МААМ-картинки

Использование фольклора с детьми младшего возраста

Ольга Колесникова
Использование фольклора с детьми младшего возраста

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного творчества. Еще К. Д. Ушинский, выдвигая принципы народности, говорил о том, что «язык есть самая живая и самая обильная, прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое». И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности, устному, поскольку находясь в естественной речевой обста-новке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порою интуитивно осваивает его.

Публикация «Использование фольклора с детьми младшего возраста» размещена в разделах

Народное искусство лежит глубоко корнями в древности. Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины», - пестушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и что очень важно - понятно даже для самых маленьких.

К сожалению, повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезает его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых. Наша задача, педагогов, - показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, считалках, загадках, прибаутках, закличках, поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей.

Фольклор — как сокровищница русского народа — находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, изобразительной, музыкальной.

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий ин-тересы и потребности детского возраста и поэтому самый заниматель-ный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это — детский фольклор!» ГС Виноградов (крупнейший исследователь детского фольклора)

Использование народных песенок, потешек и пестушек в процессе детской жизнедеятельности, включая их в разнообразные режимные моменты, благотворно влияет на общение взрослого и ребенка, поскольку они создают положительный эмоциональный фон.

Как порой непросто бывает наладить эмоциональный контакт воспитателя с детьми в адаптационный период, а ребенку войти в новый, непривычный для него, а потому и таящий угрозу мир детского сада. Эту задачу мне очень облегчило знание и умелое использование потешек на трудные ситуации. Это потешки для тех, кто плачет; для новичков; на сон грядущий, потешки после сна; при умывании; одевании и гулянии.

Слыша нежные, ласковые спокойные слова, дети успокаиваются и начинают доверяться мне. Большое значение фольклор имеет и для организации игр. Ведь мы знаем, что игра для дошкольника — самый желаемый и незаменимый вид деятельности. Именно в игре ребенок может более полно выразить себя, проявить свою индивидуальность и творческое начало. Я предложила детям через детский фольклор окунуться вместе с ними в мир игры, обыгрывая заклички, приговорки, потешки и одновременно решая ряд педагогических задач.

Каждое произведение детского фольклора я связывала с разнообразными движениями («Как идет дождь», играем на дудочке, гармонике и т. п.). произведения дают возможность развивать и правую, и левую руку, не давая предпочтения какой - либо одной, тренируют движения пальчиков; вызывают проявление у детей разнообразных эмоций в мимике, жестах, выразительном проговаривании текста. Это является основой для приобщения ребенка к театральной деятельности. Очень большое значение, по моему мнению, имеет умение воспитателя донести до ребенка новое произведение. Чем эмоциональнее, выразительнее, с чувством воспитатель прочитает народную потешку, песенку и т. д., тем быстрее он добьется контакта с детьми, успешнее будет прививать навыки, связанные с различными режимными мо-ментами, интереснее организует игровую деятельность.

Знакомство малышей с малыми формами фольклора проходило постепенно и ненавязчиво. Дети постоянно слышали мою речь, с использованием различных потешек, песенок, прибауток. Большое внимание я уделяла самостоятельно - художественной деятельности: учила детей разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостные фигурки, пальчиковый театр, театр «Бибабо», «Рукавичка». Все это помогло подготовить детей к активному участию в театральных играх, повысить эмоциональный то-нус малышей, стремление принимать активное участие в общих затеях.

Ну какая же игра без игрушки. И я решила познакомить детей с русской народной игрушкой. Большую радость и интерес вызвала матрешка. Малышам рассказала об особенностях и красоте этой игрушки. Постепенно подводила к пониманию и осмыслению понятия «народная игрушка». Дети полюбили дидактические игры с участием матрешки и хороводные. Ведь матрешка символизирует русскую женщину в сарафанчике, белом фартучке, в скромном платочке, лицо круглое, веселое и доброе. Дети трогали игрушку, играли с ней. Я стремилась вызвать интерес к матрешке, радость, удивление, восторг, эмоциональную заинтересованность. Ведь матрешка — не просто игрушка, в ней еще семь таких же игрушек: все они друг на друга похожи, только каждая последующая все меньше предыдущих. Именно это больше всего и привлекло в матрешке ребят. Дети с удовольствием выучили загадки и дома загадали своим родителям:

Есть еще для вас игрушка, Не лошадка, не Петрушка — Красавица девица, У нее сестрицы. Каждая сестрица — Для маленькой темница.

(Матрешка)

Матрешку я использовала и в изодеятельности (рисование «Укрась сарафанчик Матрешки»; аппликация «Матрешки»). Рисование сопровождалось стихами, которые помогли детям не только выполнить задание, но и подойти к этому творчески:

Мы матрешек отыскали. С ними польку танцевали! А теперь большой матрешке Нарисуем мы горошки: Желтый, красный, голубой — Сарафанчик стал цветной.

Публикации по теме:

Использование фольклора в режимных моментах Использование народного фольклора в режимных моментах. Предлагаем Вашему вниманию использование народного фольклора в режимных моментах.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок» Доброго времени суток! Вновь я с вами, мои друзья и гости странички! Сегодня хочу представить вашему вниманию работы моих самых маленьких.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста «На катке»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста «На катке» Усидеть сегодня дома Я, конечно же, не мог. Прихватив коньки с собою, Я примчался на каток. На коньках я словно птица Как стрела бегу.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возрастаИспользование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста Цель методической разработки: создать условия для развития художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством.

Конспект НОД с использованием фольклора в разновозрастной группе младшего возраста «Путешествие с потешками» конспект. «Путешествие с потешками». Непосредственно-образовательная деятельность с использованием фольклора в разновозрастной группе.

Образовательный проект в первой младшей группе «Использование фольклора в разных видах деятельности» Образовательный проект в первой младшей группе МБДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида» г. Бавлы Участники проекта: воспитатель Богатая.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Использование фольклора с детьми младшего возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Колесникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование фольклора с детьми младшего возраста
Опубликовано: 1 октября 2020 в 16:25
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД