Получи документы

Использование дидактических игр в процессе развития речи дошкольников

Наталья Климакина
Использование дидактических игр в процессе развития речи дошкольников

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Публикация «Использование дидактических игр в процессе развития речи дошкольников» размещена в разделах

Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность. Самое главное в дидактической игре то, что дидактическая задача преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.

Поэтому я поставила перед собой цель: сделать занятия по развитию речи эмоциональными, действенными, позволяющими ребенку получать собственный опыт с помощью дидактических игр.

Для решения проблемы и осуществления поставленной цели, были намечены следующие задачи:

1. Развивать умение обобщать предметы, точно определять качество предметов.

2. Развивать у детей произвольное внимание и сосредотачиваться на поставленной цели.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

4. Учить детей четко излагать свои мысли, развивать логическое мышление.

5. Воспитывать у детей уверенность в себе.

В своей работе особое внимание я уделяю дидактическим играм, разработанных такими авторами как О. С. Ушакова, Ф. А. Сохина, Е. М. Струнина. Основной особенностью этих игр является то, что на каждом возрастном этапе основные задачи, такие как воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, тесно связаны между собой. А от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Благодаря этому их использование позволяет сделать процесс обучения в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Поэтому, чтобы повысился интерес к игре, я придерживаюсь следующих требований.

1. Дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития.

2. Должна быть увлекательной задача, решение которой требует умственного усилия и преодоления трудностей.

Так же игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их удовлетворение процессом и полученным результатом. Для того чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, создаются необходимые условия:

1. Отводится играм достаточное время.

2. Организовывается спокойная обстановка.

3. Подбираются соответствующие дидактические игры.

При подборе игр, прежде всего, учитывается доступность, повторяемость, постепенность, выполнения задания, сезонность. А при организации игры я особое внимание обращаю на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. д.

В процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни по развитию речи используют три вида дидактических игр.

1. Игры с предметами (игрушками, природным материалом).

2. Настольно - печатные.

3. Словесные игры.

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.

Содержание настольно - печатных игр разнообразно. Они основаны на принципе наглядности (изображения). С помощью парных картинок дети знакомятся с отдельными предметами (посудой, мебелью, животными, птицами, овощами и фруктами их качествами и свойствами, учатся образовывать формы множественного числа существительных.

Широко применяются на занятиях по развитию речи словесные игры. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка «Закончи предложение», «Доскажи словечко». Дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы, умозаключения, замечать логические ошибки. Детям очень нравилось придумывать небылицы. Эти игры хороши тем, что вызывали веселый смех, развивали чувство юмора.

Во все занятия и режимные моменты я включаю речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением.

В утренние часы можно предложить дидактические игры индивидуально на закрепление различных задач по развитию речи. Для проведения утренней гимнастики или подвижных игр стараюсь поднять детям настроение и вызвать спортивный заряд бодрости. В этом помогают короткие стишки-кричалки – речевки. Произнесение речевок не требует ребят выразительного чтения, зато учит четко и громко выкрикивать слова. А уж что-что, а покричать наши детки просто обожают.

Сон играл со мною в прятки,

Но не выдержал зарядки.

Вновь я ловок и силен,

Я зарядкой заряжен!

Перед завтраком обычно выдается минутка, когда дети уже помыли руки – самое время для пальчиковой гимнастики. Известно, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, обладают хорошей памятью, быстрее учатся писать, а веселые стихи, сопровождающие каждое движение, способствуют развитию речи.

«Домик».

Под грибом – шалашик-домик,

(соединяем ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

(ладошки, с разведенными пальчиками к носу. Пошевелить)

Мы тихонько постучим,

(постучать кулаком по ладони)

В колокольчик позвоним.

(пальцы рук собрать в щепотку, потрясти кистями)

Двери нам откроет гномик

(сомкнутые ладошки развести от себя)

Станет звать в шалашик-домик

(сжимать и разжимать кисти рук движениями к себе)

В домике дощатый пол.

(ладони ребром друг к другу)

А на нем дубовый стол.

(левая рука в кулаке опускается на правую ладонь)

Рядом стул с высокой спинкой,

(направить левую ладонь вверх, к ее нижней части приставить ку-лачок правой руки)

На столе тарелка с вилкой.

(положить на колени левую руку ладонью вверх, правую ладонью вниз, поджать большой палец, другие растопырить)

И блины горой стоят –

(свести вмести кончики пальцев обеих рук, покачать вперед назад)

Угощенье для ребят!

(ладошки развести от себя в приглашающем жесте).

В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Ребята проговаривают текст вместе со мной и сопровождают его движениями:

Мы веселые ребята, любим мы играть. (прыжки на месте)

Как приятно и полезно мячик покатать. (покачали руками)

Покидать его руками, (имитация броска с левой руки на правую)

Попинать его ногами.

Постучать об стенку, (имитация броска из-за головы)

Подкинуть на коленку. (поднимание колен)

Ах, какой хороший мяч! (руки вверх, прыжки)

За спиной его не прячь! (руки завести за спину, движения корпусом)

Во время одевания почему бы не использовать загадки про одежду и обувь.

Не галстук он, не воротник, Странный зверь:

А шею обнимать привык. Две лапы впереди,

Но не всегда, а лишь тогда, Мех снаружи,

Когда бывают холода. Да пусто внутри.

(Шарф) (Куртка, пальто)

На участке, во время прогулки тоже использую игры, например, речевые ситуации, которые побуждают к активизации знаний. Игра «Кто внимательный?» помогает на слух воспринимать противоположные по смыслу слова.

Во второй половине дня по желанию детей отвожу время для музыкальных попевок, детского словотворчества, а также театральных игр. Некоторые игры и занятия с детьми я начинаю с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.

Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Для развития фонетико-фонематической стороны речи я провожу такие игры, например, как «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д.

Так же в своей работе я обращаю внимание на расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого я использую лексико-грамматические игры, например, «Назови три слова», «Кто кем хочет стать?», «Что вы видите вокруг?», «Скажи, какое» (подбор прилагательных).

Работая много лет с детьми, я поняла всю важность проблемы приобщения их к художественной литературе: о необходимости формировать представления о прекрасном, учить чувствовать художественное слово с раннего младшего возраста.

Приобретению знаний по литературе, начитанности способствуют литературные игры.

Вашему вниманию мне хочется показать игры, которые способствуют приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе. Это игры, сделанные своими руками, а так же купленные в магазине.

• Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав, на несколько частей (от 2-х до 8-ми, можно сделать игру «Собери картинку».

Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связанную речь.

• Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребенку восстановить последовательность сюжета. Перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез».

В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

• Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань, можно устроить «театр картинок».

• Можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся.

Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы:

В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?

Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»?

В каких сказках действие происходят в лесу?

В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия («Маша и медведь», «Красная шапочка», «Крылатый, мохнатый да масляный» и др. ?

• Из 2-х экземпляров «Колобка» (или любой другой сказки) можно сделать игры по типу «Домино», «Лото».

Эти игры развивают внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила игры, уметь проигрывать.

Активно применяю в своей работе словесные дидактические игры :

Словесная дидактическая игра : «Зеркало». Дидактическая задача : вспомнить героев сказки. Воспитатель показывает движения, а воспитанники должны отгадать какого животного он изображает, показать на картинке и повторить движения. Отгадка сопровождается потешкой.

Словесная дидактическая игра : «Отгадай, кто это?» Дидактическая задача : вспомнить диких животных, стихи и потешки о них. лохматый, косолапый…; голодный, серый, зубастый, злой…; маленькая, ловкая, проворная…; серый, колючий…; рыжая хитрая… Отгадка сопровождается стихотворением или потешкой.

Загадки способствуют развитию памяти, воображения, образного мышления, быстроты умственных реакций. Подбираю загадки по персонажам сказок или потешек. Отгадка обязательно сопровождается подвижной игрой, т. к. подвижные игры учат проговаривать уже знакомые потешки, стихи, и просто слова в ходе игры: «Коза рогатая», «У медведя во бору», «Карусель», «Пузырь», «Гуси, гуси», «Совушка-сова» и другие. Дети с огромным удовольствием перевоплощаются в различных персонажей сказок, имитируют движения, изображают повадки зверей.

Предлагаю воспитанникам широкий спектр настольных дидактических игр :

Игра «Разрезные картинки». С помощью этой игры воспитанники учатся осознавать целостность чего либо, складывать из частей что-то единое. Интерес к игре повышается тем, что её можно сделать на магнитах или «фланелеграф». Играть можно сидя за столом или стоя у магнитной доски. Использую картинки с изображением сказочных персонажей, иллюстрации к сказкам. В ходе игры рассказываю стихи, потешки. Интересуюсь, в какой сказке встречается тот или иной персонаж, и находим его в книжке.

Игра «Сказка на магнитах» развивает мелкую моторику рук, логическое и пространственное мышление, творческие способности, а так же позволяет запомнить сюжет сказки. Предлагаю воспитанникам увлекательное задание: расположить по порядку всех персонажей на магнитной доске и рассказать сказку. Одновременно задаю множество интересных вопросов.

Игра «Дополни картинку» направлена на развитие логического мышления, внимательности, мелкой моторики. Позволяет закрепить названия сказок и вспомнить её героев.

Игра «Найди отличия». Цель игры - развитие произвольного внимания. Маленьким детям ещё трудно найти отличия, но эта игра позволяет вести диалог, вспоминать знакомые сказки и её героев.

Игра «Кто лишний». Развивает умение находить лишний предмет или персонажа сказки и объяснять - почему он лишний. Использую игрушки и картинки. Правила варьируются в зависимости от темы.

Игра «Чья тень?» развивает зрительное восприятие, внимание, логическое мышление позволяет вспомнить героев сказки, события которые в ней происходили, более детально рассмотреть иллюстрации.

Предлагаю детям творческие задания: после чтения сказки «Теремок» изобразить обстановку в домике и т. п. Приобщая детей к литературе, использую выразительное чтение вслух, опираясь обязательно на наглядный материал. Чтобы вызвать интерес к прочитанному произведению с помощью игрушек разыгрываем сценки из произведений.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, стараюсь превратить в своеобразные маленькие спектакли. Использование дидактических игр позволяет мне более детально проработать каждое произведение, заинтересовать воспитанников.

Таким образом, обычная повседневная деятельность в режимных моментах для детей становится более интересной и продуктивной благодаря использованию дидактических игр по развитию речи. Дети многому учатся: расширяется и обогащается словарный запас, повышается речевая активность, что в наше время для детей просто необходимо.

В заключении хочется отметить, что проводимая работа позволяет детям отвечать на вопросы простыми и сложными предложениями. Речь стала более эмоциональной, выразительной. Они стали инициативны и активны в общении. Знают сказки, стихи, потешки. Дети используют полученные знания в самостоятельной игре.

Перечисленные игры тем и хороши, что в них можно играть не только в детском саду, но и дома. В них может включаться вся семья и играть в них можно где угодно. Литературные игры не требуют специальной долгой подготовки, вариативны и самое главное – обладают несомненным развивающим эффектом.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Использование природного и бросового материала в создании дидактических игр и пособий для развития детей с ОВЗИспользование природного и бросового материала в создании дидактических игр и пособий для развития детей с ОВЗ Экология, в последнее время, является одним из приоритетов для государ-ства наряду с образованием, демографией и здравоохранением. В 2019.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников»Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников» Воспитание музыкальной культуры ребёнка – одна из важных задач всестороннего развития дошкольников. Музыкальное воспитание предусматривает.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Педагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенкаПедагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенка Самая важная работа воспитателя - это работа не только с детьми, но и их родителям. Я думаю, что всем родителям бывает интересно узнать.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Библиотека изображений:

Публикация Использование дидактических игр в процессе развития речи дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Климакина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование дидактических игр в процессе развития речи дошкольников
Опубликовано: 7 февраля 2022 в 17:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД