Пирожкова Ирина Николаевна
Использование инновационной игровой технологии в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, для успешного обучения в младших классах средней школы и для успешной адаптации детей к жизни в обществе.
Публикация «Использование инновационной игровой технологии в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности рассматривали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они заботились об их использовании в жизни.
Многие видные психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина, Т. В. Тарунтаева) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть математическими понятиями и представлениями.
Обучение математике не должно быть обязательно скучным занятием для ребенка. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача педагогов и родителей сделать так, чтобы дошкольнику было интересно заниматься математикой. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как войдут в удивительный мир математических знаний.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Применение данной технологии обусловлено тем, что у детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действий ребенка с разнообразными предметами, а ведущей деятельностью младших дошкольников является игровая.
Инновационная игровая технология используется в качестве как самостоятельной образовательной технологии, так и в качестве непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных игр. Игровая технология построена как целостное образование и обхватывает ту часть образовательного процесса как развитие математических представлений младших дошкольников. В нее включены последовательно игры и игровые упражнения, направленные на развития зрительной и словесной памяти, на формирование концентрации и расширения объема внимания, на развитие восприятия и воображения, на формирование умения абстрагироваться, развитие умственных умений, таких как: обобщение, сериация, сравнение, анализа и синтеза, счета и количественных представлений.
В запасе игровой технологии присутствуют игры, способствующие обогащению бытового словаря, связной речи, игры, развивающие наблюдательность, укрепляющие волю и развивающие вариативное мышление.
Так же используются такие игры как : предметные развивающие игры Б. П. Никитина, логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, рамок и вкладышей Монтессори. Развивающие игры, как элемент игровой технологии, дают возможность объединять один из основных принципов обучения «От простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям. Каждая игра или игровое упражнение, являющиеся элементом инновационной игровой технологии, сами по себе имеют методическую, дидактическую и психологическую цели, но объединяя несколько игр в одну образовательную систему, что является необходимым критерием инновационной игровой технологии, я объединяю их одним содержанием, сюжетом и персонажем. Это дает возможность в данном курсе выйти на качественно новый уровень воздействия на детей в процессе образовательной деятельности. Одним словом, использование игровой технологии дает мне возможность так организовать процесс образовательной деятельности, что она представляет собой систему специально подобранных развивающих, дидактических, познавательных игр и упражнений, которые во всем своем разнообразии исходят из общей идеи, обладают характерными особенностями и строятся, в основном, на действии детей с разнообразными предметами. Это дает возможность детям приобрести свой опыт освоения математических премудростей.
При подготовке и проведении деятельности по математическому образованию дошколят я всегда помню и учитываю возрастные и индивидуальные особенности каждого из воспитанников.
Безусловно, для детей младшего дошкольного возраста основная деятельность – игра. Исходя из этого, я строила свою совместную образовательную деятельность в игровой форме. Малыши – несмышленыши в этот момент даже и не догадывались, что участвуют в сложном процессе обучения. Вся деятельность для них была лишь игра, в которой главную роль я брала на себя, а они являлись основными участниками проводимого и в ту же очередь образовательного процесса. Всю свою образовательную деятельность организовывала так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети, и им не приходилось ждать своей очереди. Проводила игры, связанные с активными движениями: ходьбой, бегом, элементарными упражнениями. Я не допускала, чтобы все используемые методы отвлекали малышей от главной, пусть ещё и элементарной математической работы.
Большую помощь в организации деятельности по формированию элементарных математических представлений оказывало создание игровой мотивации, т. е. использование знакомых детям персонажей, героев известных им литературных произведений, которые ставили перед детьми проблемные ситуации, предлагали найти и использовать в деятельности способы их решения, заставляли думать, сравнивать, анализировать.
С целью развития у детей психических процессов, образовательной деятельности использовали различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур. Кроме того, предлагала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определённой последовательности квадрат, большие и маленькие круги жёлтого и зелёного цвета. Постепенно задания усложнялись. Использование игровой мотивации поддерживало интерес у наших малышей, выполняя задания, они учились логически мыслить, сравнивать, рассуждать, отвечать на вопросы. У детей младшего дошкольного возраста ещё недостаточно сформирован словарный запас, поэтому наиболее сложным для малышей является отражение в речи математических связей и отношений, т. к. здесь требуется умение строить предложения.
На основе всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование игровых методов и приемов при формировании математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также от интеграции всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.
В результате работы в группе был собран разнообразный материал для организации и проведения игр и игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Оформлен математический уголок в группе для самостоятельной деятельности воспитанников и обогащена предметная среда современными дидактическими пособиями.
Широкое применение игровых технологий позволяет развивать математические способности у воспитанников в течение всего дня и делает занятия математикой увлекательными и любимыми.