Лучший педагог года

Использование арт-терапии как условие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Светлана Пестрикова
Использование арт-терапии как условие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Использование арт-терапии как условие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Одной из наиболее актуальных и распространенных педагогических проблем является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности детей. Родители и педагоги не знают, как себя вести с тревожными, чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми, слишком болезненно переживающими любое замечание детьми.

Публикация «Использование арт-терапии как условие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах

Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков.

В старшем дошкольном возрасте ребенку приходится преодолевать многие трудности в общении, и прежде всего — со сверстниками. Дети сталкиваются с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения сверстников, с разной волей и отличительным чувством личности. Столкновения эти приобретают выраженные экспрессивные формы, например, агрессивные реакции, плаксивость, двигательную расторможенность.

В последнее время все чаще и чаще в системе дошкольного образования стали использоваться креативные методы коррекционно-развивающей работы, а в частности технологии Арт-терапии.

Так что же такое Арт-терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания.

Арт-терапия в учреждениях дошкольного образования – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько, на сколько ребенок готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.

Арт – терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.

Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.

Цели использования арт-терапии : гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Именно поэтому я в своей работе использую элементы арт-терапии, так как она способствует успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях коллектива, стабилизации эмоциональной сферы ребенка, снижению его тревожности, неуверенности в себе и агрессивности.

Изучая этот вопрос, я обратила внимание на то, что использование методов арт-терапии позволит мне решать сразу несколько педагогических задач:

1. Развивать у ребенка дошкольного возраста социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;

2. Привлечь детей к активной продуктивной деятельности, способствующей развитию всех психических процессов.

3. Формировать у ребенка старшего дошкольного возраста адекватную самооценку.

Главная цель нашей деятельности с элементами арт – терапии является достижение психологического здоровья ребёнка и развития его творческого потенциала. Занятия по арт-терапии или с элементами арт-терапии дарят детям радость познания, творчества.

Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т. д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.

Показания для проведения детской арт-терапии :

• упрямство;

• агрессия;

• страхи; тики, заикание, навязчивости и др. ;

• частая смена настроения;

• задержки речевого и психического развития;

• кризисные ситуации;

• трудности в общении со сверстниками и/или взрослыми;

• возбудимости или апатичности;

• изменение места жительства;

• подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;

• потери родительского контроля над ребенком, непослушание.

• застенчивости и неуверенности в себе;

• агрессивность;

• гиперактивность;

Основные принципы занятий арт-терапией :

1. Желание ребенка — основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

2. Поощрение и благодарность ребенку.

3. Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.

4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце деятельности, рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые даёт и ребёнку. Только тогда у ребёнка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.

5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.

6. Для закрепления достигнутого результата необходимо многократное повторение. Это способствует созданию атмосферы необычности, таинственности происходящего и помогает свершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.

Педагогическая арт-терапия — это волшебная страна, в которой ребёнок научится быть самим собой, сможет воспринимать чувства других, и использовать эмоции в качестве средства общения. Помощниками педагогу будут волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство образов и красок произведений великих художников и самих малышей. В своих маленьких шедеврах дети передают свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться своему «Я».

Одна из главных педагогических задач — взаимодействие, которое строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Преимущества арт-терапии для дошкольников заключаются в том, что арт-терапия совмещает в себе и психологию, и медицину, и педагогику, а значит способствует достижению многих целей, а самое главнее, выделению массы преимуществ.

• Во-первых, обстановка на занятиях абсолютно безопасная. Нет конкуренции, каждый ребенок занимается интересующей его деятельностью и достигает поставленных целей.

• Во-вторых, благодаря тому, что после каждого занятия получается видимый результат (рисунок, танец, песня, поделка и т. д., можно проследить физические, психические изменения в развитии малыша, насколько изменилось его мировоззрение.

• В-третьих, каждый ребенок, благодаря данным методикам имеет возможность осознания собственной ценности.

Творчество тесно связано с жизнью ребёнка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Дети еще не умеющие ясно выражать свои мысли, уже умеют рисовать, лепить, фантазировать. Именно, методики арт-терапии позволяют ребёнку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят свои чувства, эмоции.

В работе с детьми дошкольного возраста успешно применяются такие арт-терапевтические методы как музыкотерапия, сказкотерапия, изотерапия, песочная терапия, игротерапия.

Терапия изобразительным творчеством.

Особенностью изотерапии в работе с детьми дошкольного возраста является её использование для создании положительной мотивации. Именно изотерапия помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, создаёт ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, развиватет фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы. Изотерапия имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений.

Музыкальная терапия.

Она подразделяется обычно на активную (когда ребенок сам играет) и пассивную (прослушивание музыки). Использование музыкотерапии в педагогическом процессе при работе с детьми дошкольного возраста, безусловно, связано с решением основных задач педагогической практики: образования, развития и воспитания человека.

Слушая музыку, ребенок «вживается» в музыкальные образы, пробуждающие ассоциации, почерпнутые из его личной жизни, и способствующие развитию положительных эмоций. Восприятие музыки оказывает положительный эффект на эмоциональную и интеллектуальную деятельность детей, активизирует зрительное восприятие, улучшает внимание, кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта.

Песочная терапия.

При упоминании песка сразу всплывают в памяти приятные ощущения струящихся сквозь пальцы песчинок на пляже. А кто-то представляет домики куличики, которые дети строят при помощи формочек. Поистине гипнотическое воздействие этого природного материала на психику позволило применять его в песочной терапии.

Песок можно заменить любыми другими сыпучими материалами (гречка, рис, манка).

Ритмичное воздействие на пальцы и ладони само по себе оказывает успокаивающее действие, и задействуют мелкую моторику. По этому принципу мы для успокоения крутим что-то в руках, перебираем бусы и пр.

Сказкотерапия.

Сказка — любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства.

Сказка помогает в работе с неуверенными, агрессивными, слишком застенчивыми, детьми; с проблемами ложного стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, неврозами энурезами. Кроме того, сказкотерапия позволяет ребенку осознавать свои проблемы и видеть пути их решения.

Ритмотерапия.

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально — ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.

Мандала-терапия – это, прежде всего, терапия (с греческого – лечение, оздоровление).

Рисование мандал является прекрасным лечением для тех детей, которые подвержены различным страхам. Во время рисования страхи, которые спят глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного расслабления.

Также в процессе рисования мандал оживает генетическая память и прорабатываются аспекты прошлых воплощений. Приятно наблюдать за изменениями, которые происходят с детьми при работе с мандалами. Налаживаются отношения с детьми, в семье, на работе.

Чем больше соприкасаешься с прекрасным миром мандал, тем больше понимаешь глубину знаний, и область их применения, а в свободное время можно нарисовать ее обычной шариковой ручкой, штрихами с разным направлением и с разной силой нажатия.

Работа с пластическими материалами.

Для этого Вам понадобится любой материал, из которого можно лепить: глина, тесто, пластилин. Вы можете лепить какие-то картины (тогда это будет просто выражением текущего эмоционального состояния, можете лепить страхи или переживания.

Игротерапия — Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются черствые, бедные душой дети — а затем и взрослые.

Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь — игра!

Игра самоценна. Она, вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает «зону защиты» для ребенка. «Я в домике», — часто произносят дети, испытывающие страх или усталость. Игра — самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

Игра для ребенка — естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. «Очевидно, что игрушки для детей — слова, а игра — речь.

Детям бывает очень непросто поделиться со взрослым, да и друг с другом, своими переживаниями и чувствами. Но все свои чувства, весь свой опыт они легко, непринужденно и естественно могут прожить в игре, выбрав определенный игровой материал, действуя с ним определенным образом, разыгрывая и тем самым вновь и вновь проживая определенные ситуации. Все это дает возможность чуткому и мудрому взрослому постичь «ландшафт детской души». Игра предоставляет уникальную возможность ребенку реорганизовывать, преображать свой опыт, свой личный мир.

Техника фотоколлажа и аппликаций – способствует снятию мышечного напряжения, развивает абстрактное мышление и креативность.

Таким образом, арт-терапия в дошкольных образовательных учреждениях – это не просто метод коррекции и развития посредством художественного творчества, это процесс в котором он получает удовольствие, а так же одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми.

Сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает детям, родителям, педагогам наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

Список используемой литературы

• Баряева Л. Б. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно – развивающей среде. Издательство: Каро серия: Коррекционная педагогика ISBN : 978-5-89815-805-7 2016.

• Кисилёва М. В. Арттерапия в работе с детьми СПб. : Речь, 2016.

• Торшилова Е. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей у детей 3-7 лет / Теория и диагностика / М. : Искусство,2013.

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:

Публикация Использование арт-терапии как условие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Пестрикова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование арт-терапии как условие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Опубликовано: 14 августа 2020 в 14:53
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД