Лучший педагог года

Исследование развития памяти у детей младшего школьного возраста

Юлия Кайзер
Исследование развития памяти у детей младшего школьного возраста

Пояснительная записка.

В статье рассматривается малоизученная проблема исследования развития памяти у детей младшего школьного возраста. Важность рассмотрения этой проблемы определяется тем, что проблему исследования развития памяти младших школьников необходимо рассматривать не только в высшем, общем образовании, но и в специальном (коррекционном) образовании.

Публикация «Исследование развития памяти у детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

Память можно определить, как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Она лежит в основе развития способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений, т. е. память младшего школьника выступает первостепенным психологическим компонентом учебно-познавательной деятельности.

В статье дан краткий анализ научных трудов по проблеме исследования реализации развития памяти у детей младшего школьного возраста, представлены наиболее значимые, на взгляд автора, процессы, способствующие развитию и коррекции памяти младших школьников, которые возможно корригировать и развивать в процессе обучения и воспитания.

Ключевые слова: Дети младшего школьного возраста, память, развитие, исследование.

Введение.

На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. Хотя педагоги и знакомы с различными способами и приёмами развития познавательных процессов, но не всегда у них есть возможность целенаправленно обучать детей этим приёмам.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Работая над развитием памяти, проводя специальные игры и упражнения, мониторинги и диагностики, возможно, реально повысить успеваемость у учащихся и их учебную мотивацию.

Основная часть:

В психологии вопрос о путях развития детской памяти долгое время казался очень неясным, почти загадочным. В самом деле, развивается ли вообще память у ребёнка? Лучше ли память у взрослого, чем у детей?

Этот вопрос оказывается, не так прост, как это может показаться с первого взгляда. В самом деле, со временем люди жалуются на ослабление памяти. Можно сказать, что природная пластичность нервно-мозговой ткани (Ф. Семон и другие западные авторы называют её "мнимой" или "мнемической функцией") не развивается существенно в течении жизни индивида, а в некоторых случаях (при истощении нервной системы, переутомлении и т. д.) даже регрессирует, ослабевает.

Память младшего школьника такова, что непосредственная память и опосредованная существуют как бы в параллельных, почти не пересекающихся, плоскостях

В связи с возрастом относительным преобладанием деятельности с первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Младших школьники (особенно в первом и втором классах) склонны к механическому запоминанию, путем механического повторения, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Для ребенка 7-8 лет гораздо легче заучить, вызубрить, нежели осмыслить материал. Возникает ситуация, когда применение самого способа запоминания требует больше энергии, нежели запоминание без него. Вследствие этого применение способов обработки материала в целях повышения эффективности запоминания может иметь противоположный результат. Это явление носит временный характер. Как правило, к кому младшего школьного возраста (к 10-11 годам) продуктивность определенной памяти стабильно выше продуктивности непосредственной. При этом есть некоторые различия в запоминании мальчиков и девочек. Девочки охотнее запоминаю любой материалы, умеют заставлять себя, настраивать на запоминание, поэтому у них результаты произвольной механической памяти выше, чем у мальчиков. Мальчики оказываются более успешными в овладении или придумывании способов запоминания, поэтому в ряде случаев их опосредованная память оказывается более эффективной, чем у девочек.

Основной составляющей актуальности проекта является разработка методических рекомендаций, направленных на развитие и коррекцию процессов памяти младших школьников.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста является важным показателем формирования личности, во многом определяющей возможность дальнейшей социализации ребенка.

На сегодняшний день данные проблемы недостаточно разработаны, теоретических, а также экспериментальных наработок в данной области очень малое количество, именно поэтому необходимо выявить наиболее эффективные методики исследования памяти младших школьников.

В эксперименте использовались интегративные методы исследования : социально-педагогические, психологические виды обследования ребенка, социально-педагогическое прогнозирование, моделирование и проектирование, восхождение от абстрактного к конкретному, опытно-поисковая работа, комплексный социально-педагогический и психологический мониторинг, изучение, анализ и обобщение полученных результатов, а также использование передового опыта.

Научная значимость и новизна исследования заключается в систематизации различных методов и приемов исследования развития процессов памяти у детей младшего школьного возраста на уроках и внеклассных мероприятиях.

Заявленная тема имеет большое значение, как для всей системы образования России, так и для каждого отдельного региона, поскольку разработка моделей исследования и коррекции процессов памяти у детей младшего школьного возраста позволит выйти на более точный и управляемый прогноз формирования личности детей. Сможет привнести творческий импульс в работу вузов по формированию современных дисциплин, спецкурсов, учебных планов.

Если сравнить среднее количество слов, механически запоминаемое детьми различных возрастов и взрослыми, мы не увидим резкого развития этой функции. Как оказывается, поступательное движение памяти в детском и юношеском возрасте идет довольно медленно, а взрослые запоминают даже меньше слов, чем подростки. Получается, что память почти не развивается, и к зрелому возрасту должна ухудшиться. Но ведь память взрослого человека часто бывает, сильна и обширна. Так у кого память лучше - у ребенка или у взрослого?

Отвечая на этот вопрос, Л. С. Выготский говорит, что в разные возрастные периоды мы будем наблюдать различные формы пользования своей памяти. Если ребенок - шестилетка запоминает непосредственно, естественно запечатлевая предложенный ему материал, то ребенок школьного возраста обладает целым рядом приемов, с помощью которых ему удается запомнить нужное, он связывает этот новый материал со своим прежним опытом, прибегает к целой системе ассоциации, иногда, к каким-нибудь заметкам и т. д. Оба ребенка имеют одинаковую, в общем, память, но пользуются ею по-разному. Развитие памяти и заключается в таком переходе от естественных форм памяти к культурному.

Нами была выбрана одна из методик диагностики памяти младших школьников «Узнай фигуры».

Цель: Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки, в сопровождении следующей инструкции: «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Выводы:

Таким образом можно говорить о том, что проблема исследования познавательных процессов – одна из наиболее обширных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Высокие требования современной жизни к организации обучения делают проблему развития психических познавательных процессов школьников особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов.

Список использованной литературы:

1. Агафонов, А. Ю. Подходы к изучению памяти : историко - психологический анализ [текст] // Журнал прикладной психологии. - 2005. - № 6. - С. 26 -37.

2. Артамонова, Е. Г. Развитие памяти младших школьников [текст] / Е. Г. Артамонова // Народное образование. - Российский научно - педагогический журнал. - 2005. № 6. - С. 157-163.

3. Артамонова, Е. Г. Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования [текст] / Е. Г. Артамонова // Научные труды Московского Педагогического Государственного Университета. - 2005. - С. 363 - 369.

4. Артамонова, Е. Г. Дверь, открытая в хранилище прошлого. Способы развития памяти младших школьников [текст] / Е. Г. Артамонова // Сельская школа. - 2005. - № 3. - С. 100 - 105.

5. Артамонова, Е. Г. Память ваших учеников : можно ли её улучшить? [текст] / Е. Г. Артамонова // Народное образование. Российский научно - педагогический журнал. - 2005. № 5. - С. 159 - 164.

6. Артамонова, Е. Г. Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования [текст] / Е. Г. Артамонова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы Второй Всероссийской научно - практической конференции, 18 - 19 октября 2005 г. - 2005.

Публикации по теме:

Фотоотчет о мероприятии «День памяти и скорби» для детей младшего школьного возрастаФотоотчет о мероприятии «День памяти и скорби» для детей младшего школьного возраста Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у детей. Задачи: формировать гражданскую позицию у детей. Чувство любви к Родине. Воспитывать.

Динамическая открытка «Акула» для детей младшего школьного возрастаДинамическая открытка «Акула» для детей младшего школьного возраста Фрагмент занятия. Здравствуйте, ребята! Рассаживаемся по местам. Я всех вас очень рада видеть. Сегодня для работы нам понадобится цветной.

Конспект занятия «Робот» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Робот» для детей младшего школьного возраста Цель занятия: сконструировать робота из картона. Задачи: Образовательные: учить детей конструировать робота из картона, соблюдая симметрию.

Лэпбук «Россия — Родина моя» для детей младшего школьного возрастаЛэпбук «Россия — Родина моя» для детей младшего школьного возраста Представляю Вашему вниманию лэпбук «Россия - Родина моя». Данный лэпбук предназначен для детей младшего школьного возраста. В нём собран.

Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста.Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста. Дидактическое пособие лэпбук «Транспорт» представляет собой картонную папку формата А4 и предназначен для взаимодействия педагога с детьми.

Мероприятие, посвященное Дню памяти и скорби, для учащихся младшего школьного возраста.Мероприятие, посвященное Дню памяти и скорби, для учащихся младшего школьного возраста. Назначение: Материал предназначен для учащихся начальной школы. Данный материал будет интересен учителям начальных классов, педагогам.

Подвижные игры для детей младшего школьного возрастаПодвижные игры для детей младшего школьного возраста Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас вспомнить своё детство и поиграть вместе с нами в подвижные игры! Ещё десять лет назад такие игры,.

Презентация «Символы Победы» для детей младшего школьного возрастаПрезентация «Символы Победы» для детей младшего школьного возраста 9 мая 1945 года, 75 лет тому назад закончилась Великая Отечественная война. Все дальше от нас уходят события этой войны, и потому наша.

Сценарий ко Дню России для детей младшего школьного возрастаСценарий ко Дню России для детей младшего школьного возраста СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ РОССИИ в летней образовательной площадке «Радуга ТАЛАНТОВ» (возраст детей в отряде – 8-11 лет) Цели:.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Библиотека изображений:

Публикация Исследование развития памяти у детей младшего школьного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Кайзер на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Исследование развития памяти у детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 25 февраля 2022 в 11:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД