МААМ-картинки

Интегративный подход в использовании сказкотерапии и песочной техники в коррекционных мероприятиях с детьми с ТНР (1 фото)

Елена Мамкеева
Интегративный подход в использовании сказкотерапии и песочной техники в коррекционных мероприятиях с детьми с ТНР

Возможности сказкотерапии в детской психологии безграничны. Сказка применима для психокоррекционной и психотерапевтической работы. Через сказку мы можем помогать решать внутриличностные и межличностные проблемы ребёнка, научить его бороться с болезнями, со страхами, формировать понимание этих болезней и страхов в безопасной и в то же время интересной для них форме, моделировать негативные ситуации, способы их разрешения и дальнейшего предупреждения в будущем, тем самым снижая имеющиеся травмирующие переживания у детей.

Публикация «Интегративный подход в использовании сказкотерапии и песочной техники в коррекционных мероприятиях с детьми с ТНР» размещена в разделах

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка.

Интегративный подход в использовании сказкотерапии и песочной техники в коррекционных мероприятиях с детьми с ТНР

Под психокоррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребёнку смысла происходящего, настоящего или будущего события, тем самым корригируя отдельные эмоциональные или поведенческие реакции.

Психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий, «врачуют» душу, помогают увидеть происходящее с другой стороны. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Психотерапевтические сказки создаются специально для сказкотерапии, они сочиняются по проблемам, характерным для того контингента, с которым работает психолог; иногда сказка пишется для конкретного клиента. К психотерапевтическим сказкам можно отнести также и сказки самого клиента, сказки, сочинённые совместно с клиентом, притчи, истории Ветхого Завета.

В отличие от диагностических и адаптационных, дидактических сказок, где активен внешний диалог ребёнка со взрослым, сказки коррекционные и психотерапевтические созданы для внутренней работы самого ребёнка. Обсуждения и беседы возможны только по инициативе детей. Сам текст таких сказок создан именно таким образом, чтобы учитывать особенности переживаний, проблемы, возрастные возможности и пр. Ребёнок только слушает сказку, и дальнейшее направление работы психолога полностью зависит от его восприятия.

ИГРОВОЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

В основе данного игрового коррекционно-развивающего занятия лежит сказкотерапия. В сказке задействованы все сенсорные каналы, отсутствуют осуждения, назидания. Педагог активно включается в совместное эмоциональное переживание с детьми, является активным участником занятия, поэтому так же выполняет правила, безоценочно принимает ответы, фантазии детей, занимает поддерживающую позицию.

При необходимости в начале занятия педагог напоминает правила поведения в кабинете.

В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Можно занятие разделить на две части.

Цели и задачи игрового занятия

Цели: способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива, развитие самосознания, осознания своей схожести с другими.

Задачи:

- развитие коммуникативных качеств, игровых навыков, произвольного поведения; развитие уверенности в себе; формирование дружеских взаимоотношений; воспитание сочувствия, сопереживания к ближнему.

- развитие внимания, творческого воображения, восприятия, речи, мелкой моторики; коррекция и профилактика страхов; обучение способам телесного выражения различных эмоциональных состояний; групповое сплочение, принятие друг друга.

Оборудование: магнитофон с аудиозаписью звуков природы; цветные карандаши; вода; пластмассовые стаканчики; бумажные кораблики; шнурки; кубики; песочница с песком; сказочный игрушечный зверёк в виде игрушки; пульверизатор с тёплой водой; салфетки.

Структура и форма занятия

Время занятия: 20-25 мин.

Возраст детей: 5 – 7 лет.

Количество детей: от 4 до 6.

Место проведения: кабинет педагога-психолога.

Форма организации занятия:

Подготовительная часть включает ритуал приветствия в виде вхождения в сказку, а так же двигательные игры-разминки, направленные на сплочение группы, снижение эмоционального и мышечного напряжения и т. д.

Основная часть: чтение сказки, выполнение различных заданий направленных на развитие творческого воображения, сенсорного восприятия, внимания, речи, мелкой моторики, уверенности в себе, коррекции страхов и т. д.

Заключительная часть представляет собой обсуждение произошедшего (что понравилось, что запомнилось и т. д.) для осмысления, эмоционального отреагирования, рефлексии, а также ритуал прощания, выхода из сказочного мира.

Ход занятия:

Педагог говорит о том, что сегодня детей ждёт путешествие в сказку.

Педагог: Далеко-далёко, в прекрасном зелёном лесу, окруженном рекой, на красивой полянке жили маленькие человечки - гномики. И жили они… Ребята придумайте, в чем жили эти гномики? (Дети высказывают свои предположения, а педагог фиксирует ответы для диагностики). Послушайте дальше. Каждое утро они начинали с того, что вставали с кроваток и потягивались, а потом умывались. Ребята, сегодня этими человечками - гномиками, я предлагаю стать вам. А для этого надо сделать следующее: встать и покружиться вокруг себя, сказав: «Мы вокруг себя покружились и в гномиков превратились». (Дети вместе с педагогом кружатся вокруг себя и говорят эти слова).

Гномики! Наступило утро, и мы проснулись, встали и потянулись. (Дети выполняют упражнение «Тянемся к солнышку», которое показывает педагог).

Упражнение: «Тянемся к солнышку»

Ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно «растягивая» все тело: начиная с пальцев рук, потом запястья, локти, плечи, грудной отдел, поясницу и ноги, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. Задержать дыхание. «Кончиками пальцев рук тянемся к солнышку». Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.

Педагог: Мы проснулись, сделали зарядку, а теперь что нужно сделать? (Дети отвечают: «Умыться»).

Звучит аудиосопровождение: журчание ручья.

Педагог читает стихи и показывает движения:

Водичка, водичка, (дети гладят себя по голове)

Умой гномам личико, (гладят лоб)

Чтобы щечки краснели, (гладят щеки)

Чтобы глазки блестели, (гладят брови)

Чтоб смеялся роток, (гладят губы, подбородок)

Чтоб кусался зубок! (дети улыбаются друг другу)

Педагог хвалит детей и предлагает сесть в кружок.

Педагог: Гномики умылись и отправились гулять. Так как человечки были ещё маленькими, то они никогда не уходили за пределы своего лесного царства, да и старшие не разрешали им далеко уходить. Но им всегда было интересно, что там, за рекой? Гуляя по своему лесу, гномики увидели необычного зверька. Ребята придумайте, что за необычный зверь это был? Как он выглядел, каким размером, цветом он мог быть? Давайте попробуем его описать. (Ответы детей).

Педагог фиксирует ответы, задаёт уточняющие вопросы. Возможен вариант рисования несуществующего животного.

А я думаю, что зверек мог бы выглядеть так! (Педагог описывает любую заранее подготовленную необычную игрушку и демонстрирует ее детям). Зверёк куда-то очень торопился, и человечки решили проследить за ним и побежали по извилистой тропинке.

Можно всем вместе обойти стулья змейкой. Каждому ребёнку предлагается сесть за стол, взять карандаш любого цвета и листок, где нарисована извилистая дорожка (педагог фиксирует цветовой выбор детей). Детям даётся задание провести линию посредине этой дорожке, от начала до конца, не отрывая карандаш от листа бумаги и не заезжая за чёрные линии.

Педагог: Гномики не заметили, как очутились около реки.

Зверёк тоже стоял недалеко от воды, но боялся приблизиться к ней.

Зверек: Как хочется пить, а я боюсь упасть в речку.

Ребята что же делать зверьку? (Дети высказывают свои предположения, а педагог записывает ответы).

Гномики, давайте напоим зверька, передавая (переливая) по очереди воду из рук в руки (из стакана в стакан). Старайтесь, чтоб ни одна капелька не пропала даром, то есть, не упала. (Педагог начинает переливать воду. Когда дети по кругу, переливая друг другу из стакана в стакан, перельют воду в стакан, находящийся в руках педагога, он «поит» зверька)

Вот он и напился. (Зверёк благодарит детей).

Педагог (обращаясь к зверьку): Знаешь, а мы всегда мечтали посмотреть, что там за рекой.

Зверек: Я могу вам в этом помочь, я знаю, где стоят лодки. (Зверек показывает бумажные лодки, размещенные на столах).

Педагог: Как здорово! Гномики давайте покажем, как мы радуемся. Ой! А как же мы поплывем? Весёл – нет! (Изображаем растерянность и грусть). Гномики, скажите мне, с помощью чего еще лодка может плыть? (мотор, парус.)

Педагог просит сесть детей за столы, где каждого ждёт свой белый бумажный кораблик (звуковое сопровождение: плеск волн).

Давайте же подуем на кораблики, чтобы паруса наполнились ветром, и поплыли по реке огибая все препятствия. (Можно заранее выложить на столе или ватмане извилистую речку с помощью шнурка и препятствия из кубиков).

Педагог хвалит детей и предлагает сесть в кружок, чтобы послушать продолжение сказки.

Переплыв через реку вместе с необычным новым другом, мы затратили много сил и теперь нам надо пообедать. А что вы любите есть на обед? (Взрослый фиксирует ответы детей).

Сегодня, гномики, мы будем кушать волшебные макароны.

Дети встают в круг и повторяют слова и движения за педагогом:

Макароны, макароны (показываем «кудряшки» на голове)

С кетчупом, с кетчупом. (мешаем ложкой в большой кастрюле)

Поострее, поострее (машем на себя руками, как в жару)

Перчиком, перчиком! (посыпаем перец пальцами)

Ножик вправо, вилку влево (показываем правую руку согнутую в локте, потом левую)

Кушаем, кушаем (по очереди делаем круговые движения руками)

Никого не слушаем (закрываем уши ладонями)

Слушаем, слушаем! (закрываем уши ладонями, качаем головой)

Мы поели, мы наелись (с довольным видом потираем живот)

Здорово, здорово! (показываем большой палец правой и левой руки поочередно)

А теперь нам каково? ВО! (показываем большой палец обеими вытянутыми руки)

Можно упражнение повторить несколько раз, ускоряя темп.

Педагог: Мы покушали и, оглядевшись, увидели прекрасные леса, поля и луга. Проходя по лесу, мы встретили разных гномиков: торопыжек, растеряшек, знаек, зазнаек, незнаек, храбрецов, врунишек, трусишек, злостиков, жадинок, врединок, опаздашек, успевашек, растяп, шутников, весельчаков, ворчунов, смельчаков, грустишек, обижаек, задир, грубия-шек, беспокоек, нехочух, возмущалок, ласкунчиков, печаликов. Ребята, вы уже догадались, почему их так прозвали? Например, торопыжки – это те, кто… (торопится, растеряшки – это те кто… (часто что-то теряет) и т. д.

Какие же все разные, прямо, как мы с вами, какие у всех разные характеры, привычки, желания, мечты… Да-а-а, мечты были у каждого гномика, но не у всех они сбывались, потому что их похищал Мечталов. Неужели такое может случится! Как же так! (Дети вместе с педагогом изображают удивление).

Ребята, а ваши мечты всегда сбываются? Например, зверек мечтает о…. А ты гномик … (называем имя ребенка) о чем мечтаешь? (и так опрашиваем всех детей).

Педагог: А я мечтаю поскорей оказаться дома, наше путешествие очень затянулось, давайте вернемся домой!

На этом наше сказочное путешествие заканчивается. Давайте покружимся: Мы вокруг себя покружились и в мальчиков и девочек превратились! Теперь вы опять стали мальчиками и девочкам.

Ребята, расскажите, что вам сегодня на занятии понравилось, запомнилось?

Педагог подводить итог занятия. Далее предлагает опять посмотреться в зеркало, чтобы попрощаться со сказкой. Дети выходят из кабинета

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Фотоотчёт о использовании оборудования Монтессори в работе с детьми раннего возрастаФотоотчёт о использовании оборудования Монтессори в работе с детьми раннего возраста В современной отечественной педагогической практике четко прослеживается тенденция к развитию вариативности в организации образования детей.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по сказкотерапии с элементами песочной терапии «Путешествие в сказку»Конспект коррекционно-развивающего занятия по сказкотерапии с элементами песочной терапии «Путешествие в сказку» Тип занятия Комплексное Вид занятия - путешествие Цель занятия: • Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.

Конспект занятия по песочной терапии с детьми дошкольного возраста «Здравствуй, песочек!» Задачи: 1. Познакомить детей с песком, его свойствами и особенностями. 2. Учить детей самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом,.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Коррекционно-развивающее занятие с использованием сказкотерапии с детьми старшей группы «Сказочное путешествие»Коррекционно-развивающее занятие с использованием сказкотерапии с детьми старшей группы «Сказочное путешествие» Коррекционно - развивающее занятие с использованием сказкотерапии с детьми старшей группы А "Сказочное путешествие" Цель: - познакомить.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» В настоящее время остро стоит проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом подходе. В основе моей работы лежит.

Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек» педагог-психолог: Т. А. Бутаева Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек» Цель: способствовать.

Библиотека изображений:

Публикация Интегративный подход в использовании сказкотерапии и песочной техники в коррекционных мероприятиях с детьми с ТНР (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Мамкеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Интегративный подход в использовании сказкотерапии и песочной техники в коррекционных мероприятиях с детьми с ТНР
Опубликовано: 19 сентября 2021 в 17:16
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД