МААМ-картинки

Исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста: понятие, структура, критерии, показатели и уровни развития

Юлия Зубченко
Исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста: понятие, структура, критерии, показатели и уровни развития

На основе анализа научной литературы исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста определяется как интеллектуально активная, инициативная, самостоятельная деятельность, направленная на поиск решения значимой для дошкольника проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств.

Публикация «Исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста: понятие, структура, критерии, показатели и уровни развития» размещена в разделах

Исследовательская активность понимается как практическое взаимодействие дошкольника с окружающим миром предметов и явлений с целью выявления, приобретения и преобразования новой, незнакомой информации, стимулирования познавательных процессов и саморазвития.

Рассматривая понятие «исследовательская активность» в своем исследовании, мы будем придерживаться формулировке представленнойН. Н. Поддьяковым, который доказал, что старший дошкольный возраст обеспечивает ребенку постоянную открытость к неизведанному, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в самостоятельной постановке вопросов и проблем. Он отмечал, что «детская исследовательская активность по освоению окружающего мира, это активность ребенка, которая направлена на поиск необходимой информации путем личного практического экспериментирования с объектом или явлением» (53).

На основе анализа современных публикаций следующих авторов И. Н. Быкова, Л. И. Геращенко, А. В. Гилева, Л. И. Гончарова и др. можно отметить, что исследовательская активность имеет определенную структуру со следующими компонентами:

- мотивационный компонент, связан с проявлением интереса к деятельности, желание вести исследовательский поиск, проявление настойчивости в достижении поставленной цели;

- содержательный компонент, направлен на применение способов и средств для исследовательского поиска;

- операциональный компонент, отражает практическое использование исследовательских умений (7; 11; 12; 14).

Изучая исследовательскую активность как целостное образование личности А. И. Савенков выделяет следующую структуру :

- интеллектуальный компонент, непосредственно связанный с развитием процессов мышления : анализа, синтеза, обобщения, сравнения и т. д. с помощью которых ребенок может определить существенные свойства и характеристики исследуемого объекта;

- волевой (регулятивный) компонент, с помощью которого ребенок может регулировать и развивать исследовательскую активность, путем постановки цели, преодоления возникающих трудностей, принятием важных решений, сосредоточенностью и целенаправленностью в процессе осуществления деятельности, отношением к полученным результатам и т. д. ;

- эмоциональный компонент, направленный на положительное эмоциональное отношение (помощь, отзывчивость, эмпатия, положительные эмоции и т. д.) к исследуемому объекту или явлению, проявляющийся во время взаимодействия со сверстниками или взрослыми в практической исследовательской деятельности;

- творческий компонент, который проявляется в умении переносить ранее усвоенные способы деятельности в новую, незнакомую ситуацию, комбинирование и применение уже знакомых способов деятельности в новые виды деятельности, проявление способности к оригинальной мыслительной деятельности (60).

В своих научных исследования, А. И. Савенков выделяет критерии, показатели и уровни развития исследовательской активности дошкольников. Рассмотрим их:

1. Показатели исследовательской активности :

- умение видеть проблему;

- умение формулировать и задавать вопросы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение делать выводы и умозаключения;

- умение доказывать и защищать свои идеи;

- умение самостоятельно действовать на этапах исследования.

2. Критерии исследовательской активности :

- самостоятельно видит и формулирует проблему, находит противоречие;

- самостоятельно формулирует и задает вопросы;

- проявляет волевые и интеллектуальные усилия, умозаключения, объясняет, строит планы, схемы, рисунки и т. д. ;

- активно высказывает гипотезы, предположения, предлагает оригинальные решения проблемы, дает полное логическое описание;

- формулирует в речи и анализирует полученный результат, замечает и выделяет несоответствие полученного результата, делает выводы;

- самостоятельно ставит проблему, отыскивает способ ее решения, осуществляет ее.

3. Уровни развития исследовательской активности :

- высокий уровень характеризуется умением самостоятельно видеть проблему, правильностью формирования вопросов, выдвижения гипотез; предположения; способностью выдвигать способы решения, аргументируя и доказывая их; самостоятельностью и осознанностью в планировании своей работы; способностью дать оценку результату, сделать выводы; замечать соответствие полученного результата гипотезе;

- средний уровень, характеризуется наличием у ребенка познавательного интереса; умением в большинстве случаев видеть проблему, высказать предположения по данной проблеме, выдвижение единственного решения; правильностью в планировании; самостоятельности в выборе материала для экспериментирования; настойчивостью и последовательностью в достижении цели; умением сформировать выводы самостоятельно, либо по наводящим вопросам; умением пользоваться доказательствами, но не всегда полно и логично; при организации деятельности требуется постоянная направляющая помощь взрослого;

- низкий уровень - характеризуется низким познавательным интересом; отсутствием активности в поиске проблемы; неумением самостоятельно сформулировать вопросы; неправильностью выстраивания гипотезы, планированием своей деятельности; затруднениями в подготовке материала и достижении поставленной цели; трудностями в речевых формулировках, неумением обсудить результаты.

В практической части нашего исследования мы будем применять критерии и уровни развития исследовательской активности, представленные в диссертационном исследовании О. В. Киреевой «Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования» (30). Рассмотрим их:

1. Критерии развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования:

- самостоятельно видит проблему, задает вопросы, выдвигает гипотезы, классифицирует, делает умозаключения и выводы, обобщает закономерности и явления;

- осуществляет поиск необходимой информации путем личного практического экспериментирования с объектом или явлением;

- предлагает несколько вариантов решения проблемы исследования, применяет более рациональный вариант;

- проявляет любопытство, любознательность, интерес к познавательной деятельности;

- умеет организовать и вести исследовательский поиск;

- проявляет настойчивость в достижении поставленной цели;

- правильно использует исследовательские умения в разных видах деятельности (30).

2. Уровни развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования:

- высокий уровень – исследовательская активность целиком инициируется самим ребенком и продиктована его внутренним состоянием. Ребенок умеет видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, делать умозаключения и выводы, обобщать закономерности и явления. Самостоятельно и независимо осуществляет поиск необходимой информации путем личного практического экспериментирования с объектом или явлением. Находит несколько вариантов решения проблемы исследования, применяет более рациональный вариант. Проявляет любознательность и интерес к экспериментальной деятельности, желание вести исследовательский поиск, проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. Применяет практическое использование исследовательских умений в разных видах экспериментальной деятельности;

- средний уровень – исследовательская активность инициируется как самим ребенком, так и под руководством взрослых. Ребенок умеет видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, но иногда допускает незначительные ошибки. Частично, не в полном объеме осуществляет поиск необходимой информации для исследования объекта или явления. Проявляет любознательность и интерес к экспериментальной деятельности, но самостоятельно вести исследовательский поиск затрудняется, бывает настойчив в достижении поставленной цели;

- низкий уровень – не проявляет исследовательской активности. Не умеет видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы. Самостоятельно не может осуществлять поиск необходимой информации для исследования объекта или явления. Не проявляет любознательность и интерес к экспериментальной деятельности, самостоятельно вести исследовательский поиск не может, никогда не проявляет настойчивость в достижении поставленной цели (30).

Таким образом, под детской исследовательской активностью понимается активность ребенка, которая направлена на поиск необходимой информации путем личного практического экспериментирования с объектами или явлениями окружающего мира. Исследовательская активность имеет определенную структуру со следующими компонентами: мотивационным компонентом, направленным на проявление интереса к деятельности, желание вести исследовательский поиск, проявление настойчивости в достижении поставленной цели; содержательным компонентом, направленным на применение способов и средств для исследовательского поиска; операциональным компонентом, отражающим практическое использование исследовательских умений.

Исследовательская активность тесно связана с развитием у детей исследовательских навыков и умений : видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать закономерности и явления и т. д.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Исследовательская работа «Домашние муравьи. Друзья или враги» для старшего дошкольного возрастаИсследовательская работа «Домашние муравьи. Друзья или враги» для старшего дошкольного возраста Сегодня хочу поделиться опытом исследовательской работы по теме "Домашние муравьи. Друзья или враги?" С этим проектом мы на днях участвовали.

Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.

Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной.

Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Развитие двигательной активности ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально.

Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.

Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Из опыта работы по реализации и достижению целей Проекта, мы отметили, что наши воспитанники проявляют большой интерес к произведениям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста: понятие, структура, критерии, показатели и уровни развития
Опубликовано: 30 августа 2022 в 19:38
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД