Лучший педагог года

Использование игровой деятельности для формирования предпосылок математической грамотности у дошкольников

Мариет Мешлок
Использование игровой деятельности для формирования предпосылок математической грамотности у дошкольников

Современный этап развития общества, характеризуемый как эпоха информатизации и технологизации, сопровождается повышением роли знания и науки в жизни общества. Необходимость подготовки детей к предстоящему им в будущем самоутверждению в условиях современного общества обусловливает социальный заказ на повышение качества математического образования, нацеленного на становление у детей начал самоорганизации уже на ступени их дошкольного становления.

Публикация «Использование игровой деятельности для формирования предпосылок математической грамотности у дошкольников» размещена в разделах

Концепция развития математического образования в РФ (2013) ориентирует педагога на развитие познавательных способностей воспитанников образовательной организации и формирование специфических качеств, способствующих процессу дальнейшего образования и самообразования растущей личности. Творческое управление процессом математического образования детей в детском саду как актуальная задача, предусматривает формирование у педагогов готовности к проектированию программного содержания образовательного процесса и организации психолого-педагогических условий для развития математических способностей детей.

Содержание образовательной программы по математике для детей дошкольного возраста представлено четырьмя программными разделами по развитию у воспитанников дошкольных образовательных организаций элементарных математических представлений следующих групп : о множестве и числе, о величине ( протяженность: длина, высота, ширина, толщина; время и др.); о геометрических фигурах и формах предметов; о пространственных отношениях; о работе с данными (статистика и вероятность).

Математическая грамотность дошкольника – способность выделять математическую проблему и решать ее, функционально использовать математические знания и умения в различных жизненных ситуациях

Составляющие математической грамотности - способность оперировать математическими понятиями, знаниями и умениями в моделируемых жизненных ситуациях (способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры, пространство) в моделируемых ситуациях; способность устанавливать математические отношения (время, протяженность, масса) в моделируемых жизненных ситуациях; способность устанавливать математические изменения и зависимости (увеличивается, расходуется) в моделируемых жизненных ситуациях).

Индикаторы компонентов первой составляющей математической грамотности : способность формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков в моделируемых жизненных ситуациях – способность действовать по инструкции (алгоритму, использовать символьный язык); умение считать и отсчитывать предметы, множества, сосчитывать разные совокупности предметов по образцу, по названному числу; умение обозначать количество предметов цифрой, соотносить количество предметов с числом; способность использовать вычислительные навыки в решении простых арифметических задач; умение зрительно распознавать геометрические фигуры и тела, называть свойства геометрических фигур; умение определять и измерять длину, ширину, высоту предмета с помощью измерительных приборов, условной мерки.

Основой математики являются действия над числами: сложение и вычитание. На начальном этапе обучение сложению проводят с использованием предметов или их изображений. Ребёнок должен уметь пересчитывать используемые предметы (пуговицы, кубики, пальцы на руке и пр.) Ничего страшного, если ребёнок будет считать на пальцах- позже он научится считать «в уме». Для развития навыков сложения подходит числовая лента или обычная линейка. На линейке показываем, как нужно двигаться по числовому лучу вправо для сложения, влево – для вычитания.

Очень большим подспорьем в процессе развития становятся всевозможные раскраски математического содержания. Раскраски содержат задания: нарисовать по цифрам, раскрасить картинку, решив примеры.

Большую значение при формировании математических представлений имеет игровая деятельность. Знакомя детей с составом чисел в пределах 10, мы параллельно знакомим с цифрами. Соотнося определенную цифру с числом, предлагаем рассмотреть изображение цифры, проанализировать его, отвечая на вопрос «На что похожа цифра?». Знакомя детей с цифрами, я даю различные игры такие, «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру».

Часто использую в своей работе игру «Изобрази цифру», показывая цифру руками, пальцами. В парах предлагаю детям писать друг у друга на спине или на ладошке цифры, а также выкладывать их из счётных палочек.

Так для обучения прямому и обратному счету проводим игру «Кулачки» (прямой и обратный счет до 10(20). Во время игры дети сидят на стульях, сжав пальцы в кулачки и положив их на коленях. Дети поочередно ударяют сначала левым кулачком о коленку, затем правым, называя числа по порядку от 1 до 10 (20); затем обратно.

Отличные стихи о цифрах «Весёлый счёт» сочинил ещё в 1968 г. С. Я. Маршак. Их вполне можно применять и сегодня. Например, «Выгибает двойка шею, волочится хвост за нею». Или: «Цифра шесть – дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек»

При формировании понятий о мерах веса, объеме проводим игру «Кто легче? Кто тяжелее?», отвечаем на вопросы: Сколько мышей уравновешивают одного зайчика? Сравни по массе арбуз и морковь.

Во время игры «Найди массу зверят» дети отвечают на вопрос: «Как думаешь, сколько килограммов содержится в гирях. Найди массу зверят».

Выполняя такие задания, мы учим детей давать ответы на вопросы: «Как узнать, сколько риса в банке? Чем можно измерить длину, ширину, высоту предмета?» и т. п.

При измерении сыпучих материалов, мы подводим детей к пониманию того, что пересчитывать рис будет долгим и трудным занятием, ее можно измерить мерками и предлагаем разные предметы : ложку, стакан, линейку, скакалку и др., задавая вопрос «Чем удобнее измерить?». И дети уже сами определяют мерку, которой будут измерять, при этом фиксируют результат измерения фишками, черточками на листе бумаги, делают выводы.

Закрепление представлений детей о знакомых им геометрических фигурах и телах мы осуществляем в различных дидактических играх: «Чудесный мешочек», «На что это похоже?», в играх «Домино», «Геометрическое лото», «Цвет и форма», а также в повседневной жизни.

При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру: «Пара слов». Например: я говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на круг – солнце, тарелка; прямоугольник – картина, дверь; овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму. Также использую такие игры : «Закрой двери в домиках», «Поезд геометрических фигур».

Очень часто использую на своих занятиях игры с палочками «Составление геометрических фигур из счётных палочек». Сначала давала простые задания. Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложнялось: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек. Знание геометрических фигур (овал, круг) можно закрепить в дидактической игре «Подбери по форме». Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит: «У кого имеются круглые предметы Каждый ребенок ищет в своих карточках круглый предмет —пуговицу, часы, яблоко, арбуз и т. д. В этой игре я внимательно слежу за правильным подбором геометрических форм, их названием и учу находить такие формы в окружающей действительности.

Также для закрепления представлений детей о знакомых им геометрических фигурах и телах используем раскраски.

Для развития пространственных ориентировок у детей я подобрала серию упражнений: «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник». В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игровых приемов и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике?» и т. д

Так же мы учим детей читать простой план, что способствует развитию моделированию пространственных отношений между объектами. Так игры «Найди игрушку», «Путешествие по группе», «План огорода» могут проводиться как в помещении, так и на территории детского сада.

Выполняя задания, дети должны давать словесный отчет о том, куда они пойдут: сначала прямо (к столу, шкафу, потом налево (к двери) и т. д.

Большая каждодневная работа ведется по формированию у детей ориентироваться во времени. Очень важно, чтобы дети усвоили, что неделю составляют семь дней и каждый день имеет свое название, что дни идут друг за другом в определенном порядке. Утром мы повторяем временные отрезки и дни недели, времена года, задавая детям вопросы: «Какой сегодня день недели?», «Какой день недели был вчера?», «Какой день недели будет завтра?», «Какое время суток последует за утром, вечером?».

Опыт работы показал, регулярное использование игровых ситуаций математического содержания направленное на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Использование игр и игровых приемов, аналогичного типа построенном на самом различном материале, позволяют детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач, на следующей ступени развития. Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" с изменениями и дополнениями от: 22 февраля, 30 марта, 26 апреля, 11 сентября, 4 октября 2018 г., 22 января, 29 марта 2019 г. – Режим доступа: URL :https://docs.edu.gov.ru/document/ 3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (Дата обращения 19.03.2022 г.) 70 ПЕДАГОГИКА

2. Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506 «О Концепции развития математического образования в РФ». – Режим доступа: URL : https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70452506/ (Дата обращения 13.03.2022 г.)

7. Галкина, Л. Н. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста / Л. Н. Галкина // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2016. – № 6. C. 32–37.

8. Афанасьева, С. Г. Формирование функциональной грамотности. Математическая грамотность [Электронный ресурс]/ С. Г. Афанасьева. – Режим доступа: URL : https://ct14402. minobr63.ru/wp-content/uploads/2019/12/Формирование-Функциональной-грамотности Математическая-грамотность. pdf (Дата обращения 13.03.2022 г.)

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Дидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотностиДидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотности Лишь на первый взгляд, слова "дошкольник" и "финансы" кажутся очень далеки друг от друга. Но уже в дошкольном возрасте ребенку можно и нужно.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Использование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольниковИспользование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников Мастер класс «Технология Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников. В связи с возникновением в нашей стране особой.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольниковИспользование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников. Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна Место работы: МБДОУ.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи» Цель: - побуждать интерес к созданию рекламной продукции и проведению рекламной акции на товары своими силами; - закреплять представления.

Конспект совместной игровой деятельности по ФЭМП с добавлением элементов финансовой грамотности «Лесная школа»Конспект совместной игровой деятельности по ФЭМП с добавлением элементов финансовой грамотности «Лесная школа» Конспект совместной игровой деятельности по ФЭМП с добавлением элементов финансовой грамотности для детей среднего дошкольного возраста.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровой деятельности для формирования предпосылок математической грамотности у дошкольников
Опубликовано: 3 ноября 2022 в 13:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровой деятельности для формирования предпосылок математической грамотности у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Мариет Мешлок на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД