей, имеющих проблемы в здоровье, указанное время сокращается на 5 минут. Количество занятий в неделю может быть не более 3 и не более 1 в день.

Резюмируя, отметим, что адекватное использование в образовательном процессе детского сада КТ содействует развитию у детей познавательного интереса, воспитанию потребности взаимодействовать с окружающей природной и социальной действительностью.

Список литературы

1. Бем, Н. А. Использование компьютерных технологий в работе сотрудников дошкольных образовательных учреждений / Н. А. Бем. Текст: непосредственный // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – № 1 (17). – 2011. – С. 110–112.

2. Викжанович, С. Н. Медико-педагогическая навигация и формирование реабилитационной культуры семей, воспитывающих детей с проблемами в здоровье / С. Н. Викжанович, О. Ю. Синевич, Т. Ю.  Четверикова. Текст: непосредственный // Мать и дитя в Кузбассе. – 2019. – № 4 (79). – С. 56–61.

3. Инновационные образовательные технологии и методы обучения : монография / С. Н.  Викжанович, Т. Ю. Четверикова, Е. А. Романова [и др. ]. – Saint-Louis, MO Publishing House Science and Innovation Center, 2014. – 162 с. ; 20 см. – Библиогр. : с. 160 – 161. – 500 экз. – ISBN 978-0-615-67131-4. – Текст: непосредственный.

4. Синевич, О. Ю. Использование элементов музыкальной терапии в образовательно-реабилитационной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / О. Ю. Синевич, Т. Ю. Четверикова. Текст: непосредственный // Мать и дитя в Кузбассе. – 2020. – № 1 (80). – С.  69–75.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Конспект НОД познавательного развития для старших дошкольников «Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия»Конспект НОД познавательного развития для старших дошкольников «Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия» Муниципальное образовательное учреждение «СОШ с. Берёзовка» структурное подразделение Конспект НОД познавательного развития для старших.

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНРИспользование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Развития интереса к экспериментированию у старших дошкольников Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью,.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование компьютерных технологий как инструмента развития познавательного интереса у старших дошкольников
Опубликовано: 4 января 2023 в 21:41
+61Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД