Лучший педагог года

Конспект интегрированного занятия с детьми старшей и подготовительной группы «Куклы из бабушкиного сундучка. Зима»

Галина Ускова
Конспект интегрированного занятия с детьми старшей и подготовительной группы «Куклы из бабушкиного сундучка. Зима»

Интегрированное занятие с детьми старшей и

подготовительной группы «Куклы из бабушкиного сундучка» (Зима)

Цель: Продолжать знакомство с историей народной куклы, через интеграцию предметов : художественного труда, чтение художественной литературы, музыки и познания. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать знакомить с историей и видами народных кукол.

Публикация «Конспект интегрированного занятия с детьми старшей и подготовительной группы „Куклы из бабушкиного сундучка, Зима“» размещена в разделах

-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

-Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности, детей в процессе интеграции различных видов деятельности:

словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.

-Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали костюма,

видеть их красоту.

-Закреплять знания детей о куклах - оберегах.

-Привлекать внимание детей к народной игрушке-кукле.

-Изготовить традиционную куклу-оберег.

-Совершенствовать мелкую моторику (складывание, заматывание, завязывание узлов)

Развивающие: Продолжать расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе.

-Развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству.

-Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.

- Воспитательные: Дать возможность ребёнку ощутить удовольствие и гордость от результатов своего труда.

-Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.

-Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.

Ход занятия.

1 слайд: Тема занятия.

Под музыку муз. руководитель (хозяюшка) в русском народном костюме и дети входят в зал, встают полукругом.

Хоз. -ка. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними по русскому народному обычаю!

Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (Отдают низкий поклон)

Хоз. -ка. Ребята, я снова хочу пригласить вас в мои мастерские! Проходите, присаживайтесь на самые удобные места!

Под музыку дети проходят в музыкальный зал (избу-мастерскую) садятся на лавочку (стульчики)

Хоз-ка. Посидим рядком поговорим ладком!

-Дорогие ребята! ВЫ уже знаете, что мы с вами живём в огромной и красивой стране. Скажите, как же она называется?

Дети: Россия.

Хоз-ка: 2 слайд(2-3 фото) : Наша Родина - матушка – Россия. Так с любовью её называли её наши предки. А хотите ли вы, ребятки, увидеть, как жили в старину на Руси в зимнее время? (Да, хотим)

3 слайд. Тарелочка с наливным яблочком.

Хоз-ка. Давайте обратимся к чудесному блюдечку с наливным яблочком. Покатим его по блюбечку, всю Россию увидим!

-Катись, катись наливное яблочко по блюдечку! Покажи нам Русь-матушку!

4 слайд. Хозяйка обращает внимание на экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. По каждому слайду ведё тся небольшой рассказ:

- Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.

Стояли они припорошенные зимними снегами. А зимними вечерами грелись возле печек, песни пели, рукоделием занимались, небылицы рассказывали.

Дети исполняют песню «Русская печка» муз. З. Я. Роот.

5 слайд. Столетиями жители этих деревушек работали в поле и на огороде.

6 слайд. (2 фото) Занимались ловлей рыбы, скотоводством, охотой.

7 слайд. Пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней радости и красоты. И люди создавали радость своими руками!

8 слайд. Серые фасады домов расписывали невиданными цветами и травами, украшали окна деревянной резьбой.

9 слайд. Вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины,

10 слайд. Плели различные кружева.

11 слайд. Вышивали на полотенцах.

12 слайд. Зимними вечерами мастерили своим руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение.

Звучит русская народная музыка. Хозяюшка идёт и берёт сундучок со словами :

- Посмотрите, у меня в мастерской сундук стоит! Я уверена, что много он тайн хранит. К сундучку я подойду, может что – нибудь в нём найду!

(Достаёт тряпичные куклы и показывает их детям)

Хоз. – ка. В этом сундучке живут необычные куклы. В старину куклы делали для разных случаев. Таких кукол в магазине не купить, они сделаны своими руками, с любовью. А как об этом рассказывается в стихах?

1. Русская, тряпичная, куколка простая

Славила Россию игрушка удалая,

Бодрая, весёлая, игрушка озорна,

А по нраву русская, значит нам родная!

2. Есть кукла, кукла – оберег, твоя помощница на век,

Люби меня и уважай, и никогда не обижай!

Я принесу тебе удачу, жизнь станет ярче и богаче!

Хоз. – ка. Давайте вспомним какие бывают куклы?

Дети: Куклы бывают игровые, обрядовые, обереговые!

Хоз. –ка. Верно! Мы уже с вами знаем много народных кукол. Вот это какая кукла? (показывает игровую куклу Полешко)

Реб. Это обыкновенная игровая кукла Полешко, с такими куклами раньше играли дети. Они делались из обыкновенного маленького полена, на котором завязывались платок и тряпочка вместо платья - кукла готова.

Хоз. – ка. Всё сказано верно, молодцы! Засиделись наши ножки, надо их размять немножко. В круг скорее все вставайте с куклой Полешко поиграйте!

Все дети встают в круг, в центре Хозяюшка с куклой в руках. Все двигаются в двух концентрических кругах и поют.

- Идём мы все по кругу, по кругу, по кругу,

- Приветствуем друг друга, друг друга, друг друга,

- С куклой ты попрыгаешь? Попрыгаем, попрыгаем!

- Ты ножками подрыгаешь? Подрыгаем, подрыгаем

- А ручками похлопаешь? Похлопаем, похлопаем!

- А ножками потопаешь? Потопаем, потопаем!

- А потом покружишься? Покружимся, покружимся!

- С дружочком ты подружишься? Подружимся, подружимся!

- А потом попляшешь? Попляшем, попляшем! (Игра проводится 1 раз)

После игры дети рассаживаются на свои места.

Хоз. –ка. А ещё в бабушкином сундуке есть кукла обрядовая. Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное значение. В рождественские праздники изготавливали обрядовую куклу «КОЗУ». В её основе деревянная крестовина, а лицо, голова, косы или борода из соломы или мочала. Одевали «КОЗУ» специально в яркое платье или тулуп, поверх которого крепились обрядовые предметы: бубны, колокольчики, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками. Кукла «КОЗА» была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю.

- Есть у нас в сундуке ещё одна кукла – обрядовая. Если загадку отгадаете, то как называю её узнаете.

На празднике проводов зимы на горах катаемся,

Блинами объедаемся! Одной куклой восхваляемся!

Дети: Масленица!

Хоз. – ка. Верно, МАСЛЕНИЦА! Масленица первая закличка весны. Это разгульный праздник, посвящённый проводам или точнее изгнанию зимы и встрече весеннего солнца. Кукла «Масленица» обязательный атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной зимы. Изготавливают куклу из веток, прутьев, соломы. Вместо волос очёсы льна, заплетённые в косу. На голове – платок. Наряжали Масленицу в женскую одежду, а после праздника – сжигали, при этом весну с помощью закличек звали. А какая куколка считалась оберегом хорошего настроения?

Дети: Колокольчик

Хоз. - ка. Достаёт из сундучка куклу «Колокольчик»

Хоз. - ка. Пусть куколка эта нас повеселит! А, ну ребята, все вставайте, весёлую игру начинайте!

Дети играют в р. н. игру «У бабушки Маланьи»

Реб. Для того, чтоб настроенье было поднятым всегда,

Нужно, чтобы в каждом доме эта куколка была!

Хоз. - ка. А ещё в моём сундучке есть куклы обереговые. Давайте вспомним, что такое оберег?

Дети: Это предмет, который защищает людей от разных бед.

Хоз. – ка. Правильно, оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.

Хозяюшка подходит к сундучку и достаёт куклы - обереги.

Хозяйка вместе с детьми вспоминают уже знакомые обереговые куклы.

Хоз. – ка. Сегодня вы познакомитесь куклой – Рождественский ангел. Как вы думаете, почему её так называют? (Варианты ответов детей)

Хоз. – ка. В старину, если куколку носили всегда с собой в укромном месте, то она оберегала хозяина от несчастий.

Хоз – ка. Ребята, а эта куколка приготовила для вас игру.

Пальчиковая игра: «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли. (Производить воображаемые движения)

Хоз. – ка. Делу время – потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети забавляться, пора делом заниматься!

Но сначала мы вспомним правила создания кукол.

Дети вместе: Куклы делаются только по доброй воле, с добрым мыслями, для доброго человека.

Хоз. - ка. Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что всё необходимое для работы у вас есть. Заготовки оберега Рождественского ангела у вас уже есть, поэтому, приступаем к работе!

Моя куколка – ангел – хранитель будет «летать» и смотреть, как вы трудитесь. Старайтесь выполнить работу красиво и акккуратно, потом мы их будем дарить гостям.

- Кукла просто загляденье, детям всем на удивление,

Коль хотите научиться эту куклу смастерить,

Вам придётся не лениться и старанье приложить.

Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы под русскую народную мелодию.

Хоз. –ка. Какие красивые «Ангелы – хранители» у вас получились!

По окончании работы дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».

- Ребята, давайте наши куклы подарим гостям, но сначала надо пожелать что – нибудь хорошего и доброго. Подумайте, чтобы вы хорошего и доброго пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесёт своё доброе пожелание, положит свою ладошку на мою или других ребят, уже сказавших своё пожелание.

Начинает Хозяюшка: Я желаю всем мира и добра!

После того как все скажут свои пожелания – делается пирамида добра (правые руки в середину круга)

Хозяюшка тихонько раскачивает её со словами: Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! – подталкивает лежащие на её ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.

Дети дарят куколки – обереги гостям под музыкальное сопровождение.

Хоз. - ка. Ребята, скажите, где вы были в гостях, чем занимались?

1реб. Мы были в гостях в избе мастерской народной игрушки.

2реб. Говорили о куклах.

3. реб. Играли с ними мастерили обрядовую куклу Веснянка.

Под русскую народную музыку дети возвращаются в группу.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Пингвины» с детьми старшей группыКонспект интегрированного занятия «Пингвины» с детьми старшей группы Цель: учить детей свободно, без повторов и ненужных слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирёва «Про пингвинов» (по своему выбору,.

Конспект интегрированного занятия с детьми 3–4 лет «Зимушка-зима в гости к нам пришла» Программное содержание: побуждать к игровому и речевому взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Развивать фонематический слух, речевое.

Конспект интегрированного занятия «Еда без вреда» с детьми подготовительной группыКонспект интегрированного занятия «Еда без вреда» с детьми подготовительной группы «Еда без вреда» Задачи: Продолжать расширять и уточнять представления детей о продуктах питания, их происхождении, способах употребления,.

Конспект интегрированного занятия «Эти полезные роботы» с детьми подготовительной группы Конспект интегрированного занятия с детьми в подготовительной группе "Эти полезные роботы"Воспитатель Алфеева О. В. ; Цель:формировать представления.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с элементами театрализованной деятельности «Сказка из сундучка» Конспект интегрированного занятия в старшей группе с элементами театрализованной деятельности Подготовила: Аксенова Елена Тимофеевна, воспитатель.

Конспект организации и проведения занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы «Зимушка-зима» Тема занятия: «Зимушка - зима» Цель: обобщить представления детей о зиме как о времени года, ее признаках; о зверях и птицах; обучение связной.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы «Секреты бабушкиного сундука»Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы «Секреты бабушкиного сундука» Тема: «Секреты бабушкиного сундука» [/b]Ход занятия Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг.

Конспект ООД во второй младшей группе «Сказки из бабушкиного сундучка» (по сказке «Три медведя») «ПРИВИТЬ РЕБЕНКУ ВКУС К ЧТЕНИЮ – ЛУЧШИЙ ПОДАРОК, КОТОРЫЙ МЫ МОЖЕМ ЕМУ СДЕЛАТЬ» С. ЛУПАН Цель: развитие устойчивого интереса к книге как.

Проект «Секреты бабушкиного сундучка. Куклы-обереги» МБДОУ ДС №22 «Голубок» г. Туапсе Проект на тему: «СЕКРЕТЫ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА» Проект подготовила: Воспитатель Колесникова Таисия Васильевна.

Сценарий «Куклы из бабушкиного сундука» для детей средней группы с ОВЗСценарий «Куклы из бабушкиного сундука» для детей средней группы с ОВЗ Сценарий для для детей средней группы с ОВЗ: «Куклы из бабушкиного сундука». Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект интегрированного занятия с детьми старшей и подготовительной группы «Куклы из бабушкиного сундучка. Зима» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Галина Ускова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия с детьми старшей и подготовительной группы «Куклы из бабушкиного сундучка. Зима»
Опубликовано: 28 ноября 2019 в 14:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД