МААМ-картинки

Использование информационных технологий в сфере образования ДОО

Линара Резепова
Использование информационных технологий в сфере образования ДОО

Использование информационных технологий в сфере образования ДОО

На современном этапе развития общества происходит стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся неограниченными и необходимыми для развития человечества, с их помощью эффективно решаются многие профессиональные, экономические, социальные и бытовые проблемы. Для того, чтобы эффективно использовать эти возможности человеку необходимо разбирается в новом информационном пространстве. Используя преимущества глобализации, люди, живущие в разных частях земного шара, с помощью оперативных коммуникаций могут выполнять один целостный проект, исследовать какую-нибудь отрасль и сравнивать между собой результаты. Меняется содержание образования, а именно информационная культура - одна из составляющих общей культуры, которая понимается как высшее проявление образованности.

Публикация «Использование информационных технологий в сфере образования ДОО» размещена в разделах

Профессиональный рост педагога как личности с точки зрения понимания культуры зависит от его приобщения к информационно-коммуникативным технологиям, изучения и применения информационной культуры.

Деятельность ДОО необходимо обогащать изменениями, которые улучшают качество образования и расширяют его доступность. Современный воспитательно-образовательный процесс требует внедрения новых подходов, которые развивают коммуникативные, творческие и профессиональные навыки воспитанников, учитывая потенциальную многовариантность содержания и организацию воспитательно-образовательный процесса. Такие подходы значительно расширяют возможности традиционных технологий обучения.

Согласно мировому опыту, главной проблемой образования является профессиональная подготовка педагогов. Исходя из этого, чрезвычайно важно для современных воспитателей и специалистов ДОО иметь не только фундаментальные знания в педагогике, психологии, логопедии и дефектологии, но и хорошо разбираться в информационной культуре. Иными словами, необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере современных информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, содержание педагогического образования обогащено применением информационно-коммуникационных технологий, с которыми связывают получение социальной, коммуникативной, информационной, когнитивной и специальной компетенций.

Информатизация сферы образования является важнейшим приоритетом Российского образования и науки. В ФЗ «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования», можно выделить такой аспект, что для достижения нового качества образования следует осуществлять информатизацию образования и оптимизацию методов обучения. А также следует отметить, что компьютерные технологии в настоящий момент призваны стать не дополнением в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса.

С введением ФГОС дошкольного образования в нашей организации были привнесены ряд требований. Такие как: расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста, а также развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству. Развитие данных способностей невозможно представить без использования информационно-коммуникационных технологий.

Основными задачами ИКТ в дошкольном образовании являются :

• обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;

• обеспечение взаимодействия с семьёй;

• обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;

• повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдения);

• облегчение реализации образовательной деятельности (за счёт интернет-ресурсов, медиатеки, радио и телевидения,аудиосистем);

• облегчение методической работы (электронные методические библиотеки);

• обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта);

• возможность самореализации;

• возможность самообразования.

Внедрение современных технологий интеллектуально – творческого развития в повышении качества дошкольного воспитания и подготовки ребенка к школе предполагает работу в трех направлениях:

Работа с детьми:

• Индивидуальные занятия на компьютере,

• Подгрупповые занятия по подготовке к школе,

• Демонстрация образовательных фильмов и мультфильмов,

• Диагностика, развитие и коррекция познавательных способностей и эмоционально – волевой сферы,

• Закрепление пройденного материала,

Использование методов фото и музыкальной терапии.

Работа с педагогическим коллективом:

• Обучение использованию ИКТ в работе,

• Обучение работе в различных программах,

• Консультации, семинары, презентации своего опыта с помощью ИКТ,

• Повышение своей квалификации по различным темам, оснащение образовательного процесса.

Работа с родителями:

• Выявление позиции родителей об использовании ИКТ в ДОУ,

• Консультирование и диагностика родителей по запросам,

• Профилактика негативного влияния ИКТ и ТВ на ребенка,

• Проведение родительских собраний и консультаций с использованием ИКТ,

• Проведение конкурсов, выставок и творческих проектов.

Эффективность компьютеризации обучения в ДОО зависит от следующих условий:

-качество применяемых педагогических программных средств,

- умение рационального и умелого использования данных программных средств в образовательном процессе.

Информационно-коммуникационные технологии применяются как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и сотрудничестве с родителями, общественностью.

В отличие от обычных технологических средств обучения информационно-коммуникационные технологии не только насыщают ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивают интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет воспитателям создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, изучения новых методик, при подборе наглядных пособий.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Дети дошкольного возраста обладают непроизвольным вниманием, и, если материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. Здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Занятия детей на компьютере имеют большое значение: они не только развивают интеллект, но и моторику. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.

Использование интерактивных программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране компьютера способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

Телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогов детского сада и родителей (законных представителей) при обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Наличие у ДОО собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям (законным представителям) возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписания занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Кроме этого сайт детского сада может стать для родителей (законных представителей) источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов они могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста.

В настоящее время ИК-технологии позволяют создавать электронные дидактические средства, основанные на мультимедийном представлении материала. Внедрение в образовательный процесс ИКТ технологий оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство.

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая современным уровнем развития образования, позволяет подготовить дошкольников к тому, чтобы они смогли наилучшим образом проявить себя в современном мире и внести свой вклад в создание «общества глобальной компетентности».

Для эффективного использования мультимедиа технологий в образовании необходимо оценивать основные положительные и отрицательные аспекты информатизации обучения, использования мультимедиа-ресурсов. Знание таких аспектов поможет использовать мультимедиа там, где это влечет за собой наибольшие преимущества и минимизировать возможные негативные моменты, связанные с работой обучающихся с современными средствами информатизации.

Положительными аспектами использования ИКТ в дошкольном образовании являются :

совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования;

введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин

и направлений обучения, связанных с информатикой и информационно-коммуникационными технологиями;

внесение изменений в системы обучения дисциплинам, не связанных с информатикой;

повышение эффективности обучения путем его индивидуализации

и дифференциации;

использование дополнительных мотивационных рычагов обучения;

организация новых форм взаимодействия в процессе обучения;

изменение содержания и характера деятельности воспитанника и педагога;

совершенствование механизмов управления системой образования.

Отрицательными аспектами использования ИКТ в дошкольном образовании являются :

свертывание социальных контактов и социального взаимодействия;

одновременная демонстрация мультимедийной информации разных

типов, отвлекает обучающихся от одних типов информации, для слежения за

другими, что может приводить к пропуску важной информации;

использование средств информатизации ограничивает возможности

воспитанников в проведении реальных опытов своими руками;

индивидуализация обучения ограничивает живое общение педагога и воспитанников, дошкольников между собой, предлагая им общение в виде

«диалога с компьютером», при этом ребёнок не получает достаточной

практики диалогического общения.

Перечисленные положительные и отрицательные аспекты говорят о том,

что применение мультимедиа-средств в образовании по принципу «чем больше,

тем лучше» не может привести к реальному повышению эффективности системы образования. В использовании мультимедиа-ресурсов необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОО являются :

- организационное:

- Модернизация методической службы;

- Совершенствование материально – технической базы;

- Создание определенной информационной среды.

- педагогическое:

- Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОО;

- Внедрение ИКТ в образовательное пространство.

Существуют следующие области применения ИКТ педагогами ДОУ:

- ведение документации.

В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором записываются различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка. Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.

- методическая работа, повышение квалификации педагога.

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность.

Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.

Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.

Бесспорно важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно – образовательного процесса.

- воспитательно – образовательный процесс.

Воспитательно –образовательнй процесс включает в себя:

- организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,

- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,

- реализацию проектов,

- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

Виды занятий с ИКТ:

- занятие с мультимедийной поддержкой.

На таком занятии используется только один компьютер в качестве «электронной доски». На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.

Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, экран.

Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

- занятие с компьютерной поддержкой

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.

На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Использование электронного учебника (а игровая обучающая игра для детей это и есть электронный учебник) – это метод программируемого обучения, основоположником которого является Скиннер. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.

Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

- исследовательский характер,

- легкость для самостоятельных занятий ребенка,

- развитие широкого спектра навыков и представлений,

- высокий технический уровень,

- возрастное соответствие,

- занимательность.

Виды обучающих программ для детей дошкольного возраста:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

При организации занятий такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение.

Важным правилом при организации таких занятий является периодичность их проведения. Занятия должны проводится 1-2 раза в неделю в зависимости от возраста детей по 10-15 минут непосредственной деятельности за ПК.

- диагностическое занятие

Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. С помощью средств прикладных программ можно разработать тестовые задания и использовать их для диагностики. В процессе проведения традиционных диагностических занятий педагогу необходимо фиксировать уровень решения задачи каждым ребенком по определенным показателям. Использование специальным компьютерных программ позволит не только облегчить труд педагога и уменьшить временные затраты (использовать несколько компьютеров одновременно, но и позволит сохранять результаты диагностики, рассматривая их в динамике.

Таким образом, в отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.

Публикации по теме:

Использование информационных коммуникационных технологий при ознакомлении детей второй младшей группы с природой ДОКЛАД из опыта работы «Использование информационных коммуникационных технологий при ознакомлении детей второй младшей группы с природой».

Использование технологий индивидуализации образования при реализации содержания образовательной области «Физическое развитие» .

Анализ педагогических технологий дошкольного образования Анализ педагогических технологий дошкольного образования. Здоровьесберегающие технологии Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение.

Анализ педагогических технологий дошкольного образования и их применения В педагогическом процессе ДОУ Здоровьесберегающие технологии целью которых является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья,.

Использование информационных коммуникационных технологий при ознакомлении детей второй младшей группы с природой ДОКЛАД из опыта работы «Использование информационных коммуникационных технологий при ознакомлении детей второй младшей группы с природой».

Использование информационных коммуникативных технологий в воспитательном процессе Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде.

Использование информационных технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством в дополнительном образовании «Использование информационных технологий на занятиях декоративно- прикладным творчеством в дополнительном образовании» В настоящий момент.

Обязанности и ответственность родителей в сфере образования Очень часто наши с вами родители всю ответсвенность за воспитание детей перекладывают на плечи педагогов, но хочется им заметить, что ребенок.

Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МБДОУ –детский сад №12 (должность руководителя) Соколова Л. В. 24.04.2019 год (дата) ПАСПОРТ доступности для инвалидов.

Развитие дошкольного образования средствами STEM технологийРазвитие дошкольного образования средствами STEM технологий Развитие образования в дошкольных образовательных организациях непременно идёт в ногу со временем, с учётом запросов общества и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование информационных технологий в сфере образования ДОО
Опубликовано: 25 октября 2019 в 14:16
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование информационных технологий в сфере образования ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Линара Резепова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД