Получи документы

Использование игр и упражнений на развитие мелкой моторики как средство стимулирования речи у младших дошкольников

Русанова
Использование игр и упражнений на развитие мелкой моторики как средство стимулирования речи у младших дошкольников

Использование игр и упражнений на развитие мелкой моторики как средство стимулирования речи у младших дошкольников

«Ум ребенка находится на конце его пальчиков» Сухомлинский».

Пальчиковые игры - просто и интересно. Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. В течении дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика. Рука, пальцы, ладони- едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, тесть, как работают руки, так работает голова. Работа по развитию руки содержит целый комплекс мер, в которые входят: - разнообразные пальчиковые игры и упражнения; - пальчиковый театр; - рисование разными способами: пальцами, ладошками, зубными щетками и т. д. лепка; - ручной труд.

Публикация «Использование игр и упражнений на развитие мелкой моторики как средство стимулирования речи у младших дошкольников» размещена в разделах

Своевременное полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной. Одной из задач ФГОС в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми младшего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений. Развитие речи является одной из основных задач в работе с детьми младшего возраста. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности общей моторики и тонких движений пальцев рук.

Цель работы: развить активную речь детей младшего возраста посредствам игр с сенсорными материалами.

Задачи:

Формировать у детей младшего возраста перцептивные действия; учить обозначать их словом.

Активизировать познавательную и речевую деятельность на основе обогащения сенсорного опыта детей.

Способствовать становлению речи через развитие мелкой моторики.

Формировать положительный эмоциональный настрой к игре, способствовать развитию диалогических и монологических форм речи.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, основы вежливого обращения.

Для успешного решения задач данного опыта были разработаны:

перспективный план по развитию мелкой моторики

картотека игр с песком

картотека пальчиковых игр со стихами

пополнена развивающая предметно-пространственная среда нестандартным дидактическим материалом.

Для решения поставленных задач и всестороннего развития личности дошкольников в группе создана развивающая предметно –пространственная среда, в соответствии с ФГОС ДО, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.

При создании предметно-окружающей среды, ставилась цель организовать ее таким образом, чтобы она определяла направленность деятельности детей и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

Для реализации намеченной цели нами были изготовлены своими руками: театры: «Репка», на магнитах «Колобок»; оформлен уголок «волшебная сенсорика», в котором размещены пособия прикнопывание, пристегивание, шнуровка, дидактические игры и игрушки: «Пристегни лисичке хвостик», «Семья», «Цветики - разноцветики», «Геометрические кубики», «Времена года», «Цветочные полянки», «Разноцветные крышки», «Чудо прищепки» и др. ; сухой мини-бассейн со сменным наполнителем (песок, греча, фасоль) для развития мелкой моторики

Сенсорный дидактический стол является частью центра развивающих игр. Стол оборудован горкой для прокатывания шариков, пирамидками, разноцветными счетами, скользящей дорожкой. Работа за дидактическим столом осуществляется с небольшой группой детей и индивидуально. Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказывается помощь.

Определенную ценность представляет центр «Песка и воды».

Песочные игры игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности.

В группе имеются разнообразные шнуровки; игры с пуговицами, игры с прищепками; разнообразные вкладыши разной величины; матрешки; пирамидки; кубики; конструкторы; мозаики.

Чтобы совершенствовать интенсивное развитие речи малышей, мы способствуем развитию мелкой моторики и тактильных ощущений, используя при этом разнообразные игры

Веселые фигуры

Собери картинку

Игры с природным материалом

Игры с мелкими предметами

Чудесный мешочек

Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и сенсорного восприятия дает положительную динамику в развитии речи детей. В своей работе мы уделяем большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через познавательно – речевые игры с дидактическим и нетрадиционным материалом.

Такие как игры с элементами массажа с помощью различных материалов (СУ-ДЖУК, крупные бигуди). «Просей крупу» или игры с прищепками «Ёжик», «Солнышко».

Использование продуктивной деятельности в нашей работе по активизации речи детей играет немаловажное значение.

В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.

Наша работа не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями.

Родители стали активными участниками педагогического процесса. Много пособий, дидактических игр мы изготовили только благодаря помощи наших родителей. В познавательно – развивающей среде группы имеются игрушки и игры сделанные руками родителей из нетрадиционного, бросового, природного материала.

Таким образом, развитие речи детей младшего возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании.

Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности.

При изучении результативности мы сделали выводы, что у детей нашей группы появляется потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что является основой дальнейшего развития диалогической речи. Дети стали сосредоточеннее, внимательнее, активнее, вырос объем активного и пассивного словаря. Благодаря этому большинство детей инициативны и активны в общении, установился тесный контакт с родителями. Все это создает хорошую почву для развития речи у детей.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей»Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей» 6 января День пальчиков на маам, вот я и решила вспомнить, что же мы с детьми делали для развития мелкой моторики пальцев рук, и вот что.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Мастер-класс для младших школьников с ОВЗ «Развитие мелкой моторики рук при работе с разноцветными нитями»Мастер-класс для младших школьников с ОВЗ «Развитие мелкой моторики рук при работе с разноцветными нитями» Мастер-класс для детей с ОВЗ «Развитие мелкой моторики рук при работе с разноцветными нитями».Цель. Развитие речи у детей с ОВЗ с помощью.

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольниковНетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольников «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников»План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников» План работы по самообразованию сентябрь Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражненийРазвитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражнений Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры и упражнения». Актуальность. Уже в девятнадцатом веке учёными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр и упражнений на развитие мелкой моторики как средство стимулирования речи у младших дошкольников
Опубликовано: 3 января 2023 в 16:38
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД