Папки-передвижки

Интегрированное коррекционное занятие «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук и артикуляционной моторики»

Ольга Яковлева
Интегрированное коррекционное занятие «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук и артикуляционной моторики»

Интегрированное коррекционное занятие

«Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук и артикуляционной моторики» для обучающихся с ТМНР

учитель-дефектолог Яковлева О. В.

Актуальность темы

Публикация «Интегрированное коррекционное занятие „Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук и артикуляционной моторики“» размещена в разделах

Проблема развития мелкой моторики в школьном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Движение артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовке речевого аппарата к речевой нагрузке способствует проведение артикуляционной гимнастики, то есть системы упражнений для развития речевых органов. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук и артикуляционной моторики является нетрадиционные методики. Для формирования мелкой моторики рук и артикуляционной моторики используются :

• су-Джок терапия;

• нейропсихологическая игра;

• кинезиологическая игра;

• биоэнергопластика;

• игры с прищепками.

Цели

развивать мелкую моторику, координацию движения и гибкость пальцев рук;

развивать артикуляционную моторику;

в процессе работы над мелкой моторикой совершенствовать психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память и речь детей;

Задачи

• улучшать моторику рук, координацию движений кистей, пальцев рук детей;

развивать артикуляционную моторику;

формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными методиками;

развивать внимание, творческие способности, ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение чувство ритма, развивать высшие психические процессы;

• формировать умение работать в коллективе;

• учить координировать свои действия;

Ход занятия

Биоэнергопластика

1. Упражнение «Лягушка».

Цель: формирование умения удерживать губ в улыбке.

Положение губ:

Инструкция: Широко улыбнуться, не показывая зубы, удерживатьгубы в таком положении под счет от 1 до 10 (5-10 раз).

Положение руки:

Инструкция: Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямленные и сомкнуты, ладонь направлена в низ. На счет 1 ладонь немного прогибается, пальцы слегка направлены вверх. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.

2. Упражнение «Хоботок».

Цель: формирование умения удерживать губы в вытянутыми вперед.

Положение губ:

Инструкция: Сомкнутые губы вытянуть вперед, удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10 (5-10 раз).

Положение руки:

Инструкция: Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямленные и сомкнуты, ладонь направлена в низ. На счет 1 пальцы собираются вмести, образуя хоботок. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.

3. Упражнение «Заборчик».

Цель: формирование умения удерживать губы в улыбке, обнажая зубы.

Положение губ:

Инструкция: широко улыбнуться, обнажая зубы, удерживатьгубы в таком положении под счет от 1 до 10 (5-10 раз).

Положение руки:

Инструкция: кисть руки находится горизонтально, пальцы образуют широкую трубочку. На счет 1 пальцы немного сгибаются и расходятся в стороны. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.

4. Упражнение «Пятачок».

Цель: формирование умения вращать вытянутыми вперед губами.

Положение губ:

Инструкция: вытянуть губы вперед, под счет поворачивать губы влево, вправо, поднять вверх, опустить вниз, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).

Положение руки:

Инструкция: Кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты, образуют хоботок. На счет 1 повернуть кисть в право, в лево, поднять вверх, опустить вниз. Затем вернуть в исходное положение.

5. Упражнение «Кролик».

Цель: формирование умения расслаблять мышцы губ.

Положение губ:

Инструкция: широко улыбнуться, открыть рот, верхними передними зубами покусывать нижнюю губу, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).

Положение руки:

Инструкция: Кисть руки находится горизонтально, 4 пальца сомкнуты и согнуты над большим пальцем, 4 согнутых пальца имитируют покусывание.

6. Упражнение «Трубочка».

Цель: формирование умения удерживать губы в широкой трубочке.

Положение губ:

Инструкция:Вытянуть губы вперед в виде широкой трубочки, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).

Положение руки:

Инструкция: Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1пальцы образуютширокую трубочку. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.

Игры с разноцветными прищепками

1. Игра Повтори скороговорку «Пчела».

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги скороговорки:

Ла-ла-ла – ко мне летит пчела,

Лы-лы-лы – жало у пчелы.

2. Игра «Солнышко».

Отгадайте загадку:

Светит, сверкает, всех согревает.

Что это?

(солнце).

Логопед. Правильно, это солнце. Как ласково называем его? (Солнышко.)

- Чего нет у нашего солнышка? (Лучиков.)

- Какого цвета лучики у солнца? (Желтого.)

- Давайте подарим солнышку волшебные, добрые лучики, чтобы светило и грело еще сильнее.

(Участники) выбирают из коробки желтые прищепки и «возвращают» солнцу лучи.

Солнышко утром рано встаёт.

Лучики тянет – тепло нам даёт.

3. Игра «Тучи»

Отгадайте загадку:

Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже — тем дождик ближе.

Что это?

(туча). Логопед. Правильно, это туча. Туча закрывает солнышко и начинается дождь. Даем детям заготовки тучи. Дети выбирают из коробки синие прищепки и прикрепляет к туче дождик. Прикрепить прищепки на тучку.

Тучка солнышко закрыла,

Землю дождиком умыла!

Биоэнергопластика

1. Упражнение «Лопатка».

Цель: формирование умения удерживать язык широким в спокойном и расслабленном положении.

Положение губ:

Описание:Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).

Описание: Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1 кисть руки опускается вниз. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.

2. Упражнение «Парус».

Цель: формирование умения удерживать язык за верхними зубами.

Положение губ:

Описание: Улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние зубы, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).

3. Упражнение «Чашечка».

Цель: формирование умения удерживать язык в форме чашечки.

Положение губ:

Описание: Вытянуть губы в широкую трубочку, открыть рот и сделать язык в форме чашечки, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).

Положение руки:

Описание: Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вверх. На счет 1 пальцы собираются и образуют чашечку. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.

4. Упражнение «Иголка».

Цель: формирование умения удерживать язык острым и напряженным.

Положение губ:

Описание: Улыбнуться, открыть рот и сделать острым, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).

Положение руки:

Описание: Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1 пальцы смыкаются в кулак, остается лишь указательный палец. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.

5. Упражнение «Киска сердится».

Цель: формирование умения удерживать язык за нижними зубами.

Положение губ:

Описание: Улыбнуться, открыть рот, приклеить язык за нижние зубы, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).

Положение руки:

Описание: Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1 пальцы сгибаются, образуя мостик. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.

6. Упражнение «Грибок».

Цель: формирование умения поднимать язык вверх.

Положение губ:

Описание: Улыбнуться, открыть рот, приклеить язык к небу, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).

Положение руки:

Описание: Кисть одной руки находится горизонтально, пальцы немного согнуты, образуя шляпку грибка, ладонь направлена вниз. Вторая ладонь находится вертикально, образуя ножку грибка. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.

Пальчиковые игры с шариком массажером Су – Джок

Пальчиковая игра «Зайки»

На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве, /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

Сказка «Ежик на прогулке»

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование: Су - Джок шарик - массажер.

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке) .

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко.

Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик, катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться, и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Физкультминутка «Хорошее настроение»

Ребята вы наверное устали, давайте немного отдохнем под веселую музыку (слайд с песней «хорошее настроение». Сделаем большой круг.

1. Потягивания — ноги на ширине плеч, тянемся вверх на носочках и одновременно поднимаем руки, опускаемся.

2. Плавные движения головой вперёд и назад.

3. Повороты — в движении участвует только корпус: на вдохе поворачиваемся корпусом в одну сторону, на выдохе возвращаемся в положение прямо, затем меняем сторону поворота.

4. Неглубокие приседания с вытянутыми вперёд руками и крепко прижатыми к полу пятками.

5. Упражнение для плеч: поднимаем и опускаем плечи. Усложнё нный вариант: плечи поднимаются и опускаются по очереди.

6. Наклоны: наклоняемся, стараясь дотянуться пальцами до пола, если сложно — колени можно согнуть.

7. Прыжки на двух ногах.

8. Упражнение на стабилизацию дыхания.

Молодцы, здорово у вас получилось (дети присаживаются на свои места).

Нейропсихологическая игра

Посмотрите, что я для вас приготовила (учитель показывает дорожки). Сейчас мы погуляем по этим дорожкам (показ, объяснение как нужно одновременно проходить путь). Приглашаются поочередно по два ребенка к столу учителя для прохождения задания. Каждый ребенок участвует в задании. Понравилось ли вам ребята играть.

Кинезиологическая игра

Вот еще интересное задание, но для начала посмотрите на меня и хорошо запомните. Прямоугольник это ладонь, круг (кулак, овал (ребро) учитель показывает три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Учитель вместе с детьми выполняет сначала правой рукой, потом левой, затем двумя одновременно. Далее предлагаются детям опорные таблички для прохождения задания.

Рефлексия

Игра «Снежный ком».

Дети по кругу передают «снежный ком» (из бумаги, и говорят о том, что получилось на занятии и о том, над чем еще стоит поработать.

Публикации по теме:

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики В своей работе большое внимание я уделяю развитию мелкой ручной моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем.

Дидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторикиДидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторики Вязаные игрушки и пособия - это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Поверхность вязаного пособия имеет ребристую структуру, которая.

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Мастер-класс для родителей «Упражнения для развития артикуляционной и мелкой моторики». Развлечение «В гостях у тёти Кошки»Мастер-класс для родителей «Упражнения для развития артикуляционной и мелкой моторики». Развлечение «В гостях у тёти Кошки» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет об итоговом мероприятии педагогического проекта "Праздник урожая", организованном.

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольниковНетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольников «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Нетрадиционные техники аппликации как способ развития мелкой моторики дошкольников Нетрадиционные техники аппликации как способ развития мелкой моторики дошкольников В век развитых технологий – роботов, компьютеров, айфонов,.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Пособие для развития мелкой моторикиПособие для развития мелкой моторики Игры на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное коррекционное занятие «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук и артикуляционной моторики»
Опубликовано: 28 апреля 2022 в 12:12
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД