МААМ-картинки

Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию «Дымковская слобода» (1 фото)

Виктория
Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию «Дымковская слобода»

Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию «Дымковская слобода»

Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию «Дымковская слобода»

Цель:

- дать детям элементарные знания по истории возникновения дымковской игрушки в доступной для них форме, познакомить с порядком её изготовления;

- познакомить с элементами узора по мотивам народной декоративной росписи;

- формировать умение расписывать бумажные силуэты и создавать композицию.

Публикация «Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию „Дымковская слобода“» размещена в разделах

- воспитывать интерес и уважение к труду народных мастеров.

Обогащение словаря: землянка, мастеровые, обжиг, отбеливание, узоры, ярмарка.

Предварительная работа: рассматривание альбомов с иллюстрациями изделий народных промыслов; рассматривание народных игрушек, сделанных из дерева, глины, лозы; рассматривание иллюстраций дымковских игрушек; подготовка вырезанных силуэтов дымковских игрушек.

Ход деятельности.

Ребята, давно обещала рассказать вам о Дымковской игрушке, но всё сомневалась: всё ли я знаю о ней. И поэтому, написала в деревню Дымково письмо с просьбой рассказать мне всё об их игрушках. И вот, наконец, мне пришёл ответ.

Показывает конверт с письмом. Хотите узнать, что здесь написано?

Послушайте, о чем рассказывает письмо: «Случилось это давным-давно, когда даже ваших бабушек не было на свете, бабушка ваших бабушек были маленькими девочками. Правил в то время на Руси царь Иван. Рассердился он на гордых жителей Великого Устюга и выслал их в глухие места, далеко на север на реку Вятка. Суровые холодные там зимы. Не успели переселенцы построить себе избы и пришлось им зимовать в землянках. Завалило их снегом и только по голубому дымку, вьющемуся из труб, можно было догадаться, что здесь живут люди. Поэтому и прозвали ту деревню Дымково. А здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли они глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.

Глину собирали обычно весной после половодья и смешивали её с мелким чистым песком из реки, чтобы не трескались изделия при обжиге. Подготовка глины к работе – не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой и снова переворачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки.

Во время лепки главными помощниками мастера были острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой мастер убирал лишнюю глину, а сырой тряпочкой приглаживал все неровности и шероховатости и получалась игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа. Потом мастера «обеливали» игрушку, то есть разводили мел в молоке и опускали туда игрушку, а затем ставили её на сквозняк. Красная глиняная игрушка становилась белой и была готова к росписи.

Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми. Кисти для росписи были самодельными из лучинок и тряпочек, но одна всегда была из волосинок хорька, зверек такой водился в Дымковских лесах. Этой кистью расписывали лица барышням, рисовали глазки животным. А узор составляли мастерицы из кружков, колечек, точек, волнистых линий, полосок, клеток, овалов.

(На стол выставляются дымковские игрушки. Дети рассматривают их, Называют узоры, какие краски использовал мастер, расписывая игрушку).

Яркие, красивые игрушки любили люди и с удовольствием их покупали. Продавать свои игрушки мастера возили на ярмарки. Собирался там народ с разных мест на гулянье, а называлось оно «Свистунья» или «Свистопляска», потому что дымковские игрушки были не простые. Многие из них были свистульками. От этих свистулек и пошло название гуляньям.

Гимнастика для глаз:

Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной (моргают глазами)

Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись (делают круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду (отводят взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду (отводят взгляд вправо)

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Кто же это к нам стучится? Пойду и посмотрю.

Заходит «Незнайка» (переодетый воспитатель)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам послушать о Дымковских игрушках.

Воспитатель: Опоздал ты, Незнайка, я уже все ребятам рассказала.

Незнайка: Что же мне делать? Уж очень нравятся мне эти игрушки, а я про них ничего не знаю.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Незнайке. Расскажите ему всё, что вы запомнили из моего рассказа.

Во время детских рассказов помогаю наводящими вопросами:

1. Откуда появились Дымковские мастера?

2. Почему игрушки называют дымковскими?

3. Как готовили мастера глину?

4. Чем пользовались во время лепки?

5. Что делали после того, как слепили игрушку?

6. А как игрушки становились белыми?

7. Как составляли узор мастерицы?

Воспитатель: Теперь, Незнайка, ты знаешь всё о дымковской игрушке.

Мы с ребятами сейчас будем расписывать подготовленные шаблоны изображений дымковских игрушек. Поможешь нам?

Пальчиковая гимнастика:

Карандаш в руке катаю

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Воспитатель: Держите спину прямо, теперь давайте раскрасим заготовленные нами силуэты животных, птиц и людей.

Незнайка: Конечно! С большим удовольствием! А что вы будете делать с раскрашенными игрушками потом?

Воспитатель: А мы с ребятами наклеим раскрашенные шаблоны на подготовленный ватман, где заранее мы нарисовали с детьми лужайку и озеро. И назовем нашу работу «Дымковская слобода».

Незнайка благодарит детей за интересные рассказы и работы, прощается и уходит.

Публикации по теме:

«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка»)«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка») Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей и птиц. "Дымковская слобода".

«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи.«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. «Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. Конспект открытого интегрированного занятия для воспитанников.

Фотоотчет по коллективной работе по рисованию и аппликации «Дымковская слобода» в старшей группеФотоотчет по коллективной работе по рисованию и аппликации «Дымковская слобода» в старшей группе Цель: выполнение коллективной работы по рисованию и аппликации "Дымковская слобода. Задачи: - развивать эстетическое восприятие, образные.

Интегрированное занятие по окружающему миру и рисованию «Тюльпаномания» Цель: формирование представления детей о многообразии тюльпанов, ознакомление с историей появления тюльпана. Задачи: Образовательные: формировать.

Интегрированное занятие в средней группе «Дымковская уточка» в рамках проекта «Страна народных мастеров»Интегрированное занятие в средней группе «Дымковская уточка» в рамках проекта «Страна народных мастеров» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие (лепка, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие,.

Комплексное занятие по рисованию методом тычка и развитию речи для воспитанников детского дома «Игрушка-кошечка»Комплексное занятие по рисованию методом тычка и развитию речи для воспитанников детского дома «Игрушка-кошечка» Здравствуйте,дорогие коллеги и гости моей странички!Сегодня поделюсь с вами конспектом проведенного открытого занятия по рисованию методом.

Конспект занятия в старшей группе по рисованию «Дымковская слобода»Конспект занятия в старшей группе по рисованию «Дымковская слобода» А попали мы в село Дымково! Слайд села Дымково Это село Дым-ково. А почему оно так называется? В старину - и зимой, когда топились печи,.

Рисование по мотивам дымковской росписи. Коллективная композиция «Дымковская слобода»Рисование по мотивам дымковской росписи. Коллективная композиция «Дымковская слобода» Дорогие коллеги представляю вашему вниманию коллективную работу своих воспитанников. Цель: Способствовать развитию эстетического восприятия,.

Творческая мастерская «Новогодний сюрприз для Деда Мороза». Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группеТворческая мастерская «Новогодний сюрприз для Деда Мороза». Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе Дети 5-6 лет, имеющие недостатки речевого развития, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми и замкнутыми. Наша задача- помочь им.

Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие во второй младшей группеЗнакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие во второй младшей группе Образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация, социализация. Предварительная работа: Просмотр презентации.

Библиотека изображений:

Публикация Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию «Дымковская слобода» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Виктория на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию «Дымковская слобода»
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 19:26
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД