Папки-передвижки

Исследовательский проект «Волшебный песок»

Наталия Левина
Исследовательский проект «Волшебный песок»

Проект

«Волшебный песок»

Подготовили:

Воспитатели – Левина Наталия Николаевна

Бубнова Любовь Николаевна

2021 г.

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта в дошкольное образование требует реализации “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о которых говорится в федеральном законе об образовании. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. Ведь игра для ребенка — это необходимая, естественная и любимая деятельность. А что может быть ближе и органичнее, чем игра в песок. Деятельность с песком активизирует правое полушарие и дает возможность ребенку проявить свой творческий потенциал, что, в целом, позитивно сказывается на общем состоянии. Песочная терапия ориентирована на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы. Её акцент — на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, какой он есть.

Публикация «Исследовательский проект „Волшебный песок“» размещена в разделах

Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Песок и вода, как естественные природные материалы, обладают уникальными свойствами и способностью вызывать образы определенного характера, которыми не обладают другие материалы. Человек, руки которого прикасаются к песку, инстинктивно пытается придать определенную форму своим чувствам и мыслям… Так песочная терапия становится уникальным способом общения с миром и самим собой; способом снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Паспорт проекта

Вид проекта : познавательно – исследовательский, игровой, творческий.

По содержанию: дети старшей группы, воспитатели, родители.

По количеству участников: коллективный, дети старшей группы «Лучик».

Срок реализации проекта : краткосрочны (октябрь – ноябрь).

По роду деятельности: исследования, наблюдения, опыты, продуктивная деятельность.

Актуальность проекта

В последние годы в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка, но при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. При решение этих проблем одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия. Благодаря этому относительно новому методу, у ребёнка развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира. С целью развития эмоционально – волевой сферы для детей по средствам песочной терапии и был разработан проект волшебный песок.

Проблема: особые трудности дошкольники испытывали при ответах на вопросы о песке. Были слабо развиты способности к самовыражению и творческому восприятию мира. На основании возникших проблемных ситуаций я решила, приступить к разработке и реализации данного проекта. Обоснование проблемы: современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применения в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов, который дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему успешно адаптироваться к школьному обучению. С детьми старшей группе был разработан проект «Волшебный песок». В ходе реализации проекта дети познакомились с новыми приёмами работы с песком. Дети свободно используют знания и умения в своей детской деятельности. Идея песочницы великолепна, поскольку песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать ощущение разнообразия природы, и ощущение возможностей своего тела. Она позволяет ребёнку или целой группе детей реально строить свой личный мир, ощущая себя его творцом. Песочница развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки.

Цель проекта : Основная цель проекта развитие у детей интереса к познанию и практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – песка. Способствовать развитию мыслительной и коммуникативной деятельности. Развитие речи, познавательных процессов и мелкой моторики рук.

Задачи проекта :

Образовательная область «Познавательное развитие» : расширение представлений у детей о неживой природе (о песке) посредством выполнения экспериментальной деятельности;

Образовательная область «Коммуникативное развитие» : развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми; обогащение словарного запаса, развитие связной речи, коммуникативных навыков.

Образовательная область «Социализация» : развитие умения работать в малых группах;

Образовательная область «Художественное творчество» : приобщение детей к изобразительной деятельности, при использовании нетрадиционной техники изобразительного искусства (пескография).

Основными методами и приёмами проекта являются :

Организованная образовательная деятельность;

Наблюдения;

Эксперименты;

Игры с песком;

Опыты с песком;

Дидактические и словесные игры;

Беседы;

Чтение художественных произведений;

Продуктивная деятельность.

В основе проекта лежат следующие принципы:

1. Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие и обеспечение единства воспитательных и развивающих целей и задач.

2. Принцип индивидуально дифференцированного подхода предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также особенностей группы в целом.

Предварительная работа:

Беседы о песке;

Чтение художественной литературы (загадки, стихи);

Рассматривание песка;

Эксперименты, игры (песочная терапия);

Рисование песком

Предполагаемый результат:

Для детей:

1. Ребята узнают о свойства песка.

2. Дети будут отличать, и называть характерные признаки песка.

3. Дети научатся проводить простейшие опыты.

4. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению в мире природы.

5. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они будут учиться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

6. У детей повысится уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.

7. Дети получают удовольствие от деятельность с взрослыми и сверстниками.

Для педагога:

Повысится теоретический уровень знаний и профессионализм;

Продолжится освоение метода проектирования -как метода насыщения детской деятельности, который даёт возможность расширить образовательное пространство.

Оформление результата проекта в виде презентации.

Для родителей:

Родителям сообщается тема, и даются домашние задания:

1. Совместно с ребенком рассмотреть песок под лупой

2. Проводя игры с песком, развивать словарный запас ребенка.

3. Отгадывать загадки про песок.

4. Заучивать стихотворения о песке.

5. Повысится уровень экологического сознания.

Риски.

1. Низкий познавательный интерес детей.

2. Низкая информированность родителей.

Предупреждение рисков.

Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группе работу по разъяснению запланированных задач по проекту : «Волшебный песок», привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

Этапы реализации проекта :

1 этап: Подготовительный этап

1. Выявление первоначальных знаний детей о песке.

2. Информация для родителей о предстоящей деятельности.

3. Подбор программно-методического обеспечения.

4. Пополнение предметно - развивающей среды группы.

2 этап: Основной этап

Образовательная область Содержание Задачи

Познавательное развитие ООД «Путешествие по пустыне»

Наблюдение за песком во время ветра

Игра «Волшебные секреты».

Экспериментирование с песком.

Опыт №1 Песок может двигаться

Опыт № 2 Рисунки из песка на стекле.

Опыт № 3 «Куда исчезла вода»

Опыт № 4 Отпечатки на сухом и мокром песке

Опыт № 5 Из чего состоит песок

Опыт № 6 Сравнение мокрого и сухого песка по весу.

Опыт № 7 Можно ли песок сделать цветным

Уточнить и закрепить знания детей о свойствах сухого и мокрого песка, способах работы с ним.

Выяснить, что песок движется, если на него дуть.

Выяснить, что на сухом песке можно рисовать.

Выяснить, что песок впитывает влагу.

Выяснить, что мокрый песок лучше сохраняет форму.

Посмотреть из чего состоит песок, как выглядят песчинки.

Определить с детьми вес мокрого и сухого песка.

Определить с детьми, как можно покрасить песок.

Речевое развитие Беседа об аккуратном обращении с песком.

Беседа «Для чего нужен песок»

Беседы на тему: «Правила безопасного поведения в песочнице», «Как человек использует песок.

Рассматривание картины: «Дети в песочнице».

Чтение стихов: В. Берестов «Посреди двора – гора», Н. Хилтон «Я полил песок водой», И. Финк «Песочница», А. Сметанин «Мы на пляже», А. Полетаева «Нам привезли песок на сад», С. Кашлев «Мы в песочнице играем».

Загадки на тему: «Песок».

Чтение «Сказка про песок и солнечный свет». Воспитывать у детей умение слушать друг друга, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Расширять словарный запас детей, учить высказывать свое мнение.

Формирование интереса к стихотворному творчеству о правилах безопасного поведения в песочнице.

Знакомство с художественными произведениями о песке.

Художественно-эстетическое развитие Рисование на песке: «Песочный человечек». «Узоры на песке»

Аппликация из песка: «Песочные картинки»

Лепка из песка «Испечем торты» Воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

Продолжать знакомить детей со способами изображения человека, продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции.

Развитие детского творчества, воображение, удовлетворение потребности детей в самовыражении;

Социально-коммуникативное развитие Сюжетно – ролевые игры:

«Строители», «Печём пироги».

Игра «Что я закопала в песок

Игра «Детские секретики»

Игра «Отыщем клад»

Подвижные игры:

«Песчинки», «Тень», Закрепление знаний о свойствах сухого и мокрого песка, способах работы с ним.

Учить анализировать свои действия в игре, планировать размещение в пространстве.

Формировать умение ответственно относиться к порученному заданию, умение и желание доводить дело до конца, стремление делать его хорошо.

Физическое развитие Пальчиковая гимнастика на песке:

«Солнышко», «Черепашка», «Гроза». Подвижные игры: «Топчем дорожки», «Попади в цель», «Норки для мышки» Развивать общую и мелкую моторику, формировать навыки самоконтроля за своими движениями, совершенствовать основные виды движений.

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Игры с песком», «Песочная терапия»

3 этап: Заключительный этап

Результаты реализации проекта :

- у детей сформировался комплекс знаний о свойствах сухого и мокрого песка, способах работы с ним;

- расширились средства познания и естественно научный опыт детей, связанный с познанием свойств песка и предметов, изготовленных из песка;

- дети познакомились со значением песка в жизни живых существ и для человека;

- обогатился игровой опыт детей;

- совместно с детьми использовали различные нетрадиционные техники ИЗО деятельности, развивать творческие способности детей, создать максимальную свободу для проявления инициативы и фантазии;

- родители вовлечены в образовательный процесс, у них сформировалась компетентность педагогической позиции.

- дети стали аккуратнее в обращении с песком, научились играть со сверстниками рядом. Познакомились с правилами игры в песочнице.

Внедряя любой проект, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала ДОУ.

Для родителей была проведена консультация: «Игры с песком», «Песочная терапия».

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Волшебный песок»Дидактическое пособие «Волшебный песок» Игры с песком — очень распространенная форма естественной деятельности ребенка. Песочницу хорошо применять на занятиях для развития и.

Информационный-исследовательский проект «Волшебный мир космоса» в группе общеразвивающей направленности 4–5 летИнформационный-исследовательский проект «Волшебный мир космоса» в группе общеразвивающей направленности 4–5 лет Информационный – исследовательский проект «Волшебный мир космоса» в общеразвивающей направленности группе от 4-5 лет. Тип проекта: информационный.

Конспект проекта «Волшебный песок»Конспект проекта «Волшебный песок» Конспект проекта в средней группе «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК» Воспитатель Мартемьянова Ю. М. Возрастная группа: 4-5 лет Тема: "Волшебный песок" Актуальность.

Конспект занятия по сенсорному развитию для детей с ОВЗ «Волшебный песок»Конспект занятия по сенсорному развитию для детей с ОВЗ «Волшебный песок» Конспект занятия по сенсорному развитию для детей с ОВЗ Тема: «Волшебный песок» Цель: развитие мелкой моторики. Образовательные задачи:.

Мастер-класс «Волшебный песок»Мастер-класс «Волшебный песок» .

Педагогическое мероприятие с детьми раннего возраста «Волшебный песок»Педагогическое мероприятие с детьми раннего возраста «Волшебный песок» Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению неживой природы, развитие познавательного интереса. Задачи:.

Познавательно-исследовательский проект «Чудо-песок» для детей раннего возрастаПознавательно-исследовательский проект «Чудо-песок» для детей раннего возраста Актуальность: Маленькие дети уже исследователи. Любая деятельность малыша-источник познания. Дети очень любят экспериментировать. В процессе.

Познавательно-исследовательский проект «Удивительный песок» для детей раннего возрастаПознавательно-исследовательский проект «Удивительный песок» для детей раннего возраста .

Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок»Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок» Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок» «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо.

Тренажёр по песочной терапии «Волшебный песок»Тренажёр по песочной терапии «Волшебный песок» Попова Валентина Тренажёр по песочной терапии "Волшебный песок" Цель: психотерапевтическое воздействие на детей Задачи: развивать мелкую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Волшебный песок»
Опубликовано: 27 февраля 2023 в 20:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД