Получи документы

Исследовательский проект «Развитие элементарных математических представлений средством дидактической игры у детей»

Елена Котлярова
Исследовательский проект «Развитие элементарных математических представлений средством дидактической игры у детей»

Тема исследовательского проекта :

«Развитие элементарных математических представлений средством дидактической игры

у детей подготовительной группы»

Воспитатель: Котлярова Елена Анатольевна

МБДОУ д/с №1 «Улыбка»

2022 – 2023 учебный год

Содержание

1. Титульный лист… -1

Публикация «Исследовательский проект „Развитие элементарных математических представлений средством дидактической игры у детей“» размещена в разделах

2. Содержание…. -2

3. Актуальность…-3-4

4. Проблема, цель, задачи…---5

5. Констатирующий эксперимент (1) …--- 6-7

6. Перспективное планирование…. – 8-13

7. Констатирующий эксперимент (2….- 14

8. Психолого-педагогические выводы….-15

9. Приложения….-16

Актуальность.

«Без игры нет, и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это огромное светлое

окно, через которое в духовный мир ребенка

выливается живительный поток представлений,

понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

До введения ФГОС ДО подготовка детей к школе сводилась к элементарному обучению счету, письму, чтению. Наибольшие трудности испытывают в школе не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Простое и порой скучное обучение счетным операциям не обеспечивает ребенку его всестороннего развития. ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему - то учат.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Многие исследователи (Л. С. Выготский, В. И. Селиверстов, А. И. Сорокина и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников.

Дидактические игры математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания в виде занимательного математического материала. Это «игры, специально предназначенные для реализации целей обучения. Они развивают сенсорные (чувственные) ориентировки детей (на форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве и т. д., наблюдательность, внимание, память, мышление, счетные умения, речь, представления об окружающем». Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, наличие определенной цели и предполагаемого результата. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы, для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различии, выделении, названии множеств, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей.

Дидактические игры и игровые упражнения способствуют развитию любознательности и умственных способностей (задачи- шутки, загадки, головоломки). Математические задачи учат детей думать, логически мыслить, расширяют их представления об окружающем. Слушая условия задачи, ребенок должен быть очень внимательным, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать. В процессе решения задач закрепляются не только навыки счета, но и такие понятия, как форма, цвет, величина и т. д.

Проблема.

Проанализировав результаты диагностики в старшей группе, выявила, что не у всех детей высокий уровень усвоения знаний элементарных математических представлений. Сделав выводы своей работы, решила разнообразить наглядность дидактическими играми и упражнениями. Поэтому, для решения данных задач был разработан проект «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Цель.

Создание дидактических и педагогических условий для развития любознательности у детей дошкольного возраста, как основы познавательной активности.

Задачи.

1. Развивать у детей интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Закрепить навыки количественного и порядкового счёта;

3. Закрепить состав числа в пределах 10;

4. Учить детей сравнивать множества;

5. Закрепить знания о временных представлениях (времена года, части суток, названия месяцев, дни недели);

6. Закрепить знания детей о свойствах геометрических фигур;

7. Научиться решать веселые математические задачи и головоломки;

8. Способствовать воспитанию самостоятельности.

9. Побуждать родителей к участию в реализации проекта, к занятиям по формированию математических представлений с детьми дома.

10. Разработать перспективный план по использованию дидактических игр в образовательной деятельности и режимных моментах.

11. Создать подборку дидактических игр для развития математических представлений у дошкольников.

Гипотеза.

Использование специально подобранных дидактических игр способствует развитию элементарных математических представлений у детей.

Констатирующий эксперимент (часть 1) :

1. «Сосчитай – сколько предметов»

2. «Угадай, какая цифра пропущена?»

3. «Сложи из палочек»

4. «Составь узор»

5. Какая фигура следующая?

Констатирующий эксперимент (часть 1)

№ п/п

Список воспитанников Вопросы

1 2 3 4 5

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

ВЫВОДЫ: При выполнении заданий выяснила, что у детей нет стопроцентных ответов по всем заданиям. Дети не умеют ориентироваться в пространстве, не знают цифр, не умеют определять величину. Задания выполняли без особого желания.

• Формирующий эксперимент

Формирующий эксперимент проводится с сентября 2022 г. по май 2023 г.

Разработанный перспективный план дидактических игр предусматривает отбор дидактических игр в соответствии со следующими критериями:

-соответствие игрового материала задачам исследования;

- включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения;

- доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала.

Игры используются во всех формах работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста: на занятиях; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной деятельности.

Перспективное планирование

по теме «Развитие математических представлений средством дидактической игры»

№ п/п Содержание Сроки реализации

1. «Мухоморы» - упражнять детей в счете в пределах «10», уметь соотносить количество предметов с цифрой; упражнять в знании цифр.

«Веселый счет» - Закреплять порядковый счет в пределах 10;

«Веселая цифра» -учить выкладывать цифру по образцу, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.

«Что и где?» - продолжать учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами «слева», «справа», «за», «сбоку».

«Фигуры» - закреплять знания о геометрических фигурах, ориентацию в пространстве.

«Загадки и отгадки»(из счетных палочек)- закреплять представления о геометрических фигурах. сентябрь

2. «Божьи коровки на ромашках» - формирование умения сравнивать, сопоставлять числа и цифры, расставлять их в прямом и обратном порядке.

«Лабиринты»- развивать игровой замысел, умение составить и реализовать игровую задачу; активизацию умственной деятельности детей.

«Теремок» (ТРИЗ)-закреплять знания о цифре.

«Четвертый лишний»- продолжать упражнять в классификации предметов по разным признакам.

«Когда это бывает?» -закрепить названия частей суток.

«Гео «Геометрическая мозаика» - закрепить знания о

геометрических фигурах (треугольнике, круге,

квадрате, об основных цветах;

формировать умение создавать образ предмета из геом геометрических форм; развивать зрительное

восприятие, внимание, память.

«Украсим салфетку» -учить ориентироваться в прост пространстве находить середину, верх, низ, левый, й. верхний, нижний угол.

«Танграм»- упражнять детей в сравнений треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.

«Назови скорей»- учить называть последовательно месяцы.

Развлечение «Загадочное путешествие» октябрь

3. «Математический цветок» - Закреплять знания о составе числа.

«Загадки и отгадки» (из счетных палочек выложить отгадки)

«Сложи узор» -учить составлять узор из геометрических фигур на плоскости.

«Геометрическая мозаика» закрепить знания о геометрических фигурах, об основных цветах; формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм.

«Танграм»-упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры.

«Веселая цифра»- учить выкладывать цифру по образцу, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.

«Когда это бывает?» закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку.

«Живая неделька»- закреплять знания о днях недели.

Развлечение «В поисках клада в стране математике»

ноябрь

4. «Какая фигура следующая» -закреплять знания о геометрических фигурах, развивать внимание, наблюдательность.

«Волшебное лукошко» - Закреплять знания о составе числа.

«Игра с палочками»- развивать пространственные представления, закреплять знания о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, развивать мелкую моторику рук.

«Божьи коровки» - упражнять детей в счете в пределах «10», уметь соотносить количество предметов с цифрой; упражнять в знании цифр.

«Лабиринты»- развивать игровой замысел, умение составить и реализовать игровую задачу; активизацию умственной деятельности детей.

«Украсим салфетку»- учить ориентироваться в пространстве; находить середину, верх, низ, левый, правый, верхний, нижний угол.

«Какой крокодил самый длинный»- Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.

«Задачи в стихах»- совершенствовать умения решать задачи в стихах. декабрь

5. «Найди пару» -соотносить число с цифрой; счет до 10; развитие мелкой моторики.

«Полянка» - закреплять знания о составе числа.

«Геометрическая мозаика» -закреплять знания о геометрических фигурах.

«Неделька» - продолжать учить называть дни недели по порядку.

«Колумбово яйцо»- учить составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец ; развивать логическое мышление

«Кто скорее свернет ленту" - продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".

«Задачи в стихах»- совершенствовать умение решать задачи в стихах.

Развлечение «По следам колобка» январь

6. «Поймай рыбок» - закреплять знания о составе числа.

«Сложи узор»- Учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа, воспитывать сообразительность, внимание.

«Бегите к цифре» - упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание.

«Игра с палочками» - упражнять в умении составлять геометрические фигуры из счетных палочек, развивать воображение детей.

«Найди отличия»

«Три шага» -ориентироваться в пространстве, умение слушать и выполнять инструкции.

«Геометрическая мозаика» -закреплять знания о геометрических фигурах.

«Назови скорей»-закрепить название дней недели.

«Волшебный круг»- учить составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец ; развивать логическое мышление

февраль

7. «Кривые зеркала»

Цель закреплять умение считать, ориентироваться в цифрах, уч учить находить предыдущее и последующее число.

«Укр «Украсим салфетку» -учить ориентироваться в прост пространстве; находить середину, верх, низ, левый, й. верхний, нижний угол.

«Геометрическая мозаика» -закреплять знания о геометрических фигурах.

«Подбери ножку к шляпке мухомора» - закреплять знания о составе числа

«Игры с палочками»

«Разложи по порядку»- упражнять в сравнении предметов по длине и ширине

«Аквариум»- учить называть пространственное направление (влево, вправо, вверх, вниз, закреплять знание цвета.

«Веселый счет» - Закреплять порядковый счет в пределах 10; закреплять знания детей ориентироваться в пространстве при помощи слов над, под, слева, справа, на, в середине, между.

Математический досуг «В царстве точных наук» март

8. «Наседка»- упражнять детей в счете в пределах «20», уметь соотносить количество предметов с цифрой; упражнять в знании цифр.

«Танграм» -складывать силуэт без образца, развивать воображение детей.

«Три шага» -учить ориентироваться в пространстве, слушать и выполнять инструкции.

«Поймай рыбку» - закреплять знания о составе числа.

«Неделька, стройся»- упражнять в названии последовательности дней недели.

«Загадки и отгадки»(из счетных палочек)- закреплять представления о геометрических фигурах.

«Лабиринты»- развивать игровой замысел, умение составить и реализовать игровую задачу; активизацию умственной деятельности детей.

«Какая фигура следующая?»

апрель

9. «Полянка»- закреплять знания о составе числа.

«Отгадай число» - продолжать учить различать и называть цифры в пределах 20.

«Геометрическая мозаика» - закреплять знания о геометрических фигурах.

«Мухоморы» упражнять детей в счете в пределах «10», уметь соотносить количество предметов с цифрой; упражнять в знании цифр.

«Назови пропущенное слово» - учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.

«Кто скорее свернет ленту" - продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".

«Найди ошибку»

«Математические фокусы»

Математический КВН май

• Констатирующий эксперимент (часть 2)

№ п/п

Список воспитанников Вопросы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

Итог: высокий уровень –

выше среднего –

средний –

ниже среднего –

Психолого-педагогические выводы:

1. Исследование показало, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.

2. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

Приложение (фотоматериал, проекты, разработки игр, пособий и т. п. по теме исследовательского проекта)

1. З. А. Михайлова. Пособие «Игровые занимательные задачи для дошкольников», 2000г.

2. Соловьева Е. П. «Математика и логика для дошкольников», М., «просвещение», 2002г.

Публикации по теме:

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений детей 2–4 лет «Закончи ряд»Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений детей 2–4 лет «Закончи ряд» Дидактическая игра «Закончи ряд» довольно интересная логическая игра. Данная игра подходит для детей уже с двух лет. Игра направлена на.

Дидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представленийДидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представлений Дидактические игры для детей дошкольного возраста имеют огромное значение, в дошкольных образовательных учреждениях их используют практически.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Конспект по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Развитие логического мышления Цель: Продолжать измерять при помощи линейки. Развивать логическое мышление. Материал: Карточки с изображениями; линейки; цветные палочки.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в форме игры «Что? Где? Когда?» Цель: развивать математические способности детей. Задачи: Образовательные: Закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Развитие математических представлений посредством дидактической игрыРазвитие математических представлений посредством дидактической игры «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Развитие речи, элементарных математических представлений и познавательной сферы посредством кубиков ЛегоРазвитие речи, элементарных математических представлений и познавательной сферы посредством кубиков Лего Эффективным решением в работе коррекционного педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является применение конструктора.

Развитие элементарных математических представлений «Счет в пределах 5» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Развитие элементарных математических представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Развитие элементарных математических представлений средством дидактической игры у детей»
Опубликовано: 11 июля 2023 в 16:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД