Получи документы

Использование инновационных форм работы в коррекционно-педагогической практике (1 фото)

ЛИЛИЯ ХОЛОША
Использование инновационных форм работы в коррекционно-педагогической практике

28 лет работаю в детском саду, 16 из них – учителем-логопедом. Основной задачей считаю не только исправление речи своих подопечных, но и развитие познавательной деятельности и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Причем использую для этого в основном игровые методы и приемы, как наиболее соответствующие особенностям детей дошкольного возраста. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности, особенно в овладении русским языком. Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложение, у них бедный словарный запас. Такие недочеты не заметны дома, но выявляются на уроках в школе.

Публикация «Использование инновационных форм работы в коррекционно-педагогической практике» размещена в разделах

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми логопатами можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно-игровой метод организации занятий. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматриваю задания на развитие функции звукового анализа и синтеза, т. е. осуществляю подготовку к обучению грамоте. Все это благодаря специфике детского возраста, легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы.

Использую в своей логопедической практике как традиционные, так и инновационные формы и методы работы. Одним из них является Sand play (песочная игра).

Многолетние наблюдения и опыт зарубежных и отечественных психотерапевтов показали, что игра в песок не только позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, но и является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Так как тема актуальна и увлекательна, я решила использовать «юнгианскую» песочницу в своей логопедической практике. Для выражения своих эмоций детям необходимо речевое общение. Наиболее остро потребность в нем ощущают дети с нарушениями речи. Сначала я проводила индивидуальные занятия в песочнице для детей с ОНР. Проследив динамику развития детей, занимающихся по методике Sand play, я пришла к выводу, что игра с песком благоприятно влияет на общее развитие ребенка и максимально способствует исправлению выявленных речевых нарушений.

Постепенно я стала использовать песочницу при проведении не только индивидуальных, но и подгрупповых занятий. Дети чувствуют себя спокойно и раскованно. Играя на песке, они даже не замечают, что на самом деле занимаются очень важным делом: обучением и развитием.

Использование инновационных форм работы в коррекционно-педагогической практике

В своей работе использую нетрадиционные формы изодеятельности : трафаретное рисование цветным песком и солью, рисование путем высыпания песка из тюбика, аппликация из песка путем выдувания его на смазанную клеем тонированную поверхность и другие.

Разыгрывая в песочнице сценки из русских народных сказок, обратила внимание на то, что дети с увлечением играют на песке, очень быстро запоминают слова всех персонажей. Так родилась идея создания театра на песке. От обычного театрализованного представления наш театр отличается тем, что действие спектакля происходит не на сцене, а на песке, в песочнице. Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля на песке, позволяет ребенку не только совершенствовать речевые возможности, но и приобрести веру в свои силы, повысить самооценку.

Методика Sand play вызывает положительные отклики родителей, они отмечают, что дети стали более спокойны и общительны, значительно повысилась мотивация к логопедическим занятиям. Более успешно идет работа по коррекции звукопроизношения, формированию всех компонентов речи, а также развитию мелкой моторики и ВПФ.

Систематизировав опыт по данной теме, я составила тематический годовой план занятий в песочнице и разработала коррекционно-развивающую программу «Песочная страна». Программа предназначена для детей дошкольного возраста. Она состоит из четырех разделов включающих 20 занятий. Целью программы является коррекция и развитие коммуникативных навыков ребенка; эмоциональной и интеллектуальной сфер; сенсорики, а также коррекция перенесенных во вне поступков ребенка.

Программа «Песочная страна» способствует не только разрешению речевых и психологических проблем ребенка, но и помогает более эффективно подготовить его к школе.

Именно доступность в понимании сути работы детьми и родителями, одновременное включение в коррекционно-образовательную деятельность слуха, зрения, моторики ведет к развитию у детей памяти, внимания, восприятия, мышления, а совместная заинтересованная работа логопеда, ребенка и родителей значительно повышает эффективность использования данного вида работы в коррекционно-воспитательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Самопрезентация, или Мой путь в Профессию Доброго времени суток, коллеги! Меня зовут Прудникова Ольга Юрьевна. Я работаю учителем-логопедом МКДОУ ЦРР д/с № 5 "Золотая рыбка".

Библиотека изображений:

Публикация Использование инновационных форм работы в коррекционно-педагогической практике (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ЛИЛИЯ ХОЛОША на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование инновационных форм работы в коррекционно-педагогической практике
Опубликовано: 15 августа 2014 в 17:00
+71Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 71.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД