Папки-передвижки

Интегрированное занятие в старшей группе «В гости к ханты»

Мальцева Оксана Яковлевна
Интегрированное занятие в старшей группе «В гости к ханты»

Цель: дать знания о быте, традициях коренных народов, их культуре, орнаментальном искусстве, их традициях и обрядах, легендах, рассматривая их в неразрывном органическом единстве; развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка; воспитывать любовь детей дошкольного возраста к родному краю.

Оборудование и средства обучения: компьютер, проекционная система, костюмы для девочек ханты (национальный костюм народа ханты, выставка рисунков, плакаты «Женская одежда ханты», изделия ДПИ народов Югры.

Публикация «Интегрированное занятие в старшей группе „В гости к ханты“» размещена в разделах

Ведущими принципами отбора материала и конструирования хода мероприятия являются: краеведческий и нравственно-эстетический принципы. Материал насыщен произведениями фольклора (сказки, танцы, загадки, произведениями местных поэтов и писателей. В презентации показана красота Югорского края, культурный и духовный мир народов ханты и манси. Уделено внимание орнаментальному искусству и национальным видам спорта. Для визуального восприятия сказки, использовались иллюстрации, выполненные учителем.

Компьютерная презентация позволяет ярко, колоритно и лаконично представить весь материал мероприятия. Это вызывает интерес учащихся, позволяет им почувствовать свою сопричастность к культуре и истории Югорского края, прежде всего через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории. Помимо теоретической части, в мероприятии используется практическое занятие по рисованию.

Таким образом, открытое мероприятие «В гости к ханты является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, толерантности, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение традиций и края, в котором они проживают, развитие личности младшего школьника.

«В гости к ханты»

Звучит хантыйская песня, на протяжении всего мероприятия идет слайд шоу

Слайд 1,2

Ведущая:

Мы с вами сегодня, друзья дорогие.

Начнём про Сибирь интересный рассказ.

Нас ждут на пути и увалы большие,

И тайны шаманов, и предков наказ.

Узнаем немало о нашей Сибири

И станет нам ближе родная земля.

Мы вскоре узнаем, как жили здесь люди.

Чем славится наша родная Югра!

Слайд 3

К нам в гости пришла девочка народа ханты – Ланки, ее имя переводится с хантыйского – Белочка. Она будет мне помогать провести наше мероприятие.

Ланки: Вуща вулаты! Это на языке народов ханты, Здравствуйте!

Слайд 4,5

Ведущая: Когда-то на северной земле под название Югра хозяевами были обские угры – остяки и вагулы, что означает «человек» - это древнее название народов ханты и манси. Отсюда и название нашего округа – Ханты-Мансийский.

Слайд 6

Ланки: Сегодня мы с вами побываем в гостях у моего народа – ханты. Мы узнаем, где живет мой народ, познакомимся с удивительным миром народного творчества, поиграем в интересные игры и будем отгадывать загадки народов ханты и манси. Мы посетим стойбище.

Слайд 7

Ведущая: А на чем же мы поедем в стойбище, на каком транспорте? Самое подходящее средство – это нарты, они везде проедут и в снег не провалятся. Но наши нарты почему-то не едут. Отгадайте загадку и нарты поедут.

Снег копытом звонким бьёт

Чудный ягель достаёт. Олень

Молодцы!

Слайд 8

Вот он – северный олень,

Белый словно снег.

Пусть сугробы до колен,

Легок его бег.

Я сожму в руках хорей,

Только кину взгляд,

Только лихо крикну: «Эй!» -

Все скорее и скорей

Нарты полетят!

Слайд 9

Поехали!

Сюжетный этюд

Слайд 10

Вот мы с вами на стойбище ханты. Дом, в котором живут ханты, называется чум. В нем тепло и уютно, ведь чум покрыт оленьими шкурами.

Игра «Чум»

Слайд 11-14

И одежду ханты тоже себе шьют из оленьих шкур. Посмотрите, какие нарядные одежды! Потому что сегодня праздник. Люди оделись в самые красивые одежды. Когда вы идете на праздник, вы тоже красиво одеваетесь.

Слайд 15-20

А у ханты одежда особенная, посмотрите, какие на ней необычные узоры. Такой узор называется орнамент. В узорах воплотились явления природы. Любимые орнаментальные мотивы хантыследы зверей на снегу: след белки, лисы, бобра. Все это отразилось в орнаментальном искусстве. Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи ушки», нюхас «соболь»; птицы: васы олын «выводок утят», питы лук «глухарь», холх

тыхл «гнездо черного ворона»; растения: ай сумат нув «березовая ветка»; явления природы: серхайн юх «цветущий куст», вот хумпи «накаты волн»; и сам человек: хэ шоп «туловище человека». Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

Показ орнаментов «глухарка сна», «медведь», «след белки», «хвост тетерева», «заячьи ушки», «чешуя окуня».

Слайд 23

Ребята, а вы любите разгадывать загадки? Ханты знают очень много загадок, угадайте их!

Зимой, как ягель, серая, летом, как лист осины, коричневая. Белка

Ходит, а следов не видно. Рыба

В густом лесу два уголька носит. Заяц

Олень от них убегает - а они не отстают. Нарты

Слайд 21

Ланки:

Хантыйские узоры красивы и просты.

Вглядись, дружок, и скоро

Поймёшь их сердцем ты.

Узоров тех сплетенья

Похожи то на рыб,

То на рога оленьи,

То на речной изгиб

Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. В орнаменте в яркой форме раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства.

Ланки: будто вышивая сумочку, читает стихи

Летающая птица

Как проведет крылом,

Так и я сумею изобразить ее.

Ходящий по земле зверь,

Как протянет ногу свою,

Так и я сумею скопировать –

Такая я умелая мастерица.

Слайд 22

Ведущая: Такую песню поет мастерица, когда вышивает узор. Но такие узоры можно увидеть не только на одежде, но и на других предметах быта. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. Орнаментом и сегодня украшают обувь, туеса, пояса, сумки и другие предметы быта.

Практическая часть: создание оберега с хантыйскими орнаментами

Слайд 24

Мы узнали много интересного о народах ханты. А вы знаете ребята о празднике "Вурна хатл" Это Вороний день - день прихода весны, традиционно празднуется в день прилёта ворон.

Слайд 25

Ланки: С ее именем – Вороны месяцем – многое было связано.

И первое дыхание весны.

И первое тепло.

И первая улыбка весны.

И первые проталины.

И первые ручьи.

И первые оленята в стаде.

И первые ростки зелени.

Все – первое.

Ланки: Ворона прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Вороний день - любимейший праздник нашего народа.

Слайд 34

Ведущая: В представлениях ханты Ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник - с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день готовят мясо оленей и рыбу, ходят друг к другу в гости, угощаются, танцуют традиционные танцы, а также танцы, изображавшие весеннее поведение птиц. Танцы исполняли женщины, закрыв лица плакатами. На краю деревни ставят стол, а на него - жертвенную пищу для ворон.

Ведущая: Ребята, Ланки хочет посмотреть, как вы умеете рисовать. Ваши рисунки Ланки отвезет в свое стойбище и покажет сородичам.

Слайд 38-42

Посмотрите, какие сказочных ворон нарисовали художники! Давайте и мы нарисуем Ворону, и пусть она у нас будет нарядная, веселая и сказочная. И не забывайте, что Вороний праздник – это праздник народов Севера, а значит и наша Ворона должна быть одета в национальную одежду.

Объяснение основ рисования вороны.

(Техника безопасности при работе)

Вот и подошло к концу наше путешествие. Понравилось ли вам наше путешествие? Чтобы вы хотели пожелать Ланки на прощание? Что нового сегодня узнали?

Все молодцы, все внимательно слушали и нарисовали такие замечательные рисунки! (Ланки развешивает рисунки на доске)

Слайд 43

Вот и поиграли, как в тайге побывали.

А теперь пора и нам отправляться по домам.

Оленей запрягаем, нарты снаряжаем.

Ланки: Паям волум – до свидания или «Еще доброй жизни»!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегрированное итоговое занятие в старшей группе «Как ребята старшей группы Буратино помогли»Интегрированное итоговое занятие в старшей группе «Как ребята старшей группы Буратино помогли» Интегрированное итоговое занятие в старшей группеТема: «Как ребята старшей группы Буратино помогли!» Подготовила воспитатель гр. № 5 «Смешарики».

Интегрированное занятие в младшей группе «Осень в гости к нам пришла» Конспект интегрированного занятия в младшей группы тема: «Осень в гости к нам пришла» Светлана Гальчук Программные задачи: Образовательные:.

Интегрированное занятие в средней группе «Красная Шапочка идёт в гости» Задачи. Образовательные: закреплять и уточнять знания и представления детей о диких животных, овощах, фруктах; продолжать учить отгадывать.

Интегрированное занятие в средней группе «В гости к бабушке-загадушке» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Детский сад № 35 «Чебурашка» Г. Фокино (п. Дунай). Интегрированное занятие в средней.

Интегрированное занятие в средней группе «В гости к зубной Феи»Интегрированное занятие в средней группе «В гости к зубной Феи» Задачи: - уточнить и закрепить знания о полезных и вредных для здоровья зубов продуктах. - познакомить с предметами гигиены для полости.

Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи «К Солнышку в гости» Цель: организация познавательно-речевой деятельности посредством игры. Обучающие задачи: продолжить знакомить детей с фольклором, потешками,.

Итоговое интегрированное занятие в младшей группе «В гости к курочке с цыплятами» «В гости к курочке с цыплятами» МБДОУ №4 г. Волчанск Воспитатель: Баранова О. В. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,.

Итоговое интегрированное занятие во второй младшей группе «Путешествие в гости к героям сказки «Теремок»»Итоговое интегрированное занятие во второй младшей группе «Путешествие в гости к героям сказки «Теремок»» Цель: обобщить, закрепить и систематизировать знания детей полученные в течение года. Задачи: Обучающие: - закрепить умение детей классифицировать.

Интегрированное занятие в младшей группе с использованием элементов здоровьесберегающих технологий «В гости к Петушку» " В гости к Петушку" Цель: формирование у детей представлений о домашних птицах на основе игр и упражнений здоровьесберегающей технологии.

Открытое интегрированное занятие в младшей группе «В гости к мишке»Открытое интегрированное занятие в младшей группе «В гости к мишке» Открытое интегрированное занятие в младшей группе «В гости к Мишке» Цель занятия: реализация новых форм взаимодействия в системе «взрослый-ребенок»,.

Публикация Интегрированное занятие в старшей группе «В гости к ханты» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мальцева Оксана Яковлевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Интегрированное занятие в старшей группе «В гости к ханты»
Опубликовано: 24 июля 2019 в 20:31
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД