Лучший педагог года

Исследовательская технология в ДОУ

Чулпан Бикчентаева
Исследовательская технология в ДОУ

Исследовательская технология в ДОУ

(выступление на педагогическом совете)

Подготовила:

Бикчентаева Ч. Х.

воспитатель МАДОУ

«Детский сад №69»

2019

Исследовательская технология в детском саду

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

Публикация «Исследовательская технология в ДОУ» размещена в разделах

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!

Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;

- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Основой исследовательской деятельности являются:

Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного

прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его

эффективности.

Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.

Исследовательская активность – естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.

Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе:

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)

Значение исследовательской деятельности для детей:

Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные

Развивается речь ребенка.

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.

Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Опыт.

И так мы свами выберим экспериментальную экспериментальную деятельность, так какон является одним из методов развивающего обучения, направленная на выработку самостоятельных исследовательских умений.

Отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

1. Упражнение «Вдох-Выдох».

Сейчас медленно и глубоко вдохните и выдохните 2-3 раза. Чувствуете что-нибудь?

Вывод: Воздух проходит по дыхательному пути и попадает в легкие.

2. Можно ли почувствовать воздух?

Поднесите руку ближе к лицу и подышите на нее. Что ощущаете?

Вывод: Воздух можно чувствовать.

3. Можно ли поймать воздух? (Каким образом)

На столе платок, ведро, перчатки, мешок, ленточка, палочка – можно с этими предметами поймать воздух? (пробуют).

Вывод: предметы из резины и полиэтилена могут удерживать воздух

4. Фокус. «Мыльные пузыри».

У меня в стаканчики с волшебной трубочкой. Возьмите стаканчики в левую руку, а трубочки придерживайте правой рукой. Аккуратно, подуйте в волшебную трубочку. Что это? (Мыльные пузыри). А в мыльных пузырях есть воздух.

Вывод: Оказывается и таким способом можно поймать воздух.

Таким образом: воздух невидимый, не имеет запаха, но можно его ощутить.

Успешность эксперимента

Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым

Ребенок- исследователь с рождения, но осознанно что –то делает с 5 лет, а готовность ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста.

Публикации по теме:

Фотоколлаж «Здоровьесберегающая технология»Фотоколлаж «Здоровьесберегающая технология» Авторы: Поносова Анфиса Михайловна, Щеголькова Елена Владимировна Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь.

Лего-технология Лего -технологии- технологические наборы, ориентированы на изучение основных механических принципов и элементарных технологических решений,.

Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология технология в ДОУ Алекберова Т. И. старший воспитатель МАДОУ №161 «Ёлочка» Г. Улан-Удэ, Республика Бурятия Аннотация: в статье раскрывается реализация музейной.

«Клубный час». Педагогическая технология Педагогическая технология социализации дошкольника «Клубный час» Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут.

Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология «Если ты знаешь средство укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок значит ты воспитатель».

Технология «Загадки»Технология «Загадки» Технология «Загадки». В отличие от выше перечисленных модулей, эта технология используется нами не так часто, как остальные. Когда и как.

Технология исследовательской деятельностиТехнология исследовательской деятельности Технология исследовательской деятельности. Воспитатель: Калинина Т. М. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи– и я.

Педагогическая технология в ДОУ «Клубный час» Педагогическая технология в ДОУ - «Клубный час» Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного.

Технология организации квеста Различают квест-игры и игры-путешествия: Игра-путешествие предполагает: - четкий, заранее заданный маршрут; - на каждом этапе детям предлагается.

Здоровьесберегающая технология «Сказкотерапия» Один из видов здоровьесберегающей деятельности Сказкотерапия Особенности сказкотерапии с детьми По мнению ряда авторов: Савченко С. Ф. ,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Исследовательская технология в ДОУ
Опубликовано: 29 октября 2019 в 19:10
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД