Получи документы

Исследовательский проект «Откуда в хлебе берутся дырочки»

Александра Фёдорова
Исследовательский проект «Откуда в хлебе берутся дырочки»

Ханты-Мансийский автономный округ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального образования города Нягань

"Детский сад №7 "Журавлик" комбинированного вида"

Откуда в хлебе берутся дырочки

Исследовательский проект

Участники проекта :

Азарчик Вероника

Самойлов Вадим

Подготовительная к школе группа

Руководитель проекта :

Публикация «Исследовательский проект „Откуда в хлебе берутся дырочки“» размещена в разделах

Фёдорова Александра Юрьевна

Воспитатель

Нягань, 2021

Оглавление

Введение…. 3

Основная часть…4 - 7

Заключение…. 8

Список литературы….9

Введение

«Хлеб – всему голова», «Без соли, без хлеба – половина обеда» - так в разные времена с любовью говорили о хлебе. Хлеб – это любимый продукт и детей, и взрослых.

Каждый день в детском саду на завтрак, обед и ужин, мы едим разные блюда, но они не были бы такими вкусными без хлебушка. У меня возник вопрос, почему же хлеб такой вкусный, ароматный, воздушный и откуда в нем огромное количество маленьких дырочек? Мы начали думать и обсуждать с ребятами, а почему в хлебе есть дырочки, откуда они появляются и почему они такие разные? Было много предположений, тесто при выпекании кипит как вода в кастрюле, и потому образуются дырочки. Кто-то из ребят решил, что пекарь сам дырявит тесто, перед тем как кладёт в печь. Были и такие мнения, что, когда тесто месят, в нём появляются пузырьки воздуха». И тут я предложил «Может попробуем сами сделать тесто и испечь хлеб, и тогда всё узнаем».

Гипотеза: Мы предположили, что если мы сможем испечь хлеб, то узнаем, почему в хлебе появляются дырочки и почему они такие разные.

Цель: Выяснить, почему появляются дырочки в хлебе, и что влияет на их размер.

Задачи:

1. Найти информацию о хлебе : какой бывает хлеб, когда он появился;

2. Узнать, как выпекают хлеб;

3. Узнать, почему в хлебе появляются дырочки;

4. Испечь хлеб, чтобы в нем было много дырочек;

5. Выяснить, что влияет на количество и размер дырочек.

Объект исследования : процесс выпекания хлеба.

Предмет исследования : образование дырочек в хлебе.

Методы исследования :

сбор информации из разных источников, опрос, экскурсия, сравнение, анкетирование, экспериментирование, обобщение.

Описание работы

Свою работу по проекту мы начали с поиска информации, как появился хлеб. Мы обратились к сотрудникам библиотеки, и они рассказали нам много интересного. В выходной с родителями мы отправились в библиотеку и узнали, что, Хлеб – это один из древнейших продуктов. На вопрос о том, когда он появился, никто не сможет ответить точно. Существует такая версия, что однажды люди нашли растущие колосья пшеницы и ржи, попробовали их съесть и поняли, что зёрна утоляют голод. Позже люди научились делать из зёрен муку, её заливали горячей водой и получалась вязкая масса-похлёбка, которую люди ели, как горячее блюдо. Нам стало интересно, можем ли мы сейчас приготовить такую похлебку. И тогда, Александра Юрьевна, предложила нам очистить несколько пшеничных колосков, запарить зернышки кипятком и попробовать их на вкус. Оказалось, что – это действительно, правда - пшеничные зерна питательные и сытные. Однажды человек случайно пролил похлёбку на печь, и пока он думал, как же убрать её, масса припеклась – получилась мучная лепёшка. Людям понравился вкус лепёшки, и с тех пор они стали употреблять зёрна пшеницы именно в таком виде. Существует ещё одна легенда. Однажды в древнем Египте человек, который выпекал лепёшки, забыл тесто на солнце. Стояла сильная жара, тесто прокисло. Но тогда мука была очень ценным продуктом и за её порчу наказывали. Человек никому не рассказал о том, что случилось, а просто испёк лепёшки из испорченного теста. Лепёшки на удивление оказались намного пышнее и румянее. Новый метод выпечки стал применяться постоянно.

Из истории появления первого хлеба мы поняли, что в его составе были только мука и вода. А сейчас в наших магазинах можно увидеть много разного хлеба. Мы с воспитателем попробовали простой пшеничный и ржаной хлеб, хлеб с добавлением орехов, изюма, даже специй. Хлеб по вкусу был разный, но в каждой булке хлеба были дырочки. Затем мы решили узнать у детей и родителей нашей группы, что они знают о хлебе и какой хлеб они любят. Оказалось, что все очень любят хлеб, вкусы у всех разные, кому – то нравится пшеничный, а кому-то больше ржаной. Дырочки в хлебе видели все, и считается, что чем больше дырочек в хлебе, тем он воздушнее, пышнее и от этого – вкуснее.

Мы уже многое узнали о хлебе, но ответ на свой вопрос, откуда берутся в хлебе дырочки, мы так и не нашли. Тогда мы решили обратиться к поварам детского сада. Тогда, наша тайна открылась. Повара нам рассказали, что это связано с химической реакцией – брожением. Чтобы появилось брожение в тесте для хлеба, нужны дрожжи. Дрожжи - это полезные бактерии, они настоящие сладкоежки! И для того, чтобы они росли и размножались, их нужно – накормить. Что мы и сделали. Лучше дрожжи растут в теплой сладкой воде или молоке. Попадая в тесто, они сразу принимаются за дело. Дрожжи поедают сахар и выделяют углекислый газ. Чем больше углекислого газа в тесте, тем больше пузырьков! Когда хлеб выпекается, пузырьки в жаркой печи лопаются, газ уходит, а дырочки в хлебе остаются. Вот почему в хлебе появляются дырочки! Ещё повара нам сказали, что для приготовления вкусного хлеба необходимо соблюдать важные условия для теста: дрожжи, наличие сахара в тесте, время и тёплое место для подъёма. Прежде чем приступить к выпечке своего хлеба, мы решили убедиться, так ли уж важны эти условия и что будет, если мы их не выполним.

Мы взяли пшеничную муку, сахар, и дрожжи, и приступили к нашим опытам.

Опыт №1 «Дрожжи сладкоежки»

Повара нам сказали, что для активности дрожжей необходим сахар. Для опыта взяли стакан с водой, насыпали дрожжи, размешали и стали наблюдать. Прошло 10 минут - никаких изменений не было, тогда мы положили в стакан ложку сахара. Спустя ещё 10 минут в стакане выросла большая шапка из мелких пузырьков.

Вывод: Чтобы дрожжи начали выделять углекислый газ им нужен сахар.

Опыт №2 «Дрожжи нуждаются в тепле»

Мы взяли две пластиковые бутылки с водой, в которые насыпали дрожжи и сахар. Александра Юрьевна, сказала, что на бутылки мы наденем резиновые перчатки, для того, чтобы увидеть, как дрожжи выделяют углекислый газ, если активно - перчатка надуется. Сначала мы поставили бутылку на батарею и увидели, что через некоторое время перчатка начала надуваться, а дрожжи подниматься. Затем мы поставили бутылку за окно, перчатка на наших глазах, стала падать.

Мы заметили, что пузырьков стало меньше и Александра Юрьевна, сказала нам, что дрожжи перестали расти.

Вывод: Дрожжи активно растут, находясь только в тёплом месте. Итак, пришло время испечь свой домашний хлеб. Мы использовали два вида муки пшеничную и ржаную. Замесили тесто и добавили дрожжи. Поставили его в тёплое место. И наблюдали, пока тесто поднимется. Тесто подходило примерно час. Спустя время мы увидели, что тесто стало намного больше и даже вылезло за край посуды. Мы поставили тесто в духовку. Через некоторое время мы увидели, что тесто поднялось еще выше.

Когда наш хлебушек испёкся, мы дали ему немного остыть, потом разрезали каждую булку и убедились, что в обоих видах нашего хлеба - есть дырочки.

В пшеничном хлебе – дырочки большие, в ржаном – поменьше! Но в обоих видах хлеба дырочек было – очень много. Александра Юрьевна, сказала нам, что дрожжи не всегда можно применять при выпекании. Так как у некоторых людей есть аллергия на дрожжи. И предложила нам попробовать испечь бездрожжевой хлеб.

Опыт №3 «Получится ли хлеб без добавления дрожжей».

Мы решили проверить, а какой будет хлеб, если, замешивая тесто, дрожжи мы добавлять не будем? Мы взяли муку, воду, сахар и немного соли, замесив тесто, мы испекли хлеб без дрожжей. Когда хлеб был готов, мы увидели, что он получился твердым, тяжелым и в нем совсем не было дырочек.

Вывод: Для того, чтобы хлеб был воздушным и вкусным – дрожжи нам необходимы.

Поэтому испечённый на дрожжах хлеб мы принесли в группу и угостили всех ребят. Несмотря на то, что хлеб был из разной муки, он всё равно был пышным, мягким и по - своему вкусным! Все ребята нашей группы, попробовавшие вкуснейший домашний хлеб, захотели тоже испечь его дома.

А ответ на наш вопрос, что же всё - таки влияет на появление дырочек в хлебе, мы нашли. Это зависит того добавляются ли в тесто дрожжи или нет.

Но после опыта с бездрожжевым хлебом, у нас остался вопрос, что делать людям, у которых аллергия на дрожжи, как им быть, неужели им всю жизнь придется есть не мягкий и не пышный хлеб?

И тогда, Александра Юрьевна, рассказала нам о том, что при выпечке хлеба пекари используют различные виды закваски. Но это уже повод для дальнейших исследований.

Заключение

Итак, в ходе работы над проектом мы смогли решить все поставленные задачи и подтвердить свою гипотезу. Мы узнали, как появился хлеб. Узнали, что дырочки в хлебе появляются благодаря дрожжам. Дрожжи, поедая сахар, выделяют углекислый газ, который лопается при выпекании и остаются дырочки в хлебе. Мы сами смогли испечь мягкий и очень ароматный пшеничный и ржаной хлеб, соблюдая все необходимые условия.

В следующем году мы решили продолжить наше исследование и сравнить, какой хлеб вкуснее : дрожжевой или на закваске, как делает свой хлеб Александра Юрьевна.

В качестве памятных подарков мы приготовили брошюрки с лучшими рецептами выпечки хлеба и вкусный ароматный хлебушек по нашему рецепту.

А ещё Александра Юрьевна изготовила для нас «Хлебную копилку», в которой мы храним интересную информацию про хлебушек, это фотографии разного хлеба, пословицы, поговорки, загадки.

Спасибо за внимание! Задавайте пожалуйста свои вопросы!

Список литературы

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хлеб

2. https://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/post301040445/

3. https://rodnaya-tropinka.ru/detyam-o-hlebe/

Публикации по теме:

Конспект беседы по познавательному развитию на тему «Откуда берутся болезни?» в старшей группе Цели: 1. Формирование представлений о здоровье, микробах и болезнях; 2. Рассказать простые сведения про способы распространения болезней и.

Конспект НОД «Откуда берутся нитки и ткани» Конспект НООД по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы по теме: «Откуда берутся нитки и ткани» Автор-составитель Дьяченко.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Откуда берутся снежинки»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Откуда берутся снежинки» Цель: закрепление знаний о том, что такое снежинки, как они появляются, какие имеют свойства и внешний вид. Задачи: - развивать у детей.

Консультация для родителей и педагогов «Откуда берутся люди-потребители и как правильно воспитать ребёнка, чтоб он им не стал» Психологический портрет человека-потребителя: Потребителями всегда руководит личная выгода. Они делят людей на группы: Родители, родственники.

Консультация для родителей «Откуда берутся избалованные дети?» Часто в адрес молодых родителей можно услышать такие слова от окружающих людей, особенно пожилых людей, которые замечают, что их ребёнок.

Познавательно-исследовательский проект «Откуда пришел к нам хлеб»Познавательно-исследовательский проект «Откуда пришел к нам хлеб» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1981» Познавательно - исследовательский проект «Откуда.

Проект «Откуда книга к нам пришла» Паспорт проекта Название проекта:"Откуда книга к нам пришла" Состав и возраст проектной группы:Обучающиеся группы общеразвивающей направленности.

Проект «Откуда пришла книга»Проект «Откуда пришла книга» Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей, максимально обогатить знания и представления детей.

Проект «Откуда текут молочные реки»Проект «Откуда текут молочные реки» 1. Введение Проект предполагает организацию образовательной работы по плану «Здоровое питание» с детьми старшего дошкольного возраста. Реализация.

Творческо-познавательный проект «Откуда берётся мёд?»Творческо-познавательный проект «Откуда берётся мёд?» Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКОУ «Кирсановская СОШ», дошкольная группа. У пчелы забот немало! Только утром.

Библиотека изображений:

Публикация Исследовательский проект «Откуда в хлебе берутся дырочки» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Александра Фёдорова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Исследовательский проект «Откуда в хлебе берутся дырочки»
Опубликовано: 3 мая 2022 в 21:14
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД