Лучший педагог года

Исследовательская работа «Взыскание долга»

Оюна Чимитдоржиева
Исследовательская работа «Взыскание долга»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

УО МО «Мухоршибирский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тугнуйская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа по теме :

Роль языковых средств

в художественном тексте

(на примере рассказа Хоца Намсараева «Взыскание долга»)

Выполнил: Будаева Гэсэгма - ученица 7 класса

Тугнуйская СОШ Мухоршибирского района

Руководитель: Чимитдоржиева Оюна Владимировна

Публикация «Исследовательская работа „Взыскание долга“» размещена в разделах

учитель бурятского языка

Когда исчезнет из глаз тропа,

по которой мы шли, прежде всего,

мы оглядываемся назад,

чтобы по направлению пройденного угадать,

куда идти дальше. Двигаясь ощупью в потемках,

мы видим перед собой полоску свет,

падающую на наш дальнейший путь –

история с уроками и опытам,

которые она отбирает у убегающего от нас прошедшего.

В. И. Ключевский.

Введение

В наши дни, в ходе динамичного процесса социального и культурного развития страны усвоение культурной художественных достижений предшествующих исторических эпох находит благоприятную почву в характере отношения нашей современности к культуре прошлого. Национальная классика участвует в процессе обогащения современной литературы, плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. В условиях литературного процесса широкая закономерность вовлекает в свою орбиту и опыт многовекового искусства, и свежие силы образующихся литератур, несущих в себе богатство национального фольклора.

Актуальность исследования заключается в том, чтобы научиться вчитываться в текст художественного произведения, прочувствовать мысль автора через выразительные и изобразительные средства языка.

Объект исследования – языковые средства бурятской художественной литературы.

Предметом данного исследования является проблема художественно – изобразительных функций языковых средств.

Цель исследования – 1) изучить средства выражения категорий эмоциональности и выразительности; 2) выявить их роль в созданий образности в произведении Хоца Намсараева «Взыскание долга».

Определены следующие задачи: - выявить языковые средства категорий эмоциональности и выразительности в произведении Хоца Намсараева;

- исследовать роль этих языковых средств в созданий эмоциональной атмосферы;

-изучить степень использования языковых средств в художественном тексте, а также в созданий образа героев в литературном произведений.

В соответствии с поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования :

- метод наблюдения и описания;

- приёмы сравнительно – сопоставительного метода.

1. Особенности литературного языка в произведениих Хоца Намсараева

Изучение стиля художественных произведений - это наиболее сложная область литературоведения, соединяющая, как утверждает академик Дмитрий Лихачёв, две различные дисциплины : языкознания и литературоведения.

Стиль Хоца Намсараева стал образцом художественности в бурятской литературе. Своей практикой он создал и выработал основные принципы художественности литературы. К стилю такого самобытного и яркого писателя, каким был Хоца Намсараев, следует подходить как к сконцентрированному выражению эстетических идеалов бурятского народа в области изящной словесности, как сфокусированному богатству народной речи.

Проза Намсараева напоминает стихотворную речь с внутренними созвучиями, чередованием определенных ритмических периодов. Это самая настоящая образно-экспрессивная проза. Письмо писателя подчинено законам благозвучия и плавного течения звучащей речи. Но «звучность» намсараевского письма сориентирована не на театральную декламацию, с ее эффектами, а на восприятие образности, метафоричности речи в обстановке непринужденной, спокойной беседы с соседями, знакомыми или в семейном кругу.

Тонко чувствуя традиций народного восприятия художественного слова, он усовершенствовал, удлинил в периодах, скомпоновал в разных композициях ту же самую устную художественную речь, которая предназначалась для непосредственно реагирующих слушателей. И от этого сочетания его письмо получило напевность, складность, благозвучие.

Напевное, благозвучное письмо, окрашенность события лирическим чувством автора, метафорическое богатство языка – вот примерно те компоненты, которые придают неповторимость и оригинальность стилистической манере Хоца Намсараева.

Письмо Хоца Намсараева - это гибкая и упругая, равномерная и экспрессивная интонация, улавливающая и передающая само течение жизни в тех подробностях, которые зафиксировались в художественном создании бурят. Этот поток на пути своем задевает все, потому что в нем «разлита внимательная чуткость к миру». Эмоциональное воздействие намсараевского стиля объясняется еще и тем, что он погружает нас в неповторимую, пленительную обстановку живой, неторопливой, как само течение бурятской жизни. Вспомните любую сцену, где есть диалоги, или еще лучше ту обстановку, в которой происходят беседы. Бадма, услышав от старика Доржи, что невеста, которую они ожидают, исчезла, возвращается обратно в летник и, обращаясь к чинно сидящим по обе стороны очага гостям, говорит: «Зай,убгэд, ноёд»! (Ну, почтенные старики и господа). Его слова сразу же задают нужную интонацию.

В намсараевском стиле сказовость и монологичность – эти две ипостаси богатого художественного письма – слиты. За героем всегда чувствует автор и наоборот. Это потому, что герой и автор – выходцы из одной среды, из гущи народной. Но живая стихия народной речи пропущена через сердце автора, доведена до высокого образца «красного слова, до афористической меткости.

О произведениях Хоца Намсараева можно сказать, что письменная речь опирается на сказовую речь мастера рассказывать, но в то же время автор широко использует приемы зрелых реалистических литератур, и потому нельзя сказать, что повествовательная проза Намсараева целиком уподобляется звучащей художественной речи.

И так, изучая художественные произведения Хоца Намсараева мы пришли к выводу что, его письмо стало образцом национального реалистического стиля, выражением бурятского национального духа,благодаря историку – бытовой полноте,сатирической остроте, поэтической взволнованности,раскованности слога,народной основе, метафорической точности.

2. Роль языковых средств в рассказе «Взыскание долга»

Хоца Намсараев стоял у истоков новой, зарождающейся литературы и в новом качестве, как профессиональный писатель, видел громадную литературно - художественную задачу, : высмеять языковыми средствами литературы старый мир, уничтожить его в общественном мнении: показать людям народную жизнь, помочь им понять и оценить её; поднять уран Yгэ (образное, меткое слово) до уровня искусства, сделать бесценные богатства бурятской речи общенародным достоянием. Особое место в становлении творческого метода писателя занимают рассказы. В первых рассказах Хоца Намсараев, создавая выразительные образы, характеризующие прошлую жизнь, ещё не мог обрисовать с полной силой новых людей, новую действительность. Мы подробно будем исследовать рассказ «Взыскание долга», в котором как бы совмещены фольклорное и литературное начало. В рассказе герой действуют в рамках заимственного из бытовых сказок сюжета, но уже при некоторой соотнесенности реального и сказочного.

В этом рассказе встречаются очень много средств языковой выразительности. Автор умело использует в тексте такие языковые средства художественной литературы как олицетворения, синонимы, пословицы, эмоционально – оценочные слова, образные выражения, фразеологизмы, эпитеты, способствующие эмоциональности и выразительности художественной речи.

Рассмотрим на примерах использования языковых средств в тексте рассказа «Взыскание долга»

«Ветхое стойбище Даши Галшинова …» далее характеризуется как «черное и лохматое».Этот необычный синонимический ряд служит для усиления значения слово ветхий, создавая впечатления убогости, крайней нищеты. Приведенное далее сравнение «точно корневище упавшего дерева» выразительно дополняет эту картину. Аллитерированные периоды, синтагмы, парные слова, без которых невозможна устная речь бурята, создают особый интонационный строй, в котором легко угадывается, мысленно воображается читателем устная интонация: «Всю жизнь мы с тобой прожили в голоде и холоде, в горе и бедности», … «Вы забрали нашу корову – кормилицу, единственная она, кормилица –поилица наша, забрали лошадь – помощника …».

Эмоциональность, с которой воспринимал мир писатель, выплескивалась у него наслаждение образным словом «… ты, Цырен,злее цепного пса», «этот изверг явился», исчерпывающей четностью эпитета, перед которым бессильны были бы подробные характеристики: «… тем же приторным голосом Улекшинов закончил», «…сказал сладким голосом ….».. Писатель использует семантико – стилистические возможности бранных слов для дифференциация речи персонажей : «… ну, здравствуй, старая!», «ты старуха…» «…замолчи карга!», «Что за чертовщина?»

Одна из отличительных особенностей намсараевского стиля состоит в мастерских психологических портретных характеристиках героев. Обилие пословиц и поговорок, содержащих оценку того или иного героя, положительного или отрицательного, усиливает либо одобряющую, либо ироническую интонацию повествования:

«шерсть у хищного зверя нежная, а повадки жестокие…», «да пропадёт с голоду волк,да подохнет в дороге грабитель…», «кто найдет один унт, останется с одной ногой…».

Эмоциональность, метафорическая насыщенность создаё т полную иллюзию достоверности происходящего: «… вспыхнули жадным огнем…», «глаза побелели…». Таким образом. В рассказе Хоца Намсараева «Взыскание долга» использование художественно- изобразительных средств речи персонажей позволяет не только индивидуализировать её, но и способствует последовательному и объективному раскрытию образов героев в целом.

3. Заключение

Хоца Намсараев – один из любимых, читаемых писателей. С его произведениями я познакомилась недавно на уроках бурятского языка. В сборниках новелл «Так было» вошли рассказы, которые характеризуются общностью тем, широким использованием средств устной народной поэзии, острой сатирической направленностью. Знакомясь с художественными произведениями Хоца Намсараевича Намсараева, узнаешь его не только как мастера художественного слова, но и как глубокого знатока неисчерпаемого богатства устного народного творчества. Через эти рассказы я познакомилась с жизнью, бытом, социальными отношениями дореволюционного прошлого бурятского народа. Они своей сатирой направлены против лам, нойонов, показывают духовную красоту, ловкость, мудрость бедняков, превосходство их над богачами.

Мне хотелось бы продолжить знакомство с творчеством Хоца Намсараевича

Намсараева и считаю, что его произведения должны стать настольной книгой для овладения богатством бурятского языка и изучения истории своего народа.

Использованная литература

1. Очиров Н. Хоца Намсараев: литературный портрет, Улан-Удэ Бурятское книжное издательство 1988год;

2. Сборник статьей: Творчество Хоца Намсараева, Бурятский научный центр 1991 год;

3. Санжидаева Г. С. Книга для учащихся 5-8 классов русских школ «Тоонто нютаг» издательство «Бэлиг»

Прикреплённые файлы:

kabinet_8gdpa.pptx | 10680,67 Кб
 
Публикации по теме:

Исследовательская работа «Березовая кора» автор Закурдаев Кирилл, 5 лет Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Дульдургинский детский сад «Ромашка» Научно-практическая.

Исследовательская работа «Что за чудо эти сказки» Я очень люблю слушать сказки. Мне их рассказывают и читают родители перед сном, бабушка с дедушкой, а теперь я и сама умею их читать. Однажды.

Исследовательская работа «Профессия смелых» Введение В детском саду воспитатель нас знакомит с разными профессиями, я узнала, что каждая профессия по-своему является нужной и важной.

Исследовательская работа «Кто такой слон?» Исследовательская работа «Кто такой слон?» 1. Введение. Красавцы-слоны! Величавые, благородные, умные и внимательные. Большинство людей не.

Исследовательская работа «Мой любимый апельсин» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» г. Сосногорска Исследовательская работа Мой любимый.

Исследовательская работа «Особенности демотиваторов» Содержание Введение. … 3 Глава 1. Основные понятия о демотиваторах 1.1. Что такое демотиваторы 4 1.2. Происхождение.

Исследовательская работа «Этот волшебный мед» "Этот волшебный мед!" Проблема: частые простудные заболевания моих друзей, отсутствие знаний о полезных свойствах мёда нацелило меня на.

Исследовательская работа «Удивительный продукт — мед» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики.

Исследовательская работа «Мой родной язык» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Таптанайский детский сад «Солнышко» Исследовательская работа.

Исследовательская работа «Пенное извержение» Исследовательская работа по теме «Пенное извержение» Руководитель: Керн Алла Викторовна Оглавление 1. Введение…. 3.

Опубликовано в разделах:

Публикация Исследовательская работа «Взыскание долга» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оюна Чимитдоржиева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Исследовательская работа «Взыскание долга»
Опубликовано: 29 июля 2019 в 16:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД