Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Использование арттерапии как элемент приобщения дошкольников к ЗОЖ»

Людмила Никитина
Консультация для воспитателей «Использование арттерапии как элемент приобщения дошкольников к ЗОЖ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТТЕРАПИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.

Бондарева Людмила Александровна воспитатель, МДОУ ЦРР д/с № 454,

I квалификационная категория.

В одном мгновеньи видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти бесконечность

И небо – в чашечке цветка. (Уильям Блейк)

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование арттерапии как элемент приобщения дошкольников к ЗОЖ“» размещена в разделах

Кажется, эти слова мог сказать ребенок. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка.

Вспомните, какое значение придает ребенок своим «драгоценностям» (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.). Так почему бы эти «необычные материалы» не включить в работу? Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить.

Педагогам, участвующим в образовательном процессе дошкольного учреждения, необходимо владеть методами и приемами руководства различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Методика руководства изобразительной деятельностью детей основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Сначала ребенку доставляет удовольствие ритм движения руки, которая удерживает и направляет пишущий предмет. Потом – в процессе дальнейших художественных занятий – ребенок начинает понимать, что линией можно заменить, изобразить или обозначить какую-то форму. Но если в 2,5 года ребенок может «раскрепостится» в рисунке и сделать это быстро, не имея определенного замысла, то уже в подготовительной к школе группе появляется нерешительность, боязнь не справится с работой. А желание творить в младшем школьном возрасте может вообще пропасть из-за неумения, на взгляд ребенка, правильно нарисовать что-то. Из-за чего это происходит? Причины могут быть разными.

Но самой главной причиной, является неумение педагогов развивать эстетическое и эмоциональное восприятие у детей.

Решение этой проблемы видится в новом подходе к преподаванию изобразительной деятельности. В частности, через направление артпедагогики (эмоциональное образование). Артпедагогика – одно из направлений арттерапии. В последнее время слово «арттерапия» все чаще звучит в профессиональной среде психологов, педагогов, художников, людей занимающихся детским творчеством, и у каждого есть свое видения того, что есть лечение искусством (арт – искусство, терапия - лечение).

Арттерапия – это метод изменения состояния структуры мироощущения человека посредством самостоятельной творческой деятельности, позволяющей выразить его эмоции и иные содержания психики.

В своей работе с детьми мы используем различные виды арттерапевтической техники, которые помогают снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка.

- Живопись пальцами. Такой вид живописи благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Кроме того, краски растекаются и переливаются, как эмоции. С помощью красок ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение во вне, происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это позволяет отследить эмоциональное состояние ребенка. Живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включится ребенку в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма.

Тяга к экспериментам, желание все потрогать, часто пресекается родителями.

Поэтому мы предоставляем детям возможность преодолеть этот запрет, удовлетворить потребность запачкаться (и за это не будут ругать) – очень важные моменты.

Предварительно, дети надевают фартуки, даются краски и закрывается поверхность стола клеенкой.

Когда дети начинают рисовать, педагог начинает вместе с ними, показывает им, как это делать. По окончании работы расспрашивает, что дети нарисовали, а дети в свою очередь рассказывают, о чем рисунок. Беседы проходят с каждым ребенком принимавшим участие в работе.

- Работа с глиной. Оставляет приятные ощущения, позволяет расслабиться. Гибкость и податливость глины дает возможность получать тактильные ощущения. Ошибки при работе легко исправляются. Этот вид творчества самый наглядный и позволяет наблюдать за состоянием ребенка. Еще глина обладает свойствами, способствующими заживлению ран. Занятия с глиной позволят снять стресс, помогают выражению чувств, избавится от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщить к социальной активности необщительных детей. А так же занятия с глиной помогут восстанавливать эмоциональное равновесие.

В нашей группе имеется ящик с инструментами для работы с глиной: картофельная толкушка, палочки для размешивания, баночки под воду для смачивания глины.

При работе ребенку позволяется почувствовать глину. Для этого совместно выполняются следующие задания:

- закрываем глаза и почувствуем кусок глины, подружимся с ним. Какой он? Гладкий? Ровный? Плотный? Выпуклый? Холодный? Теплый? Влажный? Сухой? Тяжелый или легкий?

- отложим его и отщипнем кусочек большой и поменьше;

- сожмем, разглаживаем глину пальцами, тыльной стороной руки. После того как разгладили глину, ощупываем то место, где разглаживали;

- соединим все кусочки вместе, чтобы получился шарик;

- протыкаем глину;

- пошлепаем по ней, пощупаем место от шлепка;

- отрываем кусочек и можно сделать змею, сжимаем в кусок.

- Игры с песком. Совместные игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

- при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;

- развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;

- с развитием тактильно – мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством «заземлять» негативную психологическую энергию; игры и упражнения с песком гармонизируют психоэмоциональное состояние детей. А так же активизируют творческие способности.

Для игры с песком в группе имеется:

Деревянный ящик, чистый песок, кувшин для воды, чтобы можно было смочить песок, миниатюрные фигурки, отражающие окружающий мир, орудия труда - песочные наборы, объекты среды обитания - дома, заборы, деревья, детали для строительства, сказочные герои, естественные природные объекты.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Формирование основ здорового образа жизни старших дошкольников, элемент режим дня, посредством проектной деятельности Старший дошкольный возраст является определяющим этапом, как в становлении жизни, так и в формировании основ здорового образа жизни. В этом.

Использование вариативных педагогических технологий приобщения дошкольников к восприятию музыки. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает пересмотреть устоявшиеся в теории и практике целевые установки,.

Мини-музей «Русская изба», как форма приобщения дошкольников к истокам народной культуреМини-музей «Русская изба», как форма приобщения дошкольников к истокам народной культуре Имея немалый педагогический стаж работы с детьми дошкольного возраста, я всегда придерживаюсь идеи воспитания в каждом ребенке как можно.

Нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к культуре хакасского народа Нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой настоящего времени. Однако в практике современного дошкольного.

Родительского собрание «Взаимодействие МБДОУ и семьи в вопросе приобщения дошкольников к миру книги» Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня наша встреча будет посвящена взаимодействию детского сада и семьи в вопросе приобщения детей к.

Занятие по развитию мелкой моторики у дошкольников посредством приобщения к фольклору «Весенняя капель» ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ Цель: Развивать мелкую моторику рук детей через приобщение к фольклору. Задачи: Углублять представления о сезонных изменениях.

Взаимодействие педагогов и родителей с целью сохранения физического здоровья детей и приобщения дошкольников к ЗОЖ. Взаимодействие педагогов и родителей с целью сохранения физического здоровья детей и приобщения дошкольников к ЗОЖ. Сохранение здоровья.

Формирование культуры поведения у дошкольников в процессе приобщения к музыкальной культуре Формирование культуры поведения у дошкольников в процессе приобщения к музыкальной культуре. Воспитание положительных нравственных качеств.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для воспитателей «Использование арттерапии как элемент приобщения дошкольников к ЗОЖ» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Никитина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование арттерапии как элемент приобщения дошкольников к ЗОЖ»
Опубликовано: 3 сентября 2015 в 21:02
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД